РОССИЯ УВЕЛИЧИВАЕТ ТАБАЧНЫЙ ЭКСПОРТ В СТРАНЫ СНГ

0:00
0

Продажа ярославской фабрики “Балканская звезда” транснациональной табачной корпорации Altadis знаменует завершение длительного этапа раздела советского наследия международными гигантами индустрии, комментирует “Русский табак”. Вообще для табачной отрасли характерен высокий уровень глобализации. А почти двенадцать лет интенсивного развития в условиях свободного рынка сделали российскую табачную отрасль одной из самых успешных в стране и привели в итоге четыре пятых производства под контроль шести мировых лидеров. Завершение этапа, возможно, означает паузу в инвестиционных сделках, но отнюдь не означает, что сохранившие независимость предприятия обречены на медленное вымирание.

К примеру, власти Красноярского края вполне довольны работой Канской табачной фабрики. Ведь, несмотря на очень сложную ситуацию в отрасли, руководство фабрики смогло не только сохранить рентабельность производства, но и выполнить значительное количество социальных программ.

На Моршанской ТФ дела тоже обстоят неплохо – экономический эффект брэнда “Тамбовский волк” ежегодно возрастает на 3-5 процентов.

Компания “Донской Табак” обновила семейство сигарет “21 ВЕК”, в котором появилась новая версия – УЛЬТРА-1 с биофильтром. Изменения затронули и две другие версии – “21 ВЕК”-легкие и “21 ВЕК”-суперлегкие. Вместе с дизайном пачки в лучшую сторону изменился и вкус. Запуск обновленных сигарет начался в августе с Черноморского побережья, где компания проводит сейчас широкомасштабную промоушн-акцию от Новороссийска до Сочи.

Между прочим, компания “Донтабак” – этот последний независимый табачный производитель всероссийского масштаба, как и “Балканская звезда”, также недавно сменила основного акционера, пишет “Ъ”. Только в отличие от директора “БЗ” г-на Галагаева, который после покупки его пакета акций французами, говорят, разбогател на $50 млн., бывший гендиректор “Донтабака”, а ныне депутат Госдумы Иван Саввиди так и остался при своих. Потому как передал все свои акции (75,71 процента) супруге – Кирияки Саввиди (по причине своей депутатской деятельности). Сам же депутат заявил, что передача пакета – “это дело семейное” и ни о какой “коммерческой сделке” речь не идет.

О неплохих перспективах отрасли говорилось и на пресс-конференции президента ассоциации “Грандтабак” С.Р. Шелехова, которая состоялась 17 августа в связи с предстоящей в начале сентября табачной выставкой. В рамках этого мероприятия предполагается провести отнюдь не только чемпионат по курению трубки, но и конференцию для специалистов отрасли, где с докладами выступит руководитель информационно-аналитической службы ассоциации В. Стефашин. Ожидаются также выступления ряда приглашенных специалистов, в частности, представитель “Филип Моррис” обнародует итоги работы компании на российском рынке за десятилетний период.

Правда, упомянутая ИАС “Грандтабак”, подводя итоги второго квартала, в очередной раз констатировала, что в России ужесточается конкурентная борьба табачных компаний, в то время как продолжающееся перепроизводство ведет к затовариванию торговой сети. Например, на складах только “табакпромовских” фабрик запасы сигарет выросли с 0,899 млрд. шт. по состоянию на 01.01.04 до 11,699 на 01.05.04.

Чтобы ослабить напряженность с реализацией производители вынуждены идти на сокращение прибыли, рекомендуя дистрибуторам снижение цен в рознице. Так что российский курильщик может радоваться: в июне на рубль снижена цена на “Яву Золотую”, в конце июля “Лиггетт-Дукат” на целых 3 рубля опускает цену за Gold Bond и Sobranie. То же и “Донтабак”: сигареты “Навигатор” подешевели более чем вдвое, а “Наша Марка всего на 10 коп. Тем не менее, сигареты этой компании стали успешно пропадать с прилавков. В несколько меньшей степени эту политику стала проводить и “Балканская звезда”, зато остальные крупные табачные компании проводят политику стабильных цен. Пока.

При этом все стараются увеличивать экспорт, в основном, конечно, в ближнее зарубежье. Не случайно во втором квартале зарегистрированы самые большие экспортные поставки табачных изделий за всю историю Российской Федерации – 1428,578 млн. шт. (в первом квартале – 894,689 млн. шт.). Стоимостный же объем экспорта достиг во втором квартале 18,282 млн. долл. (в первом – 9,152 млн. долл.). При этом средняя цена одной экспортной пачки сигарет за отчетный период отнюдь не уменьшилась, а наоборот, увеличилась до 26 центов. Кроме того, на экспорт успешно продолжается поставка табачной продукции в старой упаковке, т.е. изготовленной по старому ГОСТу.

Естественно в стране появились специализированные фирмы-экспортеры табачной продукции различных фабрик. Наиболее крупной из них является сочинская фирма “Каравелла”, которая специализируется на поставках сигарет фабрик “ФМ Ижора”, “Петро” и “БАТ Ява” в Грузию.

Как отмечает ИАС “Грандтабак”, крупнейшими российскими экспортерами сигарет во втором квартале стали: “ФМ Ижора” – 332, 865 млн. шт. (против 103,350 млн. шт. в первом); “Донской табак” – 228,500 млн. шт. (в первом квартале – 261,007 млн. шт.); “БАТ-СПБ” – 195,800 млн. шт. (в первом квартале это место занимала ТФ “ФМ Кубань” с объемом экспорта в 123,430 млн. шт.). На их долю пришлось более 50 процентов общероссийского экспорта. Позиции российских компаний по стоимостному объему экспорта расположились следующим образом: “ФМ Ижора” – 6,967 млн. долл.; “БАТ-СПБ” – 2,664 млн. долл.; “Донской табак” – 2,218 млн. долл.; “ФМ Кубань” – 1,247 млн. долл.; “БАТ-СТФ” – 1,111 млн. долл.; “Лиггетт-Дукат” – 0,963 млн. долл.

Какие же табачные брэнды пользуются наибольшим спросом на просторах СНГ и за его пределами?

У табачной фабрики “БАТ-СПБ” основным экспортным брэндом был “Кент”. Эти сигареты поставлялись в Грузию, Азербайджан, Армению, Казахстан, Узбекистан, Украину. Цена колебалась от 22 до 50 центов/пач. Небольшая партия “Пэлл Мэлл” было отправлена в Молдавию. Предприятие “БАТ-СТФ” осуществило поставки сигарет “Лаки Страйк” в Молдавию, Грузию и Узбекистан по цене в 17-28 центов за пачку. Табачная фабрика “ФМ Ижора” осуществила поставки сигарет: “Вирджиния слимс”(по цене от 03 до 0,54 долл./пач.), “ЛМ”(0,24 долл./пач.), “Мальборо” (0,37 долл./пач.),”Парламент”(0,54-0,68 долл./пач.),”Бонд Стрит”(0,20 долл./пач.) – в Казахстан, Молдавию, Украину, Армению

ТФ “ФМ Кубань” поставляет в те же страны брэнды “Ред энд Уайт”(0,15-0,16 долл./пач.) и “Бонд Стрит”(0,17-0,18 долл./пач.).

ТФ “Лиггетт-Дукат” осуществила поставки сигарет “Собрание” (по 0,3-0,8 долл./пач.) и “ЛД слимс”(0,1 долл./пач.) в Армению, Казахстан, Украину, Польшу.

ТФ “Реемтсма-Волга” поставляет сигареты: “Максим” – в Армению, Монголию и Азербайджан (0,18-0,23 долл./пач.); “Вест” – в Грузию (0,26 долл./пач.) и даже “Давидофф” – в Казахстан (0,36 долл./пач.).

Вот на этом транснациональном фоне особо отмечается настойчивая работа в области экспортной политики компании “Донской табак”, которая, в отличие от многих ТНК, не имеет многолетнего опыта подобной деятельности, не располагает своей зарубежной дистрибуцией и мониторингом, но тем ни менее, достаточно активно работает в станах ближнего и дальнего зарубежья.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ