Помогите бросить! – Адвокат Барщевский считает, что проблему табакозависимости не решить введением штрафных санкций

0:00
0

В центре внимания СМИ решение Philip Morris купить индонезийскую компанию РТ НМ Sampoerna более чем за пять миллиардов долларов. “Время новостей”, комментируя предстоящую сделку, ссылается на информацию “Интерфакс-АФИ”. Подчеркивается, что Индонезия – пятый по величине рынок сигарет в мире – сегодня очень привлекательна для табачных компаний из-за растущих налогов и снижения числа курильщиков в США и Западной Европе. Агентство Lenta.ru также отмечает, что Sampoerna контролирует почти 20 процентов сигаретного рынка Индонезии, а предлагаемая сумма в 20 раз превышает ожидаемую прибыль компании в 2005 году. Компания Sampoerna специализируется на выпуске особых сигарет, в состав которых входит табак и гвоздика.

Проблемы с налогообложением беспокоят и табачников, работающих на российском рынке. На годовом собрании ассоциации “Табакпром” две крупнейших компании Philip Morris и Japan Tobacco International в очередной раз заявили о необходимости возврата к выгодной для них системе специфического акциза на сигареты. Обозреватель “Коммерсанта” Дмитрий Добров подчеркивает, что в России началась очередная “война за акцизы”. Подчеркивается, что смешанная система выгода российским табачным фабрикам, а также British American Tobacco, Gallaher, Imperial и Altadis. Специфическая система выгодна производителям, лидирующим в верхнем ценовом сегменте табачного рынка – Philip Morris и Japan Tobacco International.

Добров, комментируя собрание “Табакпрома”, отмечает, что наиболее ярким стало выступление депутата Госдумы и бывшего главы “Донтабака” Ивана Саввиди, который предложил рассмотреть возможность взимания процентной составляющей акциза не с отпускной цены фабрики, а с розничной. По мнению Саввиди, транснациональные компании должны продавать сигареты не дешевле 15 руб. за пачку. Депутат при этом уточнил, что не имеет в виду ценовых ограничений для реализации продукции “транснационалов”, но выступает категорически против демпинга с их стороны.

Philip Morris и JTI обвинения в демпинге отрицают. Как заметил представитель одной из компаний, “в прошлом году нас сравнивали с Бушем в Ираке, так что мы уже привыкли”.

В итоге большинство членов ассоциации проголосовали за подготовку письма в правительство с предложением сохранить действующие правила взимания акцизов с последующим переходом к исчислению процентной составляющей от розничной цены. В прошлом году в аналогичном письме позиция Philip Morris и JTI была изложена как “особое мнение”. По оценкам экспертов, это означает, что два лидера рынка постараются самостоятельно донести свою позицию до правительства. “Так что война за табачный акциз, как всегда, обещает быть весьма увлекательной”, – резюмирует Дмитрий Добров.

Не менее увлекательной является и интрига вокруг должности председателя “Табакпрома”. Агентство “Рустабак” не исключает, что нынешний гендиректор ассоциации В. Теревцов может отказаться продлевать контракт. Вот как комментируют ситуации аналитики агентства: “Это было бы вполне понятно: работа тяжелая, не слишком благодарная, да и материальная мотивация не сравнима с доходами от продажи акций (например, “Балканской звезды”). Формально момент подходящий, все поймут, и даже стремящиеся к нулю результаты работы ассоциации не испортят общего впечатления о руководителе. Проводы были бы пышными. В случае сохранения поста за Теревцовым, очевидно, сохранится и нынешний аппарат ассоциации, почти недееспособный и склонный к манипулированию своим директором, пользуясь его полным доверием. А это будет означать, что в ближайшие 2-3 года ассоциация окончательно себя дискредитирует и, к сожалению, успеет значительно навредить тем самым всей табачной индустрии России”.

Нужно отметить, что защита корпоративных интересов табачников особенно актуально в ситуации усиливающегося законодательного прессинга и возросшей информационной блокады: как известно, производителям табачных компания все сложнее попадать в поле внимание СМИ, которые не балуют интересом представителей “индустрии греха”. В этой ситуации особенно почетно оказаться в рейтинге “55 лучших связных со СМИ”, который подготовил журнал “Индустрия рекламы”. Составители рейтинга не ограничились количеством публикаций и контекстом упоминаний компаний в информационном поле, а использовали методику экспертной оценки, предложив назвать лучших корпоративных пиарщиков журналистам “Коммерсанта”, “Ведомостей”, “Известий”, “Бизнеса”, RBC daily, “Эксперта”, “Компании”, “Профиля”, РБК, РИА “Новости” и “Интерфакса”. “Связные со СМИ” оценивались по следующим критериям: “С ним легко связаться; предоставляет полную информацию по запросу; не терроризирует вопросами, когда выйдет материал; не пытается выбить публикацию за каждый съеденный бутерброд”. Почетное звание “Лучшего связного” был удостоен и директор по корпоративным отношениям компании “БАТ Россия” Владимир Аксенов.

Активно сотрудничает со СМИ и главный конкурент БАТ компания Philip Morris, используя для этого, в частности, такие тонкие технологии как спонсирование V Национальной премии “Медиа-Менеджер России”.

Как заявил агентству “Росбалт” директор департамента по корпоративным вопросам компании Philip Morris Алик Туйгунов, “юбилейное – пятое проведение премии “Медиа-Менеджер России” является подтверждением роста качества, репутации и влияния “четвертой власти” в России: “Диплом премии – факт профессионального признания, и, если хотите, “знак качества” в медиа-индустрии. Это возможность отметить наиболее ярких лидеров, обеспечивающих поступательное развитие отрасли. Мы традиционно поддерживаем эту замечательную инициативу и хотим пожелать всем лауреатам, нынешним и будущим, больших творческих успехов и процветания, новых побед и достижений”.

Вопрос лицензирования производства табачных изделий также не может не волновать ключевых игроков рынка. Директор информационно-аналитической службы ассоциации “Грандтабак” В. Стефашин для справочника “Табачный бизнес в России” написал статью, в которой утверждает, что сегодняшнее требование об обязательном наличии табачного оборудования по подготовке и переработке табачного сырья на предприятии-изготовителе табачных изделий является “явно дискриминационным”: “Практика работы Положения показала, что это требование создает благоприятные условия работы для фабрик, эксплуатирующих давно морально устаревшее табачное оборудование, на котором невозможно выпускать продукцию высокого качества, не стимулирует внедрение новых технологий, привело к закрытию ряда новых предприятий, которые производили сигареты, соответствующие мировым стандартам, а также способствует коррумпированности чиновников, т.к., при желании, это требование можно легко обойти, только вот стоимость лицензии в этом случае сильно возрастает”.

Из этого глава ассоциации “Грандтабак” делает выводы, что хотя лицензирование табачного производства сыграло определенную положительную роль в становлении табачной промышленности, сегодня оно во многом устарело. В. Стефашин предлагает существующую систему лицензирования производства табачной продукции максимально демонополизировать, а также создать условия, предотвращающие неконтролируемое “расползание” табачного оборудования для нелегального производства курительных изделий в России и других странах мира.

В справочнике “Табачный бизнес в России” также была опубликована статья Т. Мордкович, посвященная анализу ситуации на московском табачном рынке. “По нашим многолетним наблюдениям, Киевский табачный рынок Москвы является в определенной степени достаточно правдивым зеркалом, отражающим реалии табачного бизнеса России, – считает автор. – Если несколько лет назад ассортимент продукции, продававшейся здесь, насчитывал несколько сот наименований от нескольких десятков производителей из всех регионов страны, то теперь ситуация сильно изменилась в сторону сокращения номенклатуры реализуемого товара и сужения числа производителей. Их круг замкнулся на основных компаниях: “Филип Моррис”, “Дж.Т.И.”, “БАТ”, “Галлахер-Лиггетт-Дукат”, “Империал Тобакко-Реемтсма”, “Балканская звезда” и “Донской табак”, которые, по данным Федеральной службы государственной статистики, производят в настоящий момент более 90 процентов всей табачной продукции в стране. Изредка на рынке встречались сигареты фабрик “Табакинвестпром”, “Шилове”, “Нево-табак”, “Моршанская ТФ”. Установившееся постоянство ассортимента выражается не только в наличии полного наименования марок названных производителей, но и в практическом отсутствии новых”.

Сегодня табачным компаниям в России приходится не так комфортно, как несколько лет назад. Как известно, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко требует подписания Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Ряд депутатов Госдумы выразили готовность ратифицировать конвенцию и внести ряд поправок в закон “Об ограничении табакокурения” уже этой весной. Однако адвокат Михаил Барщевский как “страстный курильщик” считает, что такой закон нарушает права человека. Излагая свою позицию в журнале “Огонек” Барщевский утверждает, что введение системы штрафов за курение в России – дело безнадежное: “Такой запрет будет нарушаться, а принимать нереальные законы вредно и для общества, и для власти. Я в последнее время курю по полторы пачки в день и мечтаю бросить – так вы помогите мне, а не заставляйте. C курением нельзя бороться одними законами. Гораздо правильнее пропагандировать средства, которые помогают бросить курить. Сейчас такие препараты стоят недешево, и потому курить, к сожалению, дешевле, чем бросить. Государство могло бы обеспечить населению дотации: допустим, отменить налоги на продажу антитабачных препаратов или вообще раздавать их бесплатно”.

В общем пока у российских табачников есть такие авторитетные и любимые в народе общественные лоббисты, как уважаемый г-н Барщевский, их позиции не так уж плохи. Что бы ни предпринимали Онищенко и компания.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ