Количество брэндов переходит в качество

0:00
0

Как и ожидалось, “Булгартабак” так и не достался русским при окончательном подведении итогов тендера на приватизацию болгарской госкомпании в конце августа, сообщили “Ведомости”. Болгарское агентство по приватизации подтвердило, что победителем конкурса стала компания TCP, поддерживаемая лондонским отделением Deutsche Bank. Однако на этот раз российский консорциум Metatabac не получил даже почетного второго места. Второе по привлекательности предложение сделала австрийская Tobacco Holding, третье же место досталось компании “Росбулгартабак”, созданной банком “Одинцово” и дистрибьюторской фирмой “Маркет Форте”. Metatabac попросту дисквалифицировали – на том основании, что консорциум якобы недостаточно подробно указал, откуда возьмутся деньги на финансирование развития табачной монополии.

Со сменой собственника табачного концерна, скорее всего, поменяется и дистрибьютор болгарских сигарет в России. До апреля львиную долю продаж болгарских сигарет в России контролировала компания “Союзконтракт-Табак”. По словам представителя “Булгартабака”, сегодня компания ведет переговоры с “Маркет Форте” и еще одной торговой компанией – “Самос”. Скорее всего, дистрибуцию болгарских марок доверят нескольким компаниям, а решение по тому, с кем из торговцев сотрудничать, примут к концу сентября.

По словам вице-президента “Союзконтракт-Табака”, консорциум будет обжаловать итоги конкурса в болгарском суде. Российская компания также обещает обнародовать оценку понесенного ущерба. И вообще, борьба за болгарского табачного монополиста скорее всего не закончена. Ведь на собственность BHG претендует российское ФГУП “Госзагрансобственность”. Его представители утверждают, что на основе послевоенных международных правовых документов Россия имеет все права на часть имущества BHG, напоминает “Ъ”.

А “Союзконтракт-табак” еще поработает за болгар! Ассоциация осенью планирует возобновить выпуск сигарет болгарских марок на подольской табачной фабрике “ЗАО “СК-Булгартабак”. И, кажется, на вполне законных основаниях. Весной этого года BHG подал иск в суд, а также жалобу в Роспатент РФ на ЗАО “СК-Булгартабак”. По мнению руководства холдинга, это предприятие незаконно выпускало сигареты болгарских марок. Однако 15 июля суд отклонил иск BHG о признании недействительным лицензионного договора, а также снял ранее наложенный запрет на производство сигарет. А в августе была отклонена апелляция болгарской стороны.

Вот у крупных игроков табачного рынка также в последнее время появились опасения по поводу законности использования своих брэндов, которые ранее были советскими сигаретными марками – “Прима”, “Тройка”, “Астра” и т.п. Особенно после того, как случился известный прецедент деприватизации интеллектуальной собственности в виде брэнда водки “Столичной”. “Западные инвесторы обеспокоены, не распространится ли интерес российских чиновников на товарные знаки в других отраслях?” – вопрошает на страницах журнала “Компания” директор по корпоративным связям компании ВАТ, владеющей фабрикой “Ява” и одноименным товарным знаком. Этот вопрос будет обсуждаться на предстоящем заседании консультационного совета по иностранным инвестициям.

Но как раз марка “Ява” защищена наиболее основательно: еще в 1961 году московской фабрике было выдано свидетельство на товарный знак и с тех пор никто, кроме “Явы” эти сигареты не производил. А вот ситуация вокруг “Примы”, занимающей, конечно, первое место в рейтинге (24 процента отечественного рынка!), больше всего напоминает водочный вариант. Сейчас права на производство “Примы” принадлежат членам ассоциации “Табакпром” – 24 российским фабрикам, производящим 80 процентов этих сигарет. Однако существуют еще около сотни мелких производителей, не входящих в ассоциацию, которые живут на производстве этих самых “народных” сигарет. С другой стороны, “Прима” уже давно не интересует крупных производителей и вряд ли может заинтересовать государство. Так что в “Табакпроме” спокойны за “Приму”. Ведь при попытке национализации “Примы” у государства возникнут не только законодательные, но политические проблемы.

Но в целом интерес потребителей и производителей к “Приме” как яркому представителю ниши дешевых сигарет без фильтра постепенно умирает. Об этом говорят и результаты исследования рынка Санкт-Петербурга – “табачной столицы России”, – приведенные “Русским табаком”.

По мнению компании TNS Gallup Media, наибольшим спросом в городе пользуются сигареты Winston, далее следуют “Союз-Аполлон”, “Петр I”, L&M и LD. Компания “Комкон-СПб” дает несколько другую картину: на первое место по числу потребителей ее эксперты поставили сигареты Bond, затем – “Петр I”, L&M, “Ява” и Marlboro. Но в обоих случаях лидерство принадлежит, наряду с международными, российским маркам сигарет. Ассортимент петербургских табачников столь же интернационален, как и структура собственности предприятий. Так, “Петро” поддерживает “двойной” ассортимент, представленный, во-первых, марками сигарет, выпускаемыми JTI по всему миру, – Camel, Winston, Monte Carlo и другими, и, во-вторых, продукцией реконструированной фабрики им. Урицкого. Здесь производятся и “Беломор”, и “Прима”, и даже “Наша прима”. Петербургское предприятие JTI создало новые российские марки – “Русский стиль” и “Петр I”.

Вторая столица является не только привлекательным для сбыта табачных изделий рынком, но и крупным центром по их производству, обгоняя на несколько миллиардов штук сигарет в год даже Москву. Город также можно назвать центром присутствия иностранных табачных производств. Хотя ТНК оказали огромное влияние на развитие всего российского рынка, в целом по стране все-таки преобладают производства с российским капиталом. В Петербурге же наблюдается явный перевес заграничных производств над российскими. В городе действует одна табачная фабрика со стопроцентным отечественным капиталом – ” Нево-табак” – и две, принадлежащие заграничным компаниям: “Петро” (JTI), а также “БАТ – СПб”. Стоит добавить также входящую в концерн Philip Morris фабрику “ФМ Ижора” в Ленинградской области.

Пока работающие в Петербурге табачные компании довольны тем, как развивается их бизнес: фабрика “Петро” за минувший год увеличила объем производства на 10 процентов, “БАТ – СПб” – на 42 процента, “ФМ Ижора” – более чем в два раза. Однако далеко не факт, что рост петербургской табачной индустрии продолжится и дальше. Из-за массового роста объемов табачного производства рынок оказался не просто насыщенным, а перенасыщенным. Между тем положение в Петербурге – калька с общероссийской ситуации. В прошлом году в стране было произведено примерно 370 млрд. штук сигарет, в то время как ежегодная потребность составляет 320-340 млрд. Часть “лишних” табачных изделий экспортируется из России в страны ближнего зарубежья, нередко контрабандным путем (скажем, на прибалтийских оптово-розничных рынках присутствует немало нелегальных сигарет российского происхождения). Другая часть оседает на складах табачных предприятий.

Добавить табачникам проблем может, как ни странно, начавшийся в России рост уровня жизни. Который, как известно, приводит к увеличению числа приверженцев здорового образа жизни и, в конечном итоге, – к заметному снижению числа курильщиков. Табачные производства пока не выработали стратегию работы в условиях сегодняшнего кризиса перепроизводства. Тем не менее, определенные шаги в этом направлении предпринимаются – во всяком случае, на петербургском рынке табака заметны перемены.

Один из путей достижения этой цели – выпуск новых марок продукции. Процесс выпуска новых марок идет в стране весьма интенсивно: к примеру, московская фабрика “Лиггетт-Дукат” выпускает их с периодичностью в 1-3 месяца. На рынке же Северо-Запада (в основном в Петербурге), по данным аналитического отдела JTI, за период с июня 2001 года по июнь 2002 года появилось 40 новых марок сигарет и 157 новых разновидностей (с новым видом фильтра, другим содержанием никотина и так далее). И, конечно, большинство “новинок” – это облегченные виды табачных изделий, которые, как правило, недешево стоят, поэтому эксперты констатируют постепенное расширение сегмента, занятого дорогими сигаретами и табачными изделиями средней ценовой категории. Доля сигарет класса “Премиум” увеличилась на петербургском рынке табака с 10,43 процента в 2001 году до 13,12 процента в текущем году. Зато сегмент, занятый сигаретами без фильтра, снизился с 5,72 процента до 3. Также пришлось потесниться папиросам – их доля рынка в прошлом году составляла 7,16 процента, а в этом году – 4,24. Повышать цену, конечно, невозможно без повышения качества. Как резюмировал один из “табачных” экспертов, “рынок толкает производителей табака к тому, чтобы они переводили количественный вал в качественный. Делать хорошие сигареты трудно, но придется к этому привыкать”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ