На повестке дня – национальная табачная безопасность

0:00
0

“Сейчас стало популярным рассуждать о продовольственной безопасности как важной составляющей национальной безопасности страны, – так начал свое выступление на “круглом столе” депутат Госдумы, председатель комитета ТПП по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере Виктор Семенов. РБК и “Русский табак” сообщили о бурных дебатах по проблеме развития табаководства в Российской Федерации, состоявшихся 25 февраля в Торгово-промышленной палате. Как заявил депутат Семенов, табачная отрасль – ярчайший пример того, как при потере собственного производства мы становимся уязвимыми для экономического давления в решении политических споров и разногласий между странами. Сейчас мы полностью зависим от импорта табачного листа. А если завтра кому-то придет в голову перекрыть нам эти каналы и оставить население без курева? Что произойдет тогда? Страшно подумать! Социальный взрыв, бунт кровавый и, опять же, беспощадный. Конечно, Россия – не Куба, и у нас не столь благоприятный климат, но для производства хотя бы 20-30 процентов своего табака условия есть”. Ведущего дискуссию поддержали и другие участники “круглого стола”.

Так что в ТПП обсуждались вопросы восстановления табаководства отнюдь не на “острове свободы”, а в табаководческих районах РФ (Краснодарский край, Республика Дагестан, Астраханская область и другие регионы юга России). А с докладами выступили Гендиректор Ассоциации “Табакпром” В.Н. Теревцов, президент Кубанской табачной корпорации А.Г. Рябченко, по чьей инициативе и было поднято обсуждение этого вопроса, а также директор ВНИИТМТИ А.Е. Лысенко и другие специалисты.

По словам президента Кубанской табачной компании, в 1936-1940 годах только в Краснодарском крае выращивалось 22,7 тыс. тонн табака, а на оставшейся территории юга России – еще 50 тысяч. Сейчас в стране выращивается только 1,8 тыс., а завозится 300 тыс. тонн. В связи с этим российские табачники предлагают ряд мер по восстановлению табаководства. В Краснодарском НИИ табака и махорки, разработана целая программа. В ней заявлено, что к 2010 году объем выращивания табака в Южном регионе вполне можно довести до 50 тыс. тонн. А для этого, как отметил г-н Семенов, “необходимо собрать все силы в один кулак”. Т.е. был поставлен вопрос о создании холдинга, фонда и еще одной ассоциации, которые бы поддерживали отечественное табаководство.

В итоге дебатов стороны пришли к выводу, что вопрос реанимации производства табачного сырья в России является крайне интересным, но требует глубокой проработки производителями с потенциальными покупателями. При этом основной проблемой при решении вопроса о восстановлении табаководства специалисты считают отсутствие его господдержки. Поэтому наиболее заметным стало совсем уже скандальное предложение о введении “обязательной гарантированной закупки табаков предприятиями табачной промышленности до 30 процентов общего объема потребляемого ими табачного сырья”. Которое, однако, вроде бы нашло одобрение в Белом доме.

Ну и как должны относиться к подобным инициативам представители транснациональных компаний? Говорят, что более чем скептически. Так что на табачном рынке наметились очередные разногласия между “транснационалами” и российскими игроками.

Впрочем, российские табачники в последнее время не только активно предлагают правительству заняться восстановлением отечественного табаководства, но и, совсем наоборот, снижать ввозные таможенные пошлины на табачок импортный. Как сообщил “Ъ”, правительство РФ утвердило недавно постановление о снижении пошлины на ввоз табачного сырья, используемого для производства легких сигарет, инициированное, ассоциацией “Табакпром”. Пошлина на гомогенизированный или восстановленный табак снижена теперь с 20 до 10 процентов. Т. е. снижение пошлины касается только одного из видов табачного сырья – так называемой расширенной (“взорванной”) табачной жилки. Как отмечают представители Ассоциации, снижение таможенной пошлины на восстановленный табак было жизненно важным для российских производителей. Требования государства к уровню никотина и смол в сигаретах становятся все более жесткими. Одним из наиболее распространенных способов снизить содержание этих веществ в сигаретах является добавление восстановленного табака в мешку. Таким образом, спрос на восстановленный табак постоянно растет. И при всем при этом на территории страны всего один производитель данного продукта – ОАО “Дж.Т.И. Елец”.

В 2001 году, согласно данным все того же “Табакпрома”, в Россию было ввезено 5.6 тыс. тонн восстановленного табака. Это на 51 процент больше, чем в 2000-м. Точных данных об объемах импортных поставок 2002 года пока нет. Однако вполне можно допустить, что они составили не менее 8.5 тыс. тонн. Вообще, по оценке “Табакпрома”, российские фабрики могут производить 35 тыс. тонн расширенной жилки (при потребности 50-70 тыс. тонн.).

Эти данные в основном согласуются с цифрами, которые назвал “Русскому табаку” и г-н Гарлик – руководитель российского представительства компании Standard Commercial Group, занимающейся как раз производством табачных субпродуктов и смесей по известной технологии CRES (а также торговлей табачным сырьем) на территории России и СНГ. Он поведал и о производственных достижениях фабрики “Крес-Нева”, которая начала работать в Ленинградской области в 1999 году. По словам этого табачного менеджера, взорванная жилка впервые начала импортироваться в Россию примерно в 1995 году. Тогда же некоторые крупные сигаретные фабрики установили собственные производственные линии. Standard Commercial Tobacco начала импортировать взорванную жилку и продавать ее российским фабрикам в 1996 году. При этом были проведены ряд маркетинговых мероприятий по продвижению нового для рынка продукта.

Из конкурентов в настоящий момент на рынке присутствует еще один производитель данного продукта компания “ГросСтемс”, а также российская фабрика “Елец”. Кроме того, ряд поставок осуществляется китайскими дилерами, которые продают взорванную жилку небольшим фабрикам в Сибири.

В целом, конкуренция на рынке жилки довольно жесткая. Поэтому в течение последнего года и цены постоянно снижались. На некоторых крупных сигаретных фабриках таких компаний, как “Филип Моррис”, БАТ и “Донтабак”, налажено собственное производство взорванной жилки. То есть ряд предприятий закупает не готовый продукт, а сырье. Сырье для производства экспандированной жилки также поставляется очень многими табачными дилерами, крупными и мелкими. Так что конкуренция здесь всегда будет.

Ну а точную цифру потребности российских фабрик в экспандированной жилке назвать довольно сложно. Что же касается резкого роста спроса на жилку, то это вряд ли возможно. Сегодня рынок экспандированной жилки достаточно стабилен. Потому как вероятность того, что само сигаретное производство намного вырастет в ближайшем будущем, ничтожно мала. Даже очевидный факт роста сегмента сигарет со сниженным содержанием никотина и смол никоим образом не означает, что производство экспандированной жилки возрастет. У производителей сегодня “на вооружении” много способов снизить уровень никотина и смол – от увеличения степени пористости бумаги до различных технологий перфорации.

Сама же технология CRES не бог весть какая новая, а существует в Европе, в Америке и ряде восточных стран уже много лет. В России она появилась в 90-е годы, когда у производителей сигарет возникла необходимость снизить уровень смол и никотина в соответствии с законодательством. А еще сэкономить средства на весе натурального табака в сигарете.

Среди основных достоинств технологии CRES можно выделить следующее:

– Это наилучший с экономической точки зрения способ снизить содержание никотина и смол.

– CRES является значительно более дешевым компонентом, чем табачный лист. В то же время его заполняющая способность значительно выше.

– Используя CRES, производитель экономит на весе сигарет.

– Производитель экономит на основном процессе и увеличивает выпуск сигарет, поскольку CRES добавляется по окончании основного процесса.

Что же касается сырья для производства CRES, то оно поставляется из разных источников и полностью импортируется в Россию и СНГ. Ну а причина, по которой не используется местное сырье, известная: несоответствие стандартам и спецификациям производителя.

При этом “Кресс-Нева” является полноправным членом ассоциации “Табакпром”, у нее хорошие отношения со многими российскими фабриками и тесное сотрудничество с Краснодарским институтом табака и махорки.

Г-н Гарлик особо отметил, что государству вряд ли необходимо особо регулировать бизнес табачных субпродуктов, так как все необходимое уже есть в текущем законодательстве. А вот возможность сотрудничества с Государственным таможенным комитетом в плане улучшения экспортного потенциала “Кресс-Невы” представляется весьма перспективной.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ