"Петро вне подозрений"

0:00
0

Главным событием табачного рынка стала очередная победа Japan Tobacco International над налоговиками. Как сообщает “Коммерсантъ”, апелляционный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти отклонил апелляцию ФНС, которая добивалась от дочерней компании JTI фабрики “Петро” доплаты в бюджет около $15 млн. недоимок, пеней и штрафов за 2001 год. “Мы удовлетворены решением суда. Наша принципиальная позиция – соблюдение действующего российского законодательства, – заявил по итогам заседания управляющий по связям с общественностью ЗАО “Дж.Т.И. по маркетингу и продажам” Анатолий Верещагин. – Мы строим бизнес на долгосрочной основе и крайне заинтересованы в развитии стабильных и справедливых отношений, без которых коммерческий успех невозможен”.

Эксперты, опрошенные “Коммерсантом”, высказали уверенность в том, что в случае дальнейших налоговых претензий к ООО “Петро” суд, скорее всего, примет решение в пользу компании. “По сути дела, спор идет о том, чем руководствоваться при расчете процентов по кредитам и займам: межправительственными соглашениями или положением о бухгалтерском учете, – считает юрист ИК “Проспект” Эльдар Назмутдинов. – В этом случае международные и межправительственные соглашения имеют приоритетное значение”.

Вместе с тем, “Коммерсантом” напоминает, что у налоговых органов есть и другие претензии к Japan Tobacco International. В частности, ФНС требует от табачной компании доплатить в бюджет более $70 млн. недоимок за 2000 год. Налоговики посчитали, что в бухгалтерской отчетности компания занижала стоимость своей продукции. В свою очередь, в JTI утверждают, что в данном случае речь идет о так называемой учетной стоимости, которая использовалась для удобства внутреннего документооборота. Эльдар Назмутдинов считает, что у JTI мало шансов на победу в этом деле.

В свою очередь, “Бизнес” не скрывает удовлетворения решением суда Санкт-Петербурга и Ленобласти. “Фискалам дали прикурить” – так называется статья обозревателя газеты Александра Демчука. При этом “Бизнес” также сообщает, что судебный процесс JTI с Московской налоговой службой пока не завершен. В этом процессе JTI уже проиграла три инстанции и готовится подавать заявление в Высший арбитражный суд. “Появившиеся практически в одно время два судебных разбирательства с JTI создавали впечатление, что российский бюджет пытается залезть в карман японскому. Но исход дела с “Петро” доказывает, что в этих делах нет политической составляющей”, – заявляет редактор отраслевого информагентства “Русский табак” Максим Королев.

Комментируя ситуацию для “Газеты”, представители JTI отметили, что оценка налоговых властей базируется на ошибочном толковании существующих фискальных правил, а также неправильном понимании системы бухгалтерского учета и отчетности, используемой в многонациональных корпорациях. Именно поэтому представители российского бизнес-сообщества восприняли победу в суде японской корпорации с большим воодушевлением. “Подобные казусы в нашей стране возникают из-за несовершенства нормативной базы, а также из-за отсутствия правоприменительной практики в этой области, – заявляет директор по финансовому консалтингу компании “БДО Юникон” Наталья Одинцова. – Меня очень радует, что апелляционный суд оставил в силе решение первой инстанции. Отрадно, что наконец-то компании научились отстаивать в суде свои интересы”.

“До сих пор решение о том, что “стакан наполовину полон” или “наполовину пуст”, суды оставляли за налоговиками. Теперь, похоже, лед тронулся – пусть только в отношении транснациональной корпорации”, – резюмирует обозреватель “Газеты” Кира Ремнева. – Хотя в России официально отсутствует привычное прецедентное право, наше законодательство позволяет выносить судебные решения “по аналогии”. Поэтому не исключено, что победа JTI в ВАС даст зеленый свет другим, более мелким компаниям, желающим оспорить результаты налоговых проверок”.

Между тем, принятие поправок к закону о рекламе, ограничивающих продвижение табачной продукции и алкоголя вновь откладывается. Аналитики между тем не сомневаются, что его принятие перенесено под давлением лоббистов. “Дебаты вокруг скандального закона идут уже больше года, депутаты вносят в него бесконечные поправки, которые продавливаются щедрыми рекламодателями, – отмечают “Новые известия”. – После первого чтения документ изменился до неузнаваемости. Есть опасность, что новый закон еще меньше будет защищать потребителей”.

Председатель комитета Госдумы по экономической политике Валерий Драганов признался, что принятие закона тормозится оттого, что ряд депутатов не устает вносить поправки, а потому документ приходится постоянно дорабатывать.

Как известно, новый закон предусматривает запрет на наружную рекламу табачных изделий. Однако табачники утверждают, что это их не сильно расстроит – они с легкостью перейдут на рекламные акции. Управляющий творческий директор BBDO Moscow Игорь Лутц заметил, что мировая рекламная индустрия привыкла работать в условиях жестких ограничений, что доказывает рекламную кампанию сигарет “Silk Сut”, в которой не показывается сам продукт, а обыгрывается название – “в кадре только разорванный шелк и вариации на эту тему”.

В ситуации законодательных запретов табачные гиганты по-новому расставляют акценты в рекламных концепциях. Так, новый директор отдела рекламы российского подразделения Philip Morris Фредрик Шталь в интервью журналу “Индустрия рекламы” подчеркнул, что компания не занимается продвижением курения. “Наша деятельность вообще не затрагивает тех, кто не курит. Цель нашей маркетинговой работы – убедить взрослых курильщиков выбрать именно наши марки сигарет”, – заявил г-н Шталь.

Топ-менеджер РМ предупреждает, что власти должны проявить максимум осторожности при проведении антитабачной политики: “Очевидно, что резкое повышение налогов может приводить к тому, что курильщики будут переключаться на более дешевые сигареты, на другие табачные изделия, на поддельную или контрабандную продукцию, что неблагоприятно как для правительства, так и для потребителей, и для нас. Это еще одно подтверждение того, что регулирование отрасли должно быть всесторонним и охватывать не одну-две, а все сферы, затрагивающие табачный бизнес, – налогообложение, регулирование производства, маркетинг и продажи, контроль за потреблением и предоставлением потребителю необходимой информации, а также управление сетью поставок”.

В ситуации экспансии транснациональных гигантов российские компании, однако, не теряют оптимизма. Этому способствовало сохранение благоприятного механизма формирования табачного акциза. Как пишет ростовская газета “Город N”, владельцу “Донского табака” Ивану Саввиди удалось пролоббировать свой вариант поправок – методика исчисления акциза в 2006 году останется той же, но будет проиндексирована на 15 процентов. В декабре на очередном заседании “Табакпрома” было одобрено и другое предложение Саввиди – рассчитывать адвалорную часть акциза не от отпускной, а от розничной цены сигарет.

Как сообщает “Город N”, благодаря стараниям Саввиди в этом году “Донской Табак” планирует увеличить объемы производства на 20 процентов. Вместе с тем, газета вынуждена признать, что выручка “Донского Табака” в 2005 году заметно снизилась Если в 2004 году предприятие заработало 2,6 млрд. рублей, то по результатам работы за 9 месяцев прошлого года “Донской Табак” выручил на 1 миллиард меньше. Подчеркивается, что хотя компания Савииви заявляла о выводе на рынок новых марок в сегментах “премиум”, “средний”, “экономичный”, super slims, был запущен лишь один бренд в среднем ценовом сегменте – сигареты Continent.

Проблемы наметились и в торговых отношениях России и Украины. За несколько дней до Нового года агентство Context-Ua.Com отрапортовало, что Украина и Россия отменяют пошлины на торговлю табачными изделиями. При этом производители сигарет не обеспокоены грядущим открытием границ, поскольку и в России, и на Украине основные доли рынка принадлежат одним и тем же транснациональным компаниям. Однако 30 декабря стало известно, что Украина не выполнила необходимых формальностей для вступления в силу этого постановления. “Таким образом, пошлины с 1 января не отменят”, – сообщил украинскому “Коммерсанту” источник в Минэкономики республики.

При этом не может не радовать относительно благоприятная ситуация в России с распространением поддельных сигарет. Об этом можно судить из интервью директора по безопасности компании JTI в СНГ и странах Балтии Геннадия Колбасова, которое он дал “Российской газете”. “Россия сегодня не является лидером ни по объему производства контрафактной продукции, ни по распространению поддельной табачной продукции в другие страны, – заявил г-н Колбасов. – Наибольшую озабоченность по масштабам производства и распространения контрафактной продукции вызывают такие страны, как Китай, Парагвай, Филиппины, Северная Корея, Греция и Объединенные Арабские Эмираты. За последние четыре года мы с контрафактом встречались не более трех раз. В текущем году возбуждено пять уголовных дел. Я считаю, что предельно низкий уровень подделок сигарет компании достаточно надежно обеспечивают наша служба безопасности совместно с правоохранительными органами. Между нами идет постоянный обмен разного рода информацией о положении дел в различных регионах. Кроме того, нельзя не отметить и работу наших коллег из Philip Morris, British American Tobacco и Imperial Tobacco, а также таких организаций, как Русбренд и CIPR, которые активно занимаются защитой прав собственности”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ