"Донтабак": Один, совсем один…

0:00
0

После того как ярославская табачная фабрика “Балканская звезда” была продана франко-испанской Altadis, ростовский “Донтабак” остался наедине с транснациональными корпорациями, констатирует “Компания”. И это единственный российский производитель с более или менее заметной долей продаж. Да и то лишь в южном регионе. Как известно, еще в начале года Иван Саввиди сложил с себя полномочия гендиректора “Донского табака”, а недавно передал свои 75,71 процента акций жене Киряки Саввиди. Однако он до сих пор остается ключевой фигурой в управлении табачной фабрикой. Нынешние же рыночные неудачи своего предприятия Саввиди списывает на “бесцеремонное” вторжение в Россию транснациональных компаний при косвенной поддержке государства. Вот только мысль о необходимости срочно спасать родное предприятие у Саввиди появилась, кажется, слишком поздно. Ну а с начала нынешнего года руководство фабрики только тем и занимается, что останавливает падение рыночной доли. Правда, сейчас на предприятии констатируют, что стабилизация, наконец-то, наметилась. Объем производства к концу года даже должен увеличиться до 26 млрд. вместо 23,9 млрд. штук в 2003 году. Кроме того, в ближайшие месяцы “Донтабак” собирается вывести новые марки во всех сегментах, в том числе и в премиальном, а еще закончить переезд на новую производственную площадку.

Между тем известно, г-н Саввиди вообще-то никогда не тратил на родное предприятие больших денег. Именно стратегия экономии делает сомнительными заявления владельца фабрики о подготовке к реваншу на табачном рынке. По мнению главы агентства “Бизнес Аналитика” Андрея Стерлина, проблемы “Донтабака” обусловлены скудным финансированием маркетинговой деятельности и недостаточно высокой активностью дистрибуции. Как бы то ни было, в 2005 году компания “Донской табак” собирается вернуть себе утерянные позиции. И даже всерьез занялась финансовым планированием, завершив с помощью своего партнера – компания “АйТи” – проект по построению собственной системы бюджетирования.

В то же самое время нынешний основной конкурент “Донтабака” – компания Altadis, оказывается, совсем даже не собирается расширять мощности в Ярославле, но намерена при этом увеличить объем производства сигарет. Правда, отнюдь не “Примы”. Altadis должна придать блеску “Балканской звезде”. С нового года компания начнет выпускать в Ярославле сигареты под марками Gauloises Blondes и Fortuna, и к 2008 году объем их производства должен составить около 4 млрд. штук. При этом выпуск существующих марок “Балканки”, конечно, продолжится, планируется также и появление нового локального брэнда. А вот какие-то марки, возможно, будут выведены из ассортимента. (Один из очевидных претендентов на “выход” – “Прима”, спрос на которую неуклонно сокращается.)

Впрочем, освободив производственные помещения для Gauloises Blondes, Fortuna и др., Altadis выполнит лишь малую часть работы. Гораздо больше усилий компании придется приложить для продвижения своих брэндов. Глава ассоциации “Грандтабак” Сергей Шелехов утверждает, что для перехода на другую марку сигарет потребитель должен выкурить не менее шести блоков новых – с меньшего количества трудно распробовать и привыкнуть к вкусу. На сегодня же доля собственных марок Altadis в России ничтожно мала – 0,1 процентов и продвигать новые для российских курильщиков брэнды компании придется в трудных условиях.

Вот и “Русский табак” еще раз напоминает, что введение почти полного запрета на рекламу табачных изделий сильно сократит поле для маркетинговой деятельности компаний. И в этих новых условиях все большую роль будет играть уникальность табачного брэнда, наличие изюминки, привлекающей курильщика. Так, например, новинка, вышедшая в Японии в начале 2003 года, сумела завоевать там популярность, и теперь JTI решила вывести сигареты “Lucia” на российский рынок. В сигаретах “Lucia” применена инновационная технология LSS (less smoke smell – меньше табачного запаха), основанная на использовании двухслойной сигаретной бумаги и специальных цитрусовых микрокапсул. Сигареты обладают приятным легким вкусом ментола и освежающим цитрусовым ароматом.

Директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Владимир Аксенов также уверен, что российские потребители все больше предпочитают курить легкие сигареты и большой популярностью пользуются у них мягкие табаки, американская мешка – табак с ароматическими добавками, соусами.

В связи с этим компания BAT заявила о перезапуске на рынок всемирно известного брэнда “Dunhill”, который не только будет импортироваться в Россию, но и, похоже, станет одним из интереснейших представителей ассортиментного портфеля компании. Новый “Dunhill” уже появился на рынке в шести вариантах сигар и четырех вкусовых вариантах сигарет – от “full flavor” до “ultralights”, причем самый легкий вариант называется “Infinite” (бесконечность). Импортировать сигары и сигареты будет сама компания, владеющая маркой, т.е. ВАТ, а ее российские дистрибуторы “СНС” и “Тюсом” будут обеспечивать снабжение розницы. А именно – ограниченного числа торговых точек, прежде всего, табачных бутиков, имеющих условия для хранения дорогих сигар.

Кстати, концерн British American Tobacco – этот второй по величине производитель сигарет в мире, судя по всему, остался на сегодня единственным претендентом на покупку болгарской табачной монополии “Булгартабак”. И, как утверждает “Ъ”, по мнению экспертов, причины здесь – политические. Это болгарские профсоюзы и левые скорректировали планы приватизации холдинга и “выкурили” всех других потенциальных покупателей “Булгартабака”.

Дело в том, что план продажи BHG не предусматривает санацию тех предприятий, которые не попали в приватизационные пакеты. Более того, поскольку одним из условий конкурса является продажа практически всех принадлежащих BHG марок сигарет новым владельцам, то все лицензионные договоры на их производство с другими предприятиями холдинга будут аннулированы. Последнее означает фактическую остановку этих предприятий. “Булгартабак” уже направил соответствующие уведомления в налоговые и патентные ведомства тех стран, в которых у него существуют совместные предприятия по выпуску сигарет, – России, Румынии и Украины. Против такого поворота событий активно выступили болгарские профсоюзы. А буквально накануне объявления списка претендентов на покупку левая парламентская оппозиция призвала приостановить приватизацию табачной монополии. В то же время BAT уже давно владеет 20 процентов акций Sofia BT, которая производит Camel по лицензии. Вот и получается, что этот единственный оставшийся участник тендера на покупку BHG во многом потому и устраивает всех, что практически не меняет расклада сил на рынке и не должен вызвать раздражения ни у работников предприятия, ни у профсоюзов.

Что же касается судьбы совместных болгарско-российских предприятий, то еще в мае 2002 года “Булгартабак” объявил о прекращении деятельности двух из них – ЗАО “СК-Булгартабак” в Подольске и ЗАО “Булгартабак-Белгород”. А недавно “Русский табак” объявил о том, что аукцион по продаже имущества обанкротившейся компании “Булгартабак-Белгород”, наконец-то, состоится 10 января 2005 г. Согласно решению Арбитражного суда, на торги выставляются имущественный комплекс с начальной ценой 24,06 млн. руб. и права требования на сигаретное оборудование с начальной ценой 1,3 млн. руб.

Возможно, эти последние события в числе других табачных проблем обсуждались и на международной научно-практической конференции “Становление и развитие научного обеспечения табачной отрасли”, которая состоялась в декабре в Краснодаре на базе ВНИИ табака махорки и табачных изделий. Доподлинно известно только, что в работе форума принимали участие ведущие специалисты академий, университетов и научно-исследовательских институтов России. В рамках конференции состоялся обмен опытом работы с представителями стран ближнего зарубежья, занимающихся выращиванием табака, таких как Абхазия, Азербайджан, Молдавия и Киргизия. Рассматривались вопросы, связанные с селекцией табака и махорки, развитием научных исследований по технологии возделывания и защиты табака, обсуждались пути совершенствования этих технологий для получения стабильно высоких урожаев, промышленной обработки табачного сырья, а также производства из него курительных изделий.

Конференция была приурочена к юбилею этого Краснодарского табачно-махорочного института, которому исполнилось недавно 90 лет. Так что в наших южных регионах, судя по всему, климат для развития табачной отрасли все еще остается благоприятным.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ