БОЛЬШАЯ ТАБАЧНАЯ ПОЛИТИКА

0:00
0

На основании материалов Госкомстата и исследований социологов еще в канун Нового года в “Российской газете” был представлен портрет среднестатистического россиянина – анфас, в профиль и в постели. Из которого следует, что этот среднестатистический россиянин, будь то женщина или мужчина, увы, курит. И его вкусовые предпочтения находятся в ценовом интервале от 7 до 14 рублей, а самые ходовые марки этого сегмента: “Ява золотая”, LD, LandM.

И этот в целом равнодушный к политике среднестатистический избиратель выбрал себе новый состав депутатов Думы, который своей безликостью напоминают советскую доску почета. Пока трудно понять, как такая Дума вообще сможет работать, с недоумением замечает “Московская правда”. Правда, уже после первых заседаний четырех фракций стало ясно, что сложившиеся лоббистские структуры (в том числе и табачное лобби) в Думе четвертого созыва благополучно останутся.

Между тем, как считает, например, вновь избранный депутат Иван Саввиди, ситуация на отечественном рынке курительных изделий сегодня очень сложная. Отвечая на вопросы “Известий”, бывший директор “Донтабака” сообщил, что принял решение идти во власть не потому, что очень хотел оторваться от своей родной табачной семьи и уехать в Москву. Тем более что за десять лет работы Саввиди на посту главы предприятия “Донской Табак” из специализированной табачной фабрики превратился в мощный агропромышленный холдинг. А вот теперь, чтобы сохранить свой коллектив, бизнес, г-ну Саввиди приходится выходить на принципиально иной уровень управления – политический. Оставив “на хозяйстве” вновь назначенного гендиректора компании Галину Островерхову, которая трудилась на табачной фабрике с 1974 года после окончания техникума, пройдя долгий путь от работницы до инженера-технолога, а затем председателя профкома “Донского табака” и члена совета директоров. Г-н Саввиди уверен, что сегодня такая вот “профсоюзная дама” сможет выполнить главную задачу – сохранить коллектив, выполняя социальные программы не только для самих работников предприятия, но и для их детей, а также пенсионеров. В то же время бизнесмены должны быть во власти, именно они смогут сделать Россию богаче, а россиян – счастливее.

Транснациональные компании зачастую используют все возможные механизмы, лишь бы задавить локальные фабрики, отметил также новоиспеченный табачный лоббист Иван Саввиди.

Взять, к примеру, JTI, которая, как напоминает “Россiя”, стала первой японской компанией, вложившей значительные средства в российскую экономику. А в настоящее время в России действует уже почти 400 предприятий с японским капиталом, и в их числе – JT International – международное подразделение одного из крупнейших мировых табачных холдингов Japan Tobacco. Сегодня компания владеет в России крупнейшим производственным комплексом – санкт-петербургской табачной фабрикой “Петро” и единственным в СНГ предприятием по выпуску восстановленного табака “Дж. Т.И. Елец”. А какой ассортимент! Сегодня сигаретная продукция “Петро” насчитывает свыше трех десятков наименований и охватывает все ценовые сегменты – от “базового” до “премиального”. Фабрика стала пионером новых направлений и в развитии российской табачной отрасли. Между прочим, именно здесь родилась первая отечественная марка сигарет с фильтром, отвечающая международным стандартам качества, – “Петр I”, и первые отечественные сигареты международного класса premium “Русский Стиль”. Одним из наиболее удачных примеров борьбы за рынок является недавний перезапуск JTI ряда популярных марок сигарет. В результате такого подхода “Петро” выпустила модификации сигарет “Петр I”, Camel и Winston. Теперь они, как и “Русский Стиль”, имеют целое семейство – от традиционной полновкусовой версии до легкой и сверхлегкой.

В то же время “Трибуна” вспоминает, как JTI (конечно, в числе других крупнейших табачных компаний, работающих в России) стояла у истоков Общественного совета по проблеме подросткового курения. При том, что участие табачных компаний в создании Совета и в реализации его программ вызывает, мягко говоря, скептическое отношение. Но управляющий по связям с общественностью компании JTI Андрей Ерин четко и уверенно разъяснил позицию своей компании. Он сказал, что JTI разделяет озабоченность общества проблемой курения среди несовершеннолетних. Позиция компании в том, что касается курения подростков, формулируется однозначно: дети, не достигшие совершеннолетия, не должны потреблять табачных изделий. Г-н Ерин отметил: наша аудитория – это взрослые люди, которые сами делают выбор: курить или не курить. Еще до вступления в силу Закона “Об ограничении курения табака” компания JTI призывала розницу в добровольном порядке отказаться от продажи сигарет подросткам. После того как закон был принят, JTI доводит до продавцов его обязательные требования. Обретение закона, по мнению Андрея Ерина, – существенный шаг в борьбе с подростковым курением. А JTI с самого начала существования Совета оказывала всемерную поддержку в реализации всех его программ. Что и говорить, проводя кампанию против курения, компания создает себе положительный имидж. И это уже социальная рентабельность!

“Ведомости” проявили особый интерес к судьбе многострадального болгарского табачного холдинга и его российских подразделений. В связи с тем, что в декабре парламент Болгарии принял политическое решение и одобрил очередной новый план приватизации холдинга Bulgartabac. Теперь холдинг рассчитывают продать по частям и выручить вдвое больше денег, чем предлагалось в прошлом году. Вообще-то Bulgartabac Holdingс оборотом около $100 млн. в год занимает 90 процентов болгарского рынка сигарет. Головной компании принадлежит 12 фабрик по производству сырья, девять сигаретных заводов и одно производство комплектующих. Можно вспомнить, что на проведенном в прошлом году тендере по приватизации холдинга победителем был признан консорциум TCP, созданный при участии Deutsche Bank, однако три других участника тендера – Tobacco Holding, “Росбулгартабак” и Metatabak – обжаловали его результаты в Верховном суде Болгарии, и итоги торгов были отменены. Весной этого года TCP предложил 110 млн. евро за 80 процентов акций “Булгартабака”, но сделка снова сорвалась.

И вот теперь парламент одобрил план приватизации компании по частям. Ожидается, что первые сделки будут совершены осенью следующего года и начнутся с продажи лучших фабрик. Неприбыльные же дочерние предприятия Bulgartabac планируется реорганизовать или закрыть. При этом средства от продажи прибыльных предприятий будут использованы для реструктуризации неприбыльных. В ближайшее время будет объявлен конкурс, на котором определят финансового консультанта приватизации.

Вспомним также, что в России у Bulgartabac имеется пять совместных предприятий, выпускающих сигареты под популярными в советское время марками “Стюардесса”, “Опал”, “БТ”, “Ту-134”, которые занимают около 1 процента российского рынка сигарет. Из всех СП Bulgartabac наиболее стабильно работает фабрика “СК-Булгартабак” в г. Подольске, созданная болгарами совместно с российской компанией “Союзконтракт-Табак”. Вообще-то считается, что у болгарских СП в России и на Украине большие финансовые трудности, и вряд ли их приобретением заинтересуется какой-либо инвестор. Их дальнейшая судьба и будет решаться вместе с финансовыми консультантами. Конечно, руководство Bulgartabac будет радо предложениям от российских инвесторов о покупке подразделений холдинга, но в первую очередь рассчитывает на покупателей из числа крупных международных компаний.

Что касается российских экспертов, то они скептически оценивают перспективу продажи Bulgartabac по частям. Ибо разделением компании, увы, нельзя создать дополнительную стоимость. Возможно, таким образом удастся расширить круг потенциальных покупателей, но они будут более мелкими, и вовсе не факт, что из потенциальных смогут стать реальными. В общем, как считает президент ассоциации “Гранд-Табак” Сергей Шелехов, дробление на части приведет к снижению капитализации холдинга. А будут ли эти предприятия интересны российским инвесторам, зависит от конкретных условий продажи. А гендиректор компании “Союзконтракт-Табак” Григорий Исраэлян заявил, что по российскому законодательству болгары вообще не могут распоряжаться своей долей в СП без согласования с нами. Пока же от них никаких предложений не поступало. По его мнению, для российских компаний из всего наследия Bulgartabac наибольший интерес представляют товарные знаки сигарет, популярные в России, – они принадлежат Bulgartabac Holding. Однако вот как раз судьба товарных знаков пока и не решена. Может быть, они будут продаваться вместе с заводами холдинга, а может, и отдельно. Bulgartabac примет решение после того, как будет выбран финансовый консультант сделки. В самой же Болгарии пока относятся скептически к перспективам реализации правительственного плана приватизации табачного холдинга. Хотя этот план, вроде бы, уже привлек внимание крупных западных инвестров в лице Philip Morris и British American Tobacco….

Олег Никотенко

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ