Табачная экспансия за Урал

0:00
0

Как известно, транснациональные табачные компании прочно обосновались на российской земле, вложив сотни миллионов долларов в развитие своих фабрик, производящих продукцию для отечественного курильщика. Правда, следует отметить, что вся эта табачная продукция производится только на европейской территории, да и вообще дальше Волги “транснационалы” пока не дошли. А самый восточный рубеж этой производственной экспансии ТНК – создание фабрики “Реемтсма” (Imperial Tobacco) в Волгограде. Этот проект даже удостоился недавно упоминания в интервью губернатора Волгоградской области “Российской газете” как весьма удачный. Вспомним также, что именно на волжских берегах стоит и процветающая ныне ярославская “Балканская звезда” с ее сугубо отечественным капиталом.

Если же переместиться дальше на восток, то здесь все не так оптимистично. И в передовиках табачного производства числится разве что екатеринбургский “Альвис”, которому, как отмечает “Русский табак”, удалось в прошедшем году сохранить объем производства 2001 года – 3,5 млрд. шт. сигарет и папирос. А в 2003 году предприятие рассчитывает увеличить этот показатель на 30 процентов. Увы, сегодня немногие российские фабрики могут похвастаться стабильными объемами производства.

Конечно же, и для решения сбытовых проблем “Альвису” приходится предпринимать целый ряд мер. Прежде всего, это различные мероприятия по привлечению (и удержанию) местных оптовиков. Для них был организован даже закрытый “табачный клуб”, в который входят несколько директоров торговых компаний Екатеринбурга. Особые условия для членов “клуба” и система скидок дали возможность “Альвису” расширить долю сбыта в своем регионе. Кроме того, совместно с одним из торговых партнеров фабрика реализует собственную продукцию в “фирменных” павильонах в Екатеринбурге. В полном соответствии с потребностями рынка проводится и расширение портфеля предприятия с учетом роста популярности “легких” сигарет. На фабрике разрабатывается несколько новых марок, в частности, сигареты “Авторитет” на основе мешки American blend, которые должны появиться на рынке к концу года. Новые сигареты будут высокого качества и позиционируются в пределах- 15-20 рублей. Сбыт марки “Авторитет” будет осуществляться как на Урале, так и в других регионах – посредством членов ассоциации “Грандтабак”.

Впрочем, что касается создания новых “авторитетных” марок, то за Уралом вскоре ожидается воплощение в жизнь нового оригинального совместного проекта Канской табачной фабрики и ГИБДД Красноярского края. Как сообщает “Россiя”, уже ведутся переговоры о производстве сигарет в полоску, стилизованных под “гаишную палочку”. Надо думать, для создания положительного имиджа и укрепления авторитета ГИБДД среди населения.

В отличие от европеизированных “транснационалов”, которые, кажется, до сих пор даже и не пытались покорить Сибирь, российские табачники с Дона сделали такую попытку. Но пока терпят фиаско.

Издание “Секрет фирмы” излагает печальную историю о том, как еще в 1999 году директор АО “Донтабак” Иван Саввиди надеялся при поддержке местного губернатора (теперь уже бывшего) создать в Новосибирске не только табачное производство, но и центр по продаже сигарет на рынках Сибири и Дальнего Востока. Новая фабрика “Донновосибтабак” олицетворяла тогда союз табака и металла, т.к. разместилась в помещениях, предоставленных ее вторым акционером – предприятием “Новосибметалл”. Был разработан бизнес-план производства сигарет восточного типа, в которых вкус достигается за счет смешивания “крутых” табаков азиатского происхождения (а не какой-то там аmerican blend). Именно такие сигареты, вроде бы, должны пользоваться повышенным спросом у сибирского населения.

Однако по разным причинам дальше первого этапа продвинуться не удалось. Говорят, проблемы на производстве начались с того, что “Донтабак” установил слишком высокие расценки на сырье. Кроме того, после выборов нового губернатора “Донсибтабак” не получил обещанных ранее налоговых льгот. В результате за полтора года работы новое предприятие так и не вышло на прибыльность, а совсем наоборот, понесло убытки до $100 тыс. и, по разным сведениям, фабрику пришлось не то законсервировать, не то совсем демонтировать. Ибо, как признает сам г-н Саввиди, время было упущено. Кризис перепроизводства сигарет в России в прошлом году превысил 30 процентов. Так что стало уже совсем невыгодно строить здесь новые табачные фабрики.

По мнению табачных производителей, создание нового предприятия в данном сегменте рынка со стороны “Донтабака” было большой ошибкой. Напротив, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции, многие “табачники” тогда старались эффективнее использовать имеющиеся мощности и снижать производственные затраты, а не расширять производство. Вот что думает по этому поводу гендиректор АО “Балканская звезда” Владимир Галагаев: “Сибирь давно является для нас традиционным рынком сбыта. Здесь у нас есть собственные склады, интересы компании представляют несколько достаточно сильных дилеров. Мы поставляем в этот регион около 15 процентов от объема выпущенных на фабрике табачных изделий (3,5-4 млрд. штук) и контролируем почти 10 процентов местного рынка. “БЗ” никогда не планировала открывать в этом регионе-собственное производство, а ориентировалась на развитие уже созданной системы продаж. Сегодня это оптимальная стратегия.”

Правда, и на “Донском табаке” сделали правильные выводы из своего печального опыта. “Мы поняли, что сейчас в отдаленных регионах выгоднее работать по принципу дистрибуторского склада,- говорит теперь Иван Саввиди.- У нас уже есть компания-дистрибутор, которая продает наши сигареты в Центральной России, Сибири и на Урале. В Новосибирске мы построили складские помещения, которые позволяют нам своевременно поставлять сигареты нашим торговым партнерам и контролировать примерно 7 процентов сибирского рынка. Такой склад есть и в Екатеринбурге, где наша доля на рынке составляет 10 процентов. В перспективе наши дистрибуторские склады появятся в Красноярске и на Дальнем Востоке. Кроме того, столкнувшись с жесткой конкуренцией в России, мы стали осваивать рынки ближнего и дальнего зарубежья. Например стран Балтии и Израиля. Сегодня освоение зарубежных рынков – это еще более перспективное направление, чем открытие дистрибуторских складов в отдаленных регионах страны”.

Что же касается “транснационалов”, то за десять лет их дистрибуторские сети благополучно успели охватить не только Урал и Сибирь, но и Дальний Восток. Теперь практически все ТНК работают здесь через региональные склады, сообщает “Русский табак” со ссылкой на издание “Дальневосточный капитал”. Одни, по примеру РМ, продвигают товар силами своих дистрибуторов, наделив их эксклюзивными контрактами на поставки. Сама РМ имеет в регионе двух дистрибуторов: компания “Оптима-Владивосток” отвечает за снабжение Приморья, Сахалина, Магадана и Камчатки, а “Оптима-Амур” – за Хабаровский край, Амурскую область и ЕАО. Примерно такой же стратегии придерживается и ВАТ, распространяя свою продукцию во всем регионе при посредничестве компании “Тюсом-Владивосток”, а также Reemtsma-Imperial со своим дистрибутором фирмой “Мегаполис”. Причем все эти фирмы являются региональными филиалами московских. JTI и “Лиггетт-Дукат” работают по другой схеме, через склады местных оптовых компаний.

Однако какой бы логике ни следовали транснациональные производители табачной продукции, все они добились одного – им удалось привести рынок в России в соответствие к мировому почти один к одному. Он стал прозрачным настолько, насколько это вообще применительно к сигаретному дыму. Во-первых, предпринятые иностранцами меры свели к минимуму теневой оборот сигарет, который сегодня по официальным данным не превышает 3-5 процентов. Одновременно и для местных оптовиков были установлены довольно-таки жесткие правила игры, и теперь шанс остаться в табачном бизнесе есть лишь у тех оптовых компаний, которые вкладывают в него деньги. Потому как при той ценовой политике, которую диктуют производители, иначе выжить нельзя. Производителей понять можно – при перепроизводстве табачных изделий отпускать цены сегодня чревато. Они и сами немало тратятся для их сдерживания, например, берут на себя все расходы по доставке. В результате, сегодня цены на табачные изделия по Дальнему Востоку не сильно рознятся – максимум на 2 процента.

Но и от торговых партнеров производители соответственно требуют выполнения поставленных условий. Могут и без продукции оставить, если что не так. Придерживаться же минимальной наценки при нашей инфляции тоже тяжело, и многие компании, не выдержав транснационального прессинга, начали уходить с рынка целыми “пачками”. В Приморье, например, в начале 2002 года работали 26 крупных оптовиков, к концу года осталось двое. Такие же тенденции у соседей – на Камчатке, в Амурской области и на Сахалине.

Вот так в условиях сложившегося рынка производителям и удалось до минимума сократить цепочку посредников между своими складами и рядовыми курильщиками. При этом они получили многочисленные рычаги регулирования оборота табачных изделий. И прежде всего ценовые.

Но это только цветочки. Эксперты предполагают, что в самом ближайшем будущем на табачном рынке начнется настоящая ценовая война: кто кого обдемпингует. Во-первых, концентрация марок с большими рекламными бюджетами в среднем ценовом секторе (от 7 до 17 руб. за пачку) достигла критического предела. А победить хотят все – и “Ява Золотая” (ВАТ), и “Петр I” (JTI), по-прежнему хорошо продающийся на Дальнем Востоке, и L&M (РМ), достигший в этом году докризисного уровня продаж, и LD (“Лиггетт-Дукат”) и др. Тут и “Максим” от Reemtsma-Imperial вовремя подоспел.

А “Лиггетт-Дукат” решила внести сумятицу в элитарный сегмент со своим имиджевым и очень дорогим брэндом Sobranie. Reemtsma-Imperial продолжает облегчать свой West, выпустив ультра-легкий. Да и другие, отдавая дань моде, увеличивают производство легких сигарет. Зато глубинка, игнорируя все эти новомодные веяния, продолжает дымить дешевой “Примой”, и многие производители львиную долю своих продаж делают именно на низком классе. Как знать, может, после очередного роста коммунальных платежей она снова увеличится? Тогда опять придется снижать цены на более дорогие брэнды.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ