Европейцы скоро закурят сигареты без дыма и табака

0:00
0

Журнал Institutional Investor недавно признал исполнительного директора компании Imperial Tobacco Гарета Дэвиса одним из лучших главных исполнительных директоров Европы. Гарет Дэвис возглавил Imperial Tobacco в 1996 году. Именно под его руководством было совершено девять сделок по поглощению, сделавшие Imperial подлинно международной компанией. В интервью журналу Global View г-н Дэвис заявил, что основным преимуществом Imperial является отличный портфель брэндов и широкий географический охват. Гарет Дэвис считает, что рынки Восточной Европы, в том числе Россия и Украина, обладают серьезным потенциалом.

При этом Imperial Tobacco трезво оценивает свои возможности и не ставит задачу занять место в тройке лидеров, потеснив Japan Tobacco. “У нас нет такой цели, – признался Гарет Дэвис. – Будучи на четвертом месте, мы далеко стоим от занимающей третье место Japan Tobacco, объем продаж у которой в два раза выше нашего”. Вместе с тем, Imperial Tobacco не отказывается от экспансивных планов. “Разумеется, у нас должен иметь место органический рост из года в год, и если появится подходящий объект приобретения достаточного размера, то как знать?” – заметил Дэвис.

Отвечая на вопрос о реструктуризации Imperial Tobacco с последующим сокращением кадров, Гарет Дэвис подчеркнул, что в последние два-три года все табачные компании проводили сокращения: “Это неизбежно, учитывая, что мировой рынок, в целом, довольно-таки статичен, а на некоторых континентах наблюдается спад. Увеличение степени регулирования также оказывает определенное воздействие на наличие рабочих мест”. При этом топ-менеджер Imperial высказал надежду на то, что запрет на курение будет проводиться цивилизованно с соблюдением интересов разных сторон. “Этот вопрос может быть разрешен благодаря проявлению здравого смысла и соблюдению правил хорошего тона, а также за счет использования практических решений, как то обеспечение наличия хорошо проветриваемых зон для курящих и зон для некурящих в офисах, ресторанах и прочих общественных местах”, – отмечает Дэвис.

Однако антитабачный прессинг с каждым днем усиливается. В странах Евросоюза 31 июля вступил в силу запрет на рекламу табачных изделий. Во исполнении данной директивы все государства ЕС отныне обязаны внести необходимые изменения в национальные законодательства. Как сообщили в пресс-службе Еврокомиссии, запрет распространяется на рекламу табака в теле- и радиоэфире, прессе и Интернете, а так же на спонсорскую рекламу при проведении на территории ЕС международных культурных и спортивных мероприятий. Цель антитабачной директивы ЕС является борьба за здоровый образ жизни европейцев. Еврокомиссар по здравоохранению и защите прав потребителей Маркас Каприано со своей стороны приветствовал вступление в силу директивы, а так же решение ряда стран ЕС запретить курение в общественных местах. Согласно исследованию Всемирного банка, введение запрета на рекламу табачных изделий может сократить потребление табака на 7 процентов.

Некоторые российские эксперты, опрошенные журналистами радиостанции “Эхо Москвы” выразили опасение, что табачные компании, испытывающие трудности с продвижением сигарет в Европе, начнут активно пропагандировать курение в нашей стране. Аналитики также предположили, что в России тоже может быть введен подобный запрет. Однако представители табачных компаний заявили, что ситуация в ЕС вряд ли повлияет на российский рынок: спрос на известные марки сигарет стабилен, а потому увеличивать масштабы рекламных компаний не имеет смысла.

При этом российские законодатели, приняв решение об увеличении табачных акцизов, приняли на вооружение европейский опыт антиникотиновой кампании. Как пишет “Трибуна”, в странах ЕС считают, что высокие цены на табак создают лучший стимул для отказа от вредной привычки. Сейчас, например, в Брюсселе невозможно найти магазина или кафе, где пачка сигарет стоила бы дешевле трех евро. “В общем, курить стало очень дорого”, – резюмирует обозреватель газеты Андрей Родионов.

Автор обращает внимание на побочные эффекты борьбы за здоровый образ жизни. Повышение цен на сигареты уже обернулось ростом контрабанды и увеличением объемов контрафактной продукции.

В России от новых акцизных ставок прежде всего пострадают курильщики дешевых сигарет. Координатор по связям с общественностью “БАТ Россия” Светлана Червякова на страницах интернет-газеты ZRPRESS.RU сообщает, что нижняя ценовая граница на наиболее доступные по цене сигареты с фильтром может установиться на уровне 7 руб. за пачку против 6-6,5 руб. в 2005 г.”.

По мнению Червяковой, на данный момент не существует адекватной альтернативы комбинированной системе акцизного налогообложения: “Ни специфическая, ни адвалорная ставка в чистом виде не могут эффективно применяться для столь разнообразного ассортимента табачной продукции, представленной различными производителями на российском рынке. Для поддержания баланса интересов и потребителей, и производителей, и государства в сегодняшних условиях необходимо применять гибкие комбинированные модели формирования ставки акциза”.

При этом на российском рынке явно доминирует низкоценовой сегмент. “Табакпром” со ссылкой на ACNielsen отмечает, что по данным на конец июня сигареты Premium составляли 11 процентов, Medium – 22 процента, VFM (“разумное качество по разумной цене”) – 14 процентов. Около 10 процентов рынка занимают овальные сигареты и папиросы.

Не исключено, что в обозримом будущем аналитики табачного рынка выделят новый сегмент – сигареты без дыма и табака. Как сообщает “Время новостей”, этот уникальный продукт появится на швейцарском рынке в будущем году. Новая сигарета состоит из пластиковой трубочки с разогревающимся корпусом и фильтра с никотином.

Разработчик продукта компания NicStic не сомневается в успехе новинки: “Кольцо изоляции вокруг курильщиков все больше сжимается. Новая сигарета позволит курильщикам получить дозу никотина, не нанося ущерба себе и окружающим”.

Агентство Strana.ru отмечает, что отказ от рекламы табака обойдется европейскому бюджету в десятки миллиардов евро убытков. Тем не менее, европейские законодатели надеются, что финансовые потери будут оправданы здоровьем людей. Так, например, в Великобритании каждый день впервые закуривают 450 подростков, а в целом курит пятая часть нынешних 15-летних британцев. По данным проведенного в Великобритании исследования, 80 процентов курильщиков приобщились к пагубной привычке в подростковом возрасте несмотря на запрет продавать табачные изделия лицам моложе 16 лет.

В то время как Европа борется с пассивным курением, российские табачные компании только осваивают азы экологичности производства. В то время как “Донской табак” к радости жителей Ростова-на-Дону перемещается в промзону, размещенную за пределами города, москвичи вынуждены страдать от соседства с фабрикой “Лигетт-Дукат”. Как сообщает агентство REGNUM, в конце июля резко возросло количество жалоб жителей южного округа столицы, которые проживают в районах, прилегающих к табачной фабрике. По версии агентства, ухудшению состояния окружающей среды способствовали залповые (предположительно несанкционированные) выбросы предприятия.

Как известно, согласно новой европейский антитабчной доктрине, к 2010 году будет прекращено субсидирование производителей табака в рамках единой сельскохозяйственной политики. Уже с 2006 года выделяемые дотации будут прогрессивно сокращаться.

Российские табачники страдают от непоследовательной политики местных властей. Как пишет питерский деловой журнал “Предприниматель СПб”, поправки в Налоговый кодекс, вступившие в силу с 2002 года, лишили компании “Петро” и “БАТ Санкт-Петербург” налоговых льгот на подакцизную продукцию.

В 2001 году администрация Санкт-Петербурга заключила соглашение с “Петро” и “БАТ Санкт-Петербург”, согласно кторому табачные компании, вложившие в местную экономику не менее $10 млн., получили налоговые льготы на период окупаемости проекта и были освобождены от уплаты 50 процентов налога на прибыль. Общая сумма льгот на период действия договоров для всех компаний составила $8 млн. Поправки в Налоговый кодекс, вступившие в силу с 2002 года, лишили регионы права предоставлять льготы производителям подакцизной продукции. Налоговики оспорили законность заключенных с компаниями соглашений. Суды их поддержали.

Как отмечает журнал “Предприниматель СПб”, пока ни о каком оспаривании положений закона не слышно. В июле 2004 года на рассмотрение городского ЗакСа внесен проект Инвестиционного кодекса Петербурга. Пока он прошел только первое чтение. По словам председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максима Соколова, ждать его скорого принятия не стоит.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ