Нелепый закон

0:00
0

Приняты в первом чтении поправки к Кодексу об административных правонарушениях, вводящие штрафы за курение вне специально отведенных для этого мест. “Дума предупреждает: курение вредит кошельку” – так называется статья, опубликованная в “Газете”. Подчеркивается, что новый законопроект изобилует курьезами. В частности, он предусматривает повышение штрафа за курение на рабочем месте с 300 до 500 рублей “при наличии уже двух провинностей”. Такая формулировка вызвала недоумение главы комитета Госдумы по аграрным вопросам Геннадия Кулика. “И где вы собираетесь ставить отметку о предупреждении, на лбу или на шее? Или каждому гражданину выдадите талон курильщика, где будете делать проколы, как раньше на водительских правах?” – полюбопытствовал депутат у авторов законопроекта, которые все же взяли голосу разума, решив ко второму чтению исключить спорную формулировку.

3-й Канал интересует другой вопрос: кто и где будет штрафовать нарушителей? Дело в том, что в законе не прописаны четко механизмы взимания штрафа. Эту же проблему поднимает ТВЦ. Депутат фракция ЛДПР Сергей Иванов, например, не понимает, как будет устанавливаться сам факт задымления рабочего помещения вредными веществами. “Вот представьте: мы с коллегой покурили у себя на рабочем месте, заходит проверка, говорит: ага, табачком пахнет. Ну и как будут устанавливать. Если человек нетрезвый, он дыхнет куда-то. А нам что, плевать что ли?” – недоумевает Иванов.

В свою очередь журналист Михаил Леонтьев, выступая в программе “Особое мнение” на “Эхе Москвы”, заявил о своей лояльности к курильщикам, которые “давно уже превратились в дискриминируемое меньшинство”. При этом Леонтьев уточнил, что он не курящий, но сочувствующий. “Есть пороки, гораздо более серьезные, чем курение, – считает обозреватель. – Это индивидуальное дело каждого. Кампания по курению явно носит идиотический характер. На мой взгляд, это маразм”. При этом, как отмечает Леонтьев, у проблемы есть политический аспект: “У нас в России состояние законодательства таковое, что Госдума должна уделить основное свое внимание борьбе с курением, использованию грубых слов на улице, вопросам разрешения однополых браков и так далее. Это американская демократия, когда нужно, чтобы население занималось интересными ему проблемами”.

Корреспондент НТВ Дмитрий Новиков обращает внимание, что депутаты ведут борьбу с курением на протяжении последних пяти лет: “Запретив курение в некоторых общественных местах, парламентарии выяснили, не хватает малого – административных санкций. От простых словесных предупреждений на охотном ряду переходят к карательным мерам”.

Парадоксально, но даже медики, которые казалось бы должны приветствовать антиникотиновый закон, к инициативам парламентариям отнеслись скептически. Московский кардиохирург Михаил Алшибай, выступая на радио “Свобода” почти дословно повторил аргументы своего тезки-журналиста. “У меня есть ощущение какой-то лжи и неискренности во всем этом, – признался эксперт. – Прежде всего, я думаю, что для нашей страны это не самая актуальная проблема. Есть проблемы, которые гораздо более важные, гораздо более животрепещущие. На этом фоне эта инициатива Думы по борьбе с курением выглядит на самом деле довольно нелепо. У нас в стране средняя продолжительность жизни составляет, если я не ошибаюсь, по последним данным, 58 лет. Курение, конечно, вносит определенный вклад в эту низкую продолжительность жизни, но отнюдь не играет в ней первую, главенствующую роль. При нашем уровне развития медицины, а, самое главное, при отношении государства, правительства, при нашем менталитете, который не направлен на то, чтобы спасать больных людей, когда проще их похоронить – это смотрится как-то нелепо”.

Более жестко высказалась Татьяна Толстая в эфире “Эха Москвы”. “Опыт показывает, что большинство людей курят. Некурящие, если страдают, могут выйти, – считает Толстая. – Дело в том, что запрещать пользоваться продуктом, который не только широко распространяется, но еще и государство на нем зарабатывает бешеные деньги – это безнравственно на мой взгляд и просто является желанием людей мучить, создавать невыносимые условия жизни, потому что курящий человек, если лишен возможности курить, нервничает. Так устроен организм, либо надо расстреливать курящих, либо надо устраивать наоборот помощь курящим. Организовывать им, например, кондиционированные места для курения”.

По всей вероятности, усиливающийся законодательный прессинг, способствует консолидации игроков табачного рынка, которые сегодня по ряду позиций выступают не как конкуренты, а как соратники. Так, компания Philip Morris, несколько лет выступавшая за возвращение специфической системы налогообложения отрасли, неожиданно изменила позицию и на собрании “Табакпрома” поддержала своего главного “акцизного” противника – компанию British American Tobacco. Как сообщают “Ведомости”, PR-агентство ФМ, комментируя ситуацию, ограничилось расплывчатым объяснением: “На многие вопросы еще предстоит найти ответ. “Филип Моррис Интернэшнл” в России считает необходимым участвовать в конструктивном диалоге для выработки наиболее приемлемых решений”.

Однако такой поворот событий оказался неожиданным для компании JTI, которая до недавних пор по акцизному вопросу выступала единым фронтом с ФМ. Суть интриги обозначена и в названии статьи – “Philip Morris подвела JTI”. Подчеркивается, что в Japan Tobacco крайне удивлены подобным поворотом событий. “Мы по-прежнему считаем, что специфический акциз более эффективен, прозрачен и легче администрируем для государства. Действующая комбинированная система доказала свою неэффективность”, – заявил управляющий по связям с общественность JTI Анатолий Верещагин.

Однако в BAT рады любому новому стороннику. “Мы только приветствуем, что некоторые компании приняли сторону справедливой системы налогообложения, отражающей интересы большинства участников рынка”, – заявил директор по корпоративным вопросам BAT Владимир Аксенов.

Большинство участников рынка представлено прежде всего российскими компаниями, которые в отличие от Philip Morris и JTI позиционируют себя в дешевом сегменте. Несмотря на то, что аналитики в один голос говорят о вытеснении местных игроков транснациональными варягами, отечественные фабрики пытаются доказать, что они не собираются пропадать за понюшку табака и выводят на рынок новые марки. Как сообщает Abnews.ru, “Нево Табак” проводит широкомасштабную рекламную кампанию в поддержку новой марки сигарет с фильтром “СССР”.

Подчеркивается, что сигареты “СССР” созданы как марка, связывающая две эпохи – Советский Союз и современную Россию. “У старшего поколения россиян с эпохой СССР связаны приятные воспоминания о тех действительно хороших моментах, которые были тогда в их жизни. В то же время, и молодежь с удовольствием использует советскую символику, но вкладывает в это уже новый смысл. Особенность позиционирования сигарет “СССР” в том, что эта марка не оставляет равнодушной ни одну из этих аудиторий, вызывая в каждой из них свой уникальный отклик”, – заявляет пресс-служба фабрики “Нево Табак”.

Широкомасштабную промоушн-акцию своих фирменных сигарет проводит и “Донской табак”. Как следует из сообщения, размещенного на корпоративной сайте компании, акция проходит в 30 городах России и продлится до 31 декабря 2005 года.

JTI также делает ставку на местный колорит, разместив в журнале “Hello” имиджевую статью “Классический пример” в поддержку рестайлинга знаменитого бренда “Русский стиль”. “С Кубы мы везем сигары, из Марокко – кальян, из Дании – фарфоровые курительные трубки. Теперь к этому тематическому списку присоединяется и Россия, – отмечает автор статьи. – Национальная идея быть лучшими во всем воплотилась в марке сигарет “Русский Стиль”. Первые и единственные русские сигареты премиум-класса становятся на одну ступень с лучшими мировыми производителями. Марка следует современным тенденциям: с октября этого года “Русский стиль” выходит в новой упаковке с закругленными краями. В то время как искусствоведы никак не окончат спор о том, существует ли такое понятие, как “современная классика”, “Русский стиль” доказывает, что даже традиции можно довести до абсолюта”.

Лидеры рынка также активно осваивают нишу сигарет класса super slims, которые ориентированы на дамскую аудиторию. Как следует из статьи “Запах женщины”, опубликованная в журнале “Индустрия рекламы”, вслед за British American Tobacco, выпустившей в среднем ценовом сегменте Pall Mall Super Slims, компания Gallaher провела лонч марки Glamour. “Позиционирование Glamour заложено в самом названии – сигареты для гламурных курильщиц”, – отмечает издание. При этом подчеркивается, что цена на сигареты будет достаточно демократичной – около 18 рублей за пачку. Как пишет “Индустрия рекламы”, ажиотаж в сегменте super slims вполне обоснован. По данным отраслевого интернет-портала “Русский табак”, в прошлом году было выкурено 6,27 млрд. штук “женских” сигарет, а в этом году цифра может увеличиться еще почти на 3,2 млрд.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ