ТРАНСНАЦИОНАЛЫ НЕ ИСПУГАЛИСЬ ГЕНПРОКУРАТУРЫ

0:00
0

28 октября Госкомстат РФ обнародовал данные о масштабах производства и потребления в России табачной продукции, с которыми и поспешил ознакомить нас “Русский табак”.

Как и следовало ожидать, производство продолжает сокращаться. За третий квартал 2003 года выпуск курительных изделий на крупных и средних российских табачных фабриках сократился на 5,4 млрд. штук или более чем на 5 процентов. При этом в течение сентября крупными и средними табачными предприятиями было выпущено в общей сложности 32 млрд. штук курительных изделий. По сравнению с предыдущим месяцем объемы производства остались неизменными, в сравнении же с сентябрем прошлого года – сократились на 7,7 процента. А по итогам девяти месяцев года – с января по сентябрь включительно – суммарное производство табачных изделий по России составило более 283 млрд. штук.

А вот торговый оборот – совсем наоборот. В сентябре объемы реализации у крупных и средних организаций оптовой торговли увеличились в сравнении с предыдущим месяцем на 11,4 процента. В сравнении с сентябрем прошлого года показатель реализации вырос на 28,8 процента, а объемы складских запасов, напротив, уменьшились по сравнению с августом текущего года на 3,5 процента, с сентябрем 2002 года – на 27 процентов.

Продажи розничной торговой сети (исключая малые предприятия) увеличились по сравнению с августом на 2,6 процента. Против показателей прошлого года объемы реализации в рознице выросли на 21,8 процента.

При этом средняя цена одной пачки отечественных сигарет с фильтром составила в сентябре 7,51 рубля (в августе – 7,49). Индекс цен к предыдущему месяцу составил 100,5 процента, к сентябрю 2002 года – 100,6 процента.

Что касается импорта табака и табачных изделий из стран дальнего зарубежья (вне СНГ), то, согласно данным ГТК, он составил в сентябре 61,7 млн. долларов. В сравнении с предыдущим месяцем объем импорта сократился на 8,5 процента, но в сравнении с сентябрем прошлого года объемы импортных поставок даже увеличились – на 3,8 млн. долларов или на 6,6 процента.

Так какие же табачные изделия овладевают нынче кошельками масс?

П утверждению “Российской газеты”, транснациональные компании, работающие в России в условиях все более обостряющейся конкуренции, приучают российских потребителей к более качественной продукции. И, соответственно, успешно отучают россиян (особенно городских) от употребления низкокачественных папирос и сигарет без фильтра. Год-полтора назад на них приходилась половина продаж табачных изделий в России, а сейчас – не более 40 процентов. Более того, по данным аналитиков, только за период с июня 2001 по июнь 2002 года в стране появилось ни много ни мало – 40 новых марок сигарет. И аж 157 новых разновидностей! И с новым видом фильтра, и с другим содержанием никотина и т.д. и т.п.

Конкуренция заставляет производителей искать новые и новые способы привлечения потребителя. Но одни борются с конкурентами запретами, другие – качеством. Вот все более и более популярным становится так называемый “перезапуск бренда”. А одним из наиболее удачных примеров такого подхода к борьбе за рынок можно назвать недавний перезапуск сигарет Winston Full Flavor, проведенный компанией JTI. Что и говорить, у компании имелась очень неплохая база для перезапуска этих сигарет в России – фабрика “Петро” в Санкт-Петербурге. Для создания же нового Winston компания привлекла лучших специалистов из различных стран. По мнению экспертов, JTI точно уловила необходимость “обязательного обновления”, без которой невозможно дальнейшее развитие современного рынка. Более того, не изобретая новый “бренд”, не раздражая потребителя альтернативой нового выбора, компания предложила ему тот же, но значительно улучшенный товар: по сути – класса premium, но фактически по прежней цене – middle.

Лучше меньше, да лучше! Как утверждает “Россiя”, к 2010 г. емкость российского рынка табачных изделий может вообще сократиться до 260-270 млрд. штук в год. В то же время, по прогнозам ассоциации табачных дистрибьюторов “Грандтабак”, стоимостная емкость рынка к 2010 г., наоборот, возрастет с $5 млрд. до $6-8 млрд. в год. Это, понятное дело, как раз и связано с сокращением производства дешевой продукции и увеличением спроса на более дорогие облегченные сигареты.

Пока же отрасль испытывает вполне положительную динамику, при том, что сегодня многие производители ставят задачу сокращения доли сигарет без фильтра в общем объеме производства. И как тут не вспомнить, что, например, одной из первых выпуск папирос “Беломорканал” прекратила компания “Лиггетт-Дукат”.

А вот по данным компании British American Tobacco, на долю легальных производителей приходится более 95 процентов российского рынка табака. Что не может не радовать, особенно если сравнивать с родной Англией, где доля подпольных производителей достигает 30 процентов.

А предприимчивые британцы повышают свою инвестиционную активность в России. Что недавно особо отметил зампред правительства РФ Алексей Кудрин, который, как сообщает “Ъ”, принял участие в заседании российско-британского “круглого стола”, организованного Конфедерацией промышленности Великобритании и РСПП в Москве. Где за наибольшую инвестиционную активность компания ВАТ и была отмечена в достойной компании с Shell, British Airways, BP, и Rolls Royce.

Говорят, что в свете последних событий вокруг ареста главы ЮКОСа некоторые особо пугливые иностранные компании, вроде бы, начинают пересматривать свои инвестиционные планы… Однако в “Бритиш Америкэн Тобакко” однозначно заявляют: “Мы работаем там, где есть наш потребитель, вне зависимости от политических и экономических режимов”. Да и вообще эксперты отмечают, что работающие на потребительских рынках западные компании менее прочих обращают внимание на политическую ситуацию. Вот, к примеру, Philip Morris в 1977 году взял да и предоставил СССР лицензию на производство Marlboro на пяти табачных фабриках. Именно компании, производящие потребительские товары, стали первыми, кто пришел в постсоветскую Россию (и в первую очередь это касается табачников). Например PM, BAT и JTI в числе некоторых других компаний первыми открыли свои офисы в 1992 году. А их первые крупные инвестиционные бюджеты были утверждены как раз в 1993-м, когда Россия вообще находилась на грани гражданской войны. И ничего! Подобной стратегии потребительские компании придерживаются во всем мире. Россия – не Боливия, и то, слава Богу!

Пока же “БАТ Россия” уверенно демонстрирует самые высокие показатели роста на российском табачном рынке, укрепляя позиции лидера. Именно такой вывод следует из пресс-релиза, который британско-российская компания опубликовала недавно в “РТ”. Там утверждается, что в третьем квартале 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объём продаж компании вырос почти на 20 процентов. При этом доля рынка компании в городах России с сентября 2002 по сентябрь 2003 года увеличилась более чем на три процента, а марки “БАТ”, принадлежащие к высшему ценовому сегменту, ещё более ускорили свой рост. “БАТ Россия” утвердила своё лидирующее положение в Москве. Доля столичного розничного рынка компании по результатам третьего квартала составляет более 30 процентов. Компания также продемонстрировала значительный рост в сегменте “легких” сигарет. В целом в городах России рыночная доля “лёгких” сигарет “БАТ Россия”, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилась более чем в 1,5 раза. “БАТ Россия” продолжила расширение системы дистрибуции. Сегодня торговые представители компании работают в более чем 90 городах страны, а деятельность поддерживается разветвлённой сетью из 100 региональных складов. И должно быть, поэтому, комментируя результаты работы компании в третьем квартале 2003 года, Дэвид Стир, директор по маркетингу “БАТ Россия” так смело и безапелляционно утверждает: “Наша компания сегодня развивается быстрее всех на табачном рынке”. – Имеет право!

Олег Никотенко

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ