ЗАТОВАРИЛИСЬ!

0:00
0

Если верить отчету Госкомстата РФ, с которым нас знакомит “Русский табак”, выпуск табачных изделий в декабре на 3,9 процента превысил показатели ноября и оказался на 4,1 процента больше прошлогодних показателей. Львиная доля (98,8 процента) внутреннего производства приходится на крупные и средние предприятия, которыми в течение последнего месяца года было выпущено 35,3 млрд. штук сигарет. А вот отгружено 53,8 млрд. штук. То есть, к концу месяца производители увеличили отгрузку более чем на 20 млрд. штук, если сравнивать со средним ежемесячным показателем.

Если же взять показатели в целом за 2003 год, то они выглядят не столь благоприятно для российских табачников. Совокупные объемы производства составили 387 млрд. штук, что на 1,8 процента меньше объемов 2002 года.

Вспомним, что в августе-сентябре произошло резкое снижение производства у основной массы табачных предприятий. А соответствующее решение они приняли, судя по всему, еще в июне-июле в связи с затовариванием складов торговых компаний. Подтверждают это и цифры Госкомстата (хотя, как известно, по части торговли его оценки обычно сомнительны). Тем не менее, по его данным, пик затоваривания пришелся на апрель-май минувшего года.

Что ж до общих объемов выпуска табачных изделий, то здесь данные Госкомстата вполне совпадают с оценками специалистов ассоциации “Табакпром”, которые также подвели итоги года.

Правда в самом “Табакпроме”, объединяющем 21 табачное предприятие, ситуация еще более прискорбная, чем по России в целом. В 2003 году табакпромовские фабрики выпустили 299,6 млрд. штук изделий, что на 7,2 процента меньше, чем в 2002 году. Это значит, что доля фабрик-членов Ассоциации в общероссийском производстве сократилась с 82,7 до 78,3 процента. Но это если брать “Табакпром” в целом. Если же брать по частям, то общий объем производства у 6 предприятий с иностранным капиталом составил 203,8 млрд. штук сигарет, что на 1,7 процента превосходит показатели прошлого года. Зато остальные 14 фабрик иностранным капиталом, увы, не располагают. И результат налицо: общий объем их продукции сократился на 21,7 процента.

Наибольшее падение объемов (свыше 30 процентов) зафиксировано у таких предприятий, как “Елецкий табак”, табачная фабрика “Омская”, и даже “Донской табак”.

Действительно, чего можно ждать от ОАО “Елецкий табак”, основанного в 1861 году купцом Заусайловым и, судя по всему, мало с тех пор изменившимся? О том, что этот старейший производитель “Беломора” и “Примы” признан банкротом, писала даже “Российская газета”. Как известно, в последние пять лет основной продукцией фабрики были сигареты без фильтра. В 2001 году объемы производства составили 2,897 млрд. штук сигарет, в 2002 – 2,235 млрд. штук. Кризисная же ситуация на фабрике развивалась с конца 2000 года, вылившись в затяжной конфликт между акционерами и руководством предприятия, забастовки работников и проч. Так что в середине 2002 года на фабрике была начата процедура банкротства, в августе 2003 года – введено внешнее наблюдение, а в ноябре – открыто конкурсное производство.

В то время как земляки на соседнем передовом предприятии “Дж.Т.И. Елец” неуклонно наращивали производство восстановленного табачного сырья, мощности фабрики “Елецкий табак” простаивали в течение почти всего 2003 года. Впрочем, осенью на территории предприятия, вроде бы, было организовано некое новое юридическое лицо – ООО “Сорел-табак”, выпустившее свою первую продукцию в ноябре 2003 года.

Омская табачная фабрика сегодня также находится под банкротством, а вот по другому табачному банкроту процедура конкурсного производства к настоящему времени, кажется, уже завершена. Как сообщил “Ъ”, 22 января 2004 года Прокопьевскую табачную фабрику благополучно ликвидировали. Что и неудивительно.

Удивительно другое. По темпам снижения объемов производства сигарет этих записных банкротов догоняет никто иной, как отечественный гигант наш “Донской Табак”. На сегодняшний день он уже потерял больше трети объемов, отмечает “РТ”, комментируя официальное сообщение ростовской компании, согласно которому за прошлый год “Донтабак” выпустил всего 23,2 млрд. штук сигарет (на 35 процентов меньше чем в 2002 году). Причем, если в течение первого полугодия “Донтабак” выпустил 14,7 млрд. штук, то во втором полугодии производство заметно сократилось и составило 8,5 млрд. штук сигарет, а показатель ежемесячного выпуска продукции опустился до отметки в 1,417 млрд.

Конечно, резкое падение показателей во второй половине года связано, прежде всего, с временной остановкой производства в середине августа. Но если по официальной информации перерыв в производстве был необходим для завершения процесса переноса мощностей из центра города в промзону, то многие участники рынка, однако, объясняли все кризисом перепроизводства. По слухам, дело дошло до того, что на начало августа на складах у дилеров компании находился как минимум полугодовой запас сигарет.

Затоварились! Об этом свидетельствуют и данные Госкомстата. По информации статистиков, производство “Донтабака” начало сокращаться еще в июле, и после возобновления работы “в полном режиме” (в сентябре) так и не превысило 1,6 млрд. штук в месяц. Впрочем, в условиях общего снижения внутреннего производства (- 2 процента), доля ростовской компании на российском табачном рынке (по объемам) осталась примерно на прежнем уровне – 8,2 процента на конец 2003 года. Но если учесть, что компания является головным предприятием многопрофильного холдинга, объединяющего более 40 дочерних и зависимых предприятий. А так же тот факт, что размер налоговых отчислений и сборов, уплаченных “Донтабаком” в прошлом году, составил 2,1 млрд. рублей, плюс 5,1 млн. израсходованных на спонсорские и благотворительные цели… В общем, все не так уж плохо

Часть выпущенной в прошлом году продукции (около 700 млн. штук сигарет) экспортирована в страны СНГ и Ближнего Востока. Помимо увеличения экспортных поставок в производственных планах компании “Донтабак” на ближайшее будущее – увеличение выпуска сигарет в высокостоимостных сегментах. Еще в августе были пересмотрены стратегические планы компании. Теперь одной из главных задач является сокращение объемов выпуска овальных сигарет и увеличение выпуска продукции с более высокой рентабельностью. Для этого компания уже произвела монтаж немецкого оборудования.

Вот, например, к 100-летнему юбилею “Нашей Марки” “Донтабак” расширил семейство старинного брэнда. Выпущена новая версия сигарет – “Наша Марка особая” направления вкуса – american blend.

Новая марка представлена в двух версиях крепости: полный и легкий вкус. Кроме того, “Наша Марка” стала выходить и в экономичной 25-штучной упаковке. В ноябре 2003 года “Наша Марка особая” была выведена на рынок Юга России, и уровень дистрибуции в этом регионе на сегодняшний день достигает 50 процентов. Более 50 тысяч курильщиков приняли участие в промоакциях, сопровождавших выход марки на рынок. А с декабря она уже продается во всех регионах России.

Планы дальнейшего развития “Донского Табака” предусматривают укрепление позиций компании на российском табачном рынке, а также внедрение новой системы управления крупным промышленным объединением.

Чтоб впредь не затовариваться!

Олег Никотенко

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ