Вперед, за потребителем к докризисным достижениям!

0:00
0

Наконец-то российский табачный рынок, постепенно, но неуклонно возвращается к докризисному состоянию. И этот факт с удовлетворением констатирует “Известия”. Но если до 1998 года рост здесь происходил за счет слабой конкуренции и высоких цен, то сейчас табачникам помогает население. По прогнозам, и в этом году существенное количество потребителей заменит овальные и прочие “примообразные” марки сигарет на те, что подороже.

Ведь если даже количество выкуриваемых за год сигарет в России остается неизменным, то суммы денег, которые за них платят, варьируются. Так, по оценкам российского директора Philip Morris Марка Дюрста, в докризисные годы рынок оценивался в $6,5 млрд., а в прошлом году его стоимость была значительно ниже – $4,3 млрд. Получается, что три года рост цен на сигареты был меньше инфляции и рынок еще не вернулся к докризисной стоимости. Вот к чему приводит острая и здоровая конкуренции между крупными игроками!

Впрочем, отмечается, что уже в этом году стоимость рынка может увеличиться до $5 млрд. И в основном за счет роста покупательской способности курильщиков. По данным “Бизнес-Аналитики”, в прошлом году потребление уже сместилось из низких ценовых сегментов в средние. На долю сигарет без фильтра в начале 2002 года приходилось 23,7 процента рынка, в ноябре – лишь 19,51 процента. А, например, средний сегмент (от 13 до 17 рублей) вырос с 12,7 процента в начале года до 15,1 процента к его концу. Как считают аналитики, тенденция сохранится и в этом году. По мнению Марка Дюрста, сигареты без фильтра могут потерять еще около 4 процентов рынка.

Есть и другие изменения в потребительских предпочтениях: курильщики все чаще покупают “легкие” и “суперлегкие” сигареты. (Несмотря на сомнительность аргументов в пользу их наименьшего вреда для здоровья.) По словам управляющего по связям с общественностью JTI Андрея Ерина, доля “легких” сигарет в общих продажах среднего ценового сегмента выросла с 23 процентов в 2000 году до 43 процентов в 2002.

Вообще, по прогнозам компаний, именно в среднем ценовом сегменте будет разворачиваться основная борьба за потребителя. В результате этот достаточно насыщенный сегмент рынка будет расширяться еще и еще. В текущем году именно здесь ожидается появление новых марок сигарет. JTI уже в феврале обновит “семью” марки “Петр I” – “Петр I” классический, мягкий, легкий и сверхлегкий. А Philip Morris собирается ввести новые брэнды и в среднем ценовом сегменте, и в сегменте ниже среднего. Что будет логическим продолжением прошлогодней “наступательной кампании” на низкий ценовой сегмент продвижением марки Next.

Несмотря на возможное появление новых брэндов, снижение цен вряд ли произойдет. В JTI считают, что из-за введения новой ставки табачного акциза наиболее вероятен рост цен. Впрочем, представители ассоциации “Грандтабак” имеют на этот счет несколько иное, более оптимистическое мнение.

Очевидно лишь, что в нынешних условиях усиления конкуренции компании пытаются перераспределить рынок. В прошлом году лидером рынка, по данным “Бизнес-Аналитики”, стала Philip Morris (марки Parliament, Marlboro, L&M), которая занимает 23,8 процентов рынка. Второе место держит JTI (марки Camel, Winston, “Петр I”) – 15,3 процента. Следом за ней идет компания Gallaher (Sovereign, LD, Troika) – 14,1 процента.

Ну а источник “Новости торговли” добавляет к этой тройке лидеров еще четырех, называя самых серьезных и крутых игроков табачного рынка. По данным все той же “Бизнес-Аналитики”, в третьем квартале 2002 года 86 процентов рынка контролировали семь крупнейших компаний. И эти “семеро смелых” – Philip Morris, JTI, Liggett-Ducat, BAT, “Донской табак”, “Балканская звезда” и Reemtsma.

Что в целом не противоречит и итоговым данным ассоциации “Табакпром” за 2002 год, которые приводит “Русский табак”. Итак, в лидеры российского рынка окончательно вырвалась компания Philip Morris. При этом сенсацией итогов года можно назвать неудержимое триумфальное шествие “Балканки”, а также неожиданный провал JTI. Это если оценивать не по объему произведенной продукции, а в динамике, по темпам роста (или спада) производства.

Ясно, что для Philip Morris прогнозируемый тридцатипроцентный рост достигнут и преодолен. Одна только краснодарская фабрика “ФМ” отрапортовала о 40-процентном росте производства. За ним буквально по пятам следует “Реемтсма-Волга” – 30 процентов роста. А в абсолютных цифрах прироста среди “транснационалов” тройка лидеров выглядит так: “ФМ Кубань” (+9,4 млрд.), “Лиггетт-Дукат” (+5,9 млрд.) и “Реемтсма-Волга” (+3,8 млрд.). Среди предприятий с российским капиталом лишь немногие смогли удержать позиции, а рост демонстрируют всего три фабрики: “Балканская звезда” (+20 процентов, главный передовик!), “Донтабак” (+3,2 процента) и “Канская ТФ” (+2,6 процента). Еще трое сумели сохранить свои позиции и произвести в 2002 году примерно столько же продукции, сколько годом раньше, что также дорогого стоит. В числе этих несомненных героев нашего времени – “Нево табак”, “Самарская ТФ” и “Альвис” (Екатеринбург).

Грустно, что по итогам 2002 года большинство входящих в Ассоциацию российских фабрик продемонстрировали отрицательную динамику производства. Более того, если рассматривать ТНК и отечественных производителей раздельно, то суммарное производство последних оказалось в прошлом году почти на 1 млрд. меньше, чем в предшествовавшем. Таким образом, весь прирост внутрироссийского производства (а это по предварительным данным более 20 млрд.) объясняется ростом производства ТНК. Что, впрочем, не удивительно в государстве, которое “боготворит” только внешнего инвестора и олигархов в бизнесе.

И лишь вызывает удивление грандиозный провал в объеме производства фабрики “Петро” (JTI). Более 12 процентов вниз от объема 2001 года (почти 7 млрд. сигарет) – это шокирующая статистика, тем более, что очевидной причины для этого нет. Стечение обстоятельств, да и только! Несомненный успех отдельных марок (Winston, More и того же “Петра I” ) не гарантировал JTI удачных итогов в целом. Даже несмотря на присвоение марке “Петр I” звания народной.

Что же тогда говорить о сирых и убогих отечественных производителях? Из российских фабрик самого большого падения производства “достигли” фабрики Курская, Омская и “Елецкий табак” (а Астраханская фабрика вообще прекратила свою деятельность в прошлом году).

Ну а для укрепления достойного имиджа и своих позиций в неравной конкурентной борьбе с “транснационалами” производителям из российской глубинки приходится использовать порой неординарные методы. Вот, например, главным учредителем фонда “Тамбовский волк” стала недавно Моршанская табачная фабрика, выпускающая одноименную марку сигарет (конечно, наряду с “Примой”). В число учредителей вошли также три других местных предприятия – производители “волчьего” брэнда. Фонд намерен установить в городе памятник “товарищу волку” и заняться реабилитацией известной поговорки.

Правда, и сам учредитель будет, возможно, вскоре нуждаться в реабилитации. Ведь, как пишет газета “Россiя”, специалисты пророчат в ближайшие два года банкротство трети российских фабрик. А то получается, что сегодня ассортимент табачных изделий у нас составляет ни много ни мало – 400 наименований! Что значительно превышает богатство выбора в других странах. Однако такому изобилию на Руси, скорее всего, не быть. После выхода постановления правительства о лицензировании деятельности по производству табачных изделий с более жесткими требованиями к этому самому производству очень многие в российской глубинке недосчитаются любимых марок.

Значимым ударом по ассортименту стал и запрет на рекламу. И как теперь курящие узнают о новых местных брэндах, даже лицензированных?

Исчезнут не только марки, но и целые классы сигарет. Производство активно переводится на выпуск продукции с пониженным содержанием смол и никотина, а растущие цены заставляют любителей крепких “овальчиков” присматриваться к дешевым сигаретам с фильтром. И если в ближайшие 10 лет “овальчики” еще не вымрут, кто поручится, что они будут выпускаться через 20? Вот тогда и прощай, моршанская “Прима”, а вместе с ней и “Тамбовский волк”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ