ТАБАЧНЫЕ АССОЦИАЦИИ

0:00
0

Пока лидер отечественных товаропроизводителей компания “БАТ РОССИЯ” демонстрировала стратегию роста в действии, увеличивая продажи в первом полугодии на 20 процентов, ее соратники по “Табакпрому” двигались в совершенно обратном направлении. По данным информационно-аналитической службы “ТР”, за первое полугодие текущего года фабрики, входящие в ассоциацию “Табакпром”, выпустили на 4 процента меньше сигарет и папирос, чем за тот же период прошлого года (135,5 млрд. шт. против 141,1 млрд. шт.). Всего же в России, по данным Госкомстата, за этот период произведено 175,3 млрд. шт. курительных изделий, что на 1 процент меньше, чем в прошлом году.

В то же время качественного табачного сырья требуется отнюдь не меньше. Потому в производстве восстановленного табака наблюдаются совсем иные тенденции. Завод “JTI Елец” выпускает этой продукции 18 тыс. тонн в год, на 80 процентов перекрывая свои первоначальные проектные мощности. Предприятие работает в ударном темпе, круглосуточно, только с декадными технологическими остановками. Экспортные поставки елецкого завода составляют около 13 тыс. тонн (в 2003 году – 7,1 тыс. тонн), что обеспечивает потребности в этом виде сырья все табачные фабрики концерна “JTI”. На одну только ТФ “Петро” ежегодно отправляется около 5 тыс. тонн восстановленного табака. И какой табачок! Свойства ВТ елецкого производства практически идентичны свойствам “ботанического” табака. Более того, в пересчете на сигарету выход вредных веществ намного ниже, чем у сырьевого табака. Потребности всего российского рынка оцениваются в 30-40 тыс. тонн восстановленного табака ежегодно, так что у “JTI Елец” большое будущее!

Чего в последнее время в России стало больше, так это разных объединений производителей табачных изделий. Правда, это может только усилить противостояние основных игроков рынка, отмечает “Russian food&drinks”. Вот весной сего года, не найдя общий язык с членами “Табакпрома” по вопросу акцизов, Philip Morris и JTI создали новое объединение, которое будет отстаивать их точку зрения. Таким образом, к ассоциации производителей “Табакпром” и ассоциации дистрибьюторов “Грандтабак” прибавилась еще ассоциация “Совет по вопросам развития табачной промышленности”. Участниками этого объединения являются Балтийская ТФ, фабрики “JTI Елец” и “Филип Моррис Ижора”(PM), которые до этого и вовсе не входили ни в какие объединения. Необходимость создания новой ассоциации объясняется тем, что в настоящее время в России действует только одно объединение производителей, но оно закрыто для многих предприятий, прежде всего средних и мелких, непосильным членским взносом в $250 тысяч в год. Так что создание новой ассоциации нельзя напрямую связывать только с разногласиями ведущих производителей табачных изделий по вопросам взимания акциза на табак. Однако в ассоциации “Табакпром” причину создания новой организации видят именно в разногласиях по акцизному вопросу. Но на самом деле существование двух табачных ассоциаций не должно дестабилизировать рынок или привести к ценовым войнам на нем. Как раз, наоборот, при наличии разных точек зрения по стратегическим вопросам необходимо учитывать мнение всех участников рынка, в том числе и мелких производителей, и находить компромисс.

В июле информационно-аналитическая служба ассоциации дистрибуторов “Грандтабак” проанализировала ценовую ситуацию на мелкооптовых рынках Москвы, и отметила, что в течение всего месяца она оставалась достаточно стабильной. В числе прочих приводятся следующие показательные факты.

Фабрика JTI “Петро” приступила к выпуску сигарет Mild Seven в двух версиях: с угольным фильтром и легкие по цене 29 рублей за пачку, что на 3 рубля дешевле импортного аналога. Одновременно в начале июля появились в продаже и сигареты Golden Deer, производимы компанией “Лиггетт-Дукат” по лицензии Shanghai Tobacco Corp.(STC) стоимостью 11,5 рубля за пачку. По словам продавцов, сигареты новые и спросом у покупателей пока не пользуются. Зато после резкой потери в цене (с 8 до 4 рублей за пачку.) обрели новых поклонников сигареты “Navigator” фабрики “Донтабак”. Достаточно активно конкурируют некоторые известные брэнды российского и зарубежного происхождения. “Davidoff” (35 рублей за пачку) активно продвигает “Davidoff” российского производства (31,5 рубля за пачку). Аналогичная ситуация складывается с сигаретами “Sobranie” (от 20 рублей за пачку и выше). После такого “стимулирования” продаж компании, видимо, уже в ближайшей перспективе полностью откажутся от соответствующего импорта.

Сам же владелец брэнда Sobranie – компания Gallaher, оказывается, совсем не ставит перед собой цель значительно увеличить продажи этих сигарет, заявила в интервью “Ъ-Деньги” директор по маркетингу и продажам компании в России г-жа Тасос Ситсас. Потому как все сигареты Sobranie эксклюзивны, своего рода Rolls-Royce на табачном рынке.

Интересно, что под маркой “Sobranie” выпускаются сигареты трех совершенно разных категорий. Первая – это Sobranie Black Russian, Sobranie White Russian и Sobranie Cocktail. Все они позиционируются как продукция luxury. Это дорогие – больше 100 рублей в рознице – сигареты в нестандартной упаковке типа портсигар. Вторая категория – Sobranie Slims. Сигареты верхнего “премиального” ценового сегмента (более 40 рублей в рознице), предназначенные исключительно для дам. Данная категория представлена пятью разновидностями – Pinks, Mints, Blues, Reds и Whites. Эти сигареты могут служить дополнительным аксессуаром – дамы могут подобрать подходящую к одежде по цвету пачку сигарет. Третья категория – Sobranie Classic, Sobranie Classic Lights и Sobranie Classic Ultra. Марка была запущена два года назад, но уже сейчас продается в 15 странах мира. В России сигареты Sobranie Classic позиционируются в сегменте “премиум” – более 20 рублей – и предназначены просто для успешных людей, открытых всему новому.

О другом продукте компании Gallaher речь идет на страницах “Русского табака”, в связи с ее намерением проникнуть через Россию на обширный китайский рынок. Ставка сделана на уже упоминавшийся Golden Deer производства “Лиггетт-Дукат” по лицензии корпорации STC, входящей в Китайскую Национальную табачную монополию. Таким образом, появление в российских табачных киосках “Золотого Оленя” произошло в ключе реализации заявленного в конце мая проекта обмена лицензиями на выпуск одного брэнда между Gallaher и STC на рынках, соответственно, Китая и России. (Одновременно в Китае была запущена марка “Memphis”, перешедшая в собственность Gallaher после поглощения Austria Tabak в 2001 году.)

“Memphis” – весьма популярная марка в некоторых странах Европы, и это дает ей хорошие шансы на китайском рынке, даже несмотря на его перенасыщенность. Но и российский рынок тоже не жаждет новинок. Ведь только за последние два года у нас было представлено более 200 совершенно новых марок, обновлений дизайна и расширений семейств. Это, не считая новинок от небольших фабрик, производящих менее 4 млрд. сигарет в год.

Так что у “Золотого Оленя” могут возникнуть проблемы. Тем более что российского курильщика (особенно мужского пола) вряд ли вдохновит украшающий пачку образ оленя с предательски обильно ветвистыми рогами. Не самая приятная ассоциация!

Похоже, задача продвижения этого бренда в России будет намного сложней для Gallaher, чем продвижение STC’ом сигарет “Memphis” в Китае. Недоучли культурно-психологический аспект…

Надо сказать, что сегодня интересы всех международных компаний связаны с приближающемся открытием китайского рынка. Потому от успеха этого проекта может зависеть судьба Gallaher’а в Поднебесной.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ