КРИЗИС ПОЗАДИ, НО СИГАРЕТ ПО-ПРЕЖНЕМУ СЛИШКОМ МНОГО

0:00
0

Как пишет “Ъ”, острота битвы табачных лоббистов за акцизы еще раз показала, что именно Россия является ключевым рынком для всех табачных компаний. При этом не следует забывать, что в России установлен фантастически низкий акциз на сигареты. В правительстве не скрывают, что рано или поздно ставка акциза будет увеличена, причем в несколько раз. И нынешняя борьба табачных компаний – это попытка загнать конкурента в максимально неудобные с точки зрения налогообложения условия. Чиновники с депутатами и на сей раз встали на сторону BAT, сохранив смешанную ставку акциза на табачные изделия. Впрочем, Philip Morris и JTI вряд ли сложат лоббистское оружие, а это значит, что скандалы в табачной отрасли будут продолжаться.

Вместе с ВАТ победу также празднуют и российские фабрики. Хотя избранный в Думу Иван Саввиди ушел с поста гендиректора “Донтабака”, он по-прежнему живо интересуется табачным рынком, уделяя большое внимание ключевому для всех табачников акцизному вопросу. И на напрасно. Бывшего главу “Донтабака” можно понять: российским табачникам все сложнее конкурировать с “большой четверкой” мирового табачного бизнеса. В прошлом году и на ростовской табачной фабрике в полной мере сказался кризис перепроизводства. Г-н Саввиди считает, что поправить ситуацию можно за счет серьезных изменений налогообложения отрасли. В результате акцизные выплаты западных гигантов, выпускающих в основном дорогие сигареты, резко возрастут. Соответственно, возрастет и цена на такие сигареты, как Parliament и Camel. И тогда российские фабрики вздохнут спокойно.

Пока Дума принимала в июле новые ставки табачных акцизов, рейтинговое агентство Национальной Торговой Ассоциации провело опрос представителей 800 магазинов из крупных регионов России, по результатам которого и был установлен рейтинг июня в табачной номинации. “Новости торговли” опубликовали первую пятерку в номинации “Сигареты люкс”: Parliament и Marlboro (Philip Morris), Kent и Vogue (BAT), Virginia (PM). А также в номинации “Сигареты стандарт”: Winston (JTI), L&M (PM), Ява Золотая (БАТ Россия), Chesterfield (PM), Балканская Звезда (Балканская Звезда). Между прочим, по результатам ежемесячного опроса формируется итоговый рейтинг за год, в первую пятерку которого теперь есть шанс попасть и “Балканской звезде”.

“Русский табак” опубликовал официальный пресс-релиз этой чисто российской компании, согласно которому объем производства фабрики “Балканская звезда” в первом полугодии 2004 года составил 13,9 млрд. штук. За счет активного развития системы продаж компания обеспечила рост объемов реализации своей продукции на 8,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в текущем году, следует отметить рост доли сигарет с фильтром, которая достигла уровня 75 процентов. Рост продаж основного бренда компании – сигарет “Балканская звезда” – составил более 15 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля российского рынка, контролируемая “Балканской звездой”, остается стабильной – на уровне 8 процентов. Общий оборот компании за первое полугодие 2004 года превысил 100 млн. долларов, что на 10 процентов выше аналогичного показателя 2003 года. На сегодняшний день “Балканская звезда” является крупнейшим производителем табачных изделий со стопроцентно российским капиталом и ориентируется в своем развитии на укрепление позиций компании за счет дальнейшего совершенствования системы продаж и выпуска новых видов продукции.

Отмечается также, что “Балканская звезда” подготовила недавно настоящую новинку для российского курильщика – сигареты “Дружина” с фильтром в твердой пачке (полновкусовые и легкие). Вот только главный недостаток всех этих торговых марок в том, что они практически работают в одном ценовом сегменте (включая основной бренд – “Балканская звезда”), и таким образом являются конкурентами друг для друга. В то же время среднеценовой и дорогой сегменты рынка так и остаются не освоенными этим табачным продуцентом. Что же касается самого нижнего ценового сегмента, то вот с ним, по всей видимости, будет полный порядок. Потому как “Балканская звезда” приняла решение перейти от производства общих “табакпромовских” сигарет марки “Прима” на свой идентичный фирменный аналог, но только более высокого качества – торговую марку “Искра”, которая может иметь значительно большую перспективу.

Руководство Канской табачной фабрики также думает о перспективе и намерено начать выпуск сигарет в твердой упаковке. Совет директоров и руководство предприятия приступили к реализации ряда мероприятий для того, чтобы вывести фабрику на более высокий экономический уровень и сохранить производство сигарет в Сибирском регионе. В частности, в настоящее время руководство предприятия занято поиском инвесторов для запуска производства сигарет с фильтром в твердой упаковке. Для этого фабрика готова инвестировать и собственные средства. Новое производство позволит предприятию расширить круг потребителей и завоевать рынки не только Сибири, но и во всей России. При успешном раскладе дел такая линия будет запущена уже в 2005 году. Кроме того, фабрика намерена наладить сбыт продукции в центральной части страны. Стоит отметить, что Канская табачная фабрика – это единственное предприятие в РФ, контрольный пакет акций которой принадлежит государству. Поэтому администрация края готова поддержать все начинания руководства. Ведь сохранение эффективности управления пакетом акцией – это сопротивление импортному нашествию и гарантия низких цен на табачную продукцию.

Если на сибирских просторах табачникам есть где развернуться, то в Поволжье они вступили в противоречие с местными властями. Вот Самарская табачная фабрика собирается переехать в Новокуйбышевск. Перебазирование позволит фабрике получить некую экономию на издержках, к тому же, как надеются нынешние хозяева фабрики, в результате переезда им удастся повысить качество труда. В то же время переезду усиленно сопротивляются местные городские власти. Потому как место под табачное производство находится в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий, да и городские экологи отнюдь не в восторге от запаха, который распространяет иногда это производство (не оснащенное современными воздухо-очистными сооружениями). Город Новокуйбышевск, конечно, проявляет заинтересованность в размещении нового производства, но только ждет от табачной фабрики “достойного экологического обоснования”.

А вот “Тамбовский волк” со товарищи уже не первый год процветает в одноименной области. Как напоминает “Ъ-Деньги”, в Тамбове это расхожее топонимическое сочетание давно взято в коммерческий оборот местными предпринимателями, успешно выпускающими под “волчьим” брендом полную гамму товаров “первой необходимости”. Вот и Моршанская табачная фабрика давно и успешно использует его при выпуске своей продукции. По словам гендиректора фабрики, под названием “Тамбовский волк” уже три года выпускаются сигареты с фильтром и без. Реальный экономический эффект от использования бренда по сравнению с аналогичной продукцией (“Дальнобойщик”, “Прима Донна” и др.) ежегодно возрастает на 3-5 процентов. Между прочим, “Тамбовский волк” с фильтром удостоены медали “За качество” на международной выставке в Москве в 2002 году”.

В общем, у российских табачников сегодня все, вроде бы, складывается неплохо и только одна общая беда – сигарет в стране производится больше, чем нужно. Это мнение Владимира Аксенова, директора по корпоративным отношениям компании “БАТ-Россия” приводит “Деловой Петербург”.

Как утверждает г-н Аксенов, ежегодно у нас производится около 400 млрд. штук сигарет при потребности в 300 млрд. Т.е. 100 млрд. штук хранятся на складах. Основной фронт борьбы разворачивается в сегменте сигарет с фильтром. Ну а доля потребления папирос за прошедший год сократилась с 23 до 15 процентов. Стало быть, правильно поступает руководство ЗАО “Нево-Табак”, вкладывая 3 млн. долларов именно в развитие дистрибьюторской сети и продвижение продукции фабрики на российском рынке. К концу 2004 г. компания из Санкт-Петербурга собирается повысить объем продаж на 30 процентов, а в ближайшие два года – увеличить свою долю на российском рынке в два раза, доведя ее до 10 процентов. В 2004 году на Дальнем Востоке, Урале, в Сибири, Приволжье, Черноземье, Центральном регионе и Северо-Запад открылись региональные представительства ТД “Нево-Табак”. Компания также совершенствует свою логистическую сеть в восточных регионах. А что еще остается делать предприятию, если его производственные мощности позволяют выпускать до 150 тыс. коробов сигарет в месяц?

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ