Российские табачники в борьбе за выживание

0:00
0

Отечественные табачная отрасль держится в основном на трех “китах”, которые, так же как и транснационалы, за два последних года существенно увеличили свои производственные мощности. И происходит это при постоянном снижении емкости российского рынка. В такой ситуации наименее уверенно чувствует себя как раз эта независимая российская “троица” – “Донтабак”, “Балканская звезда” и “Нево-Табак”, – отмечает “Время новостей”. На табачном рынке постоянно курсируют слухи о покупке транснационалами то одной, то другой российской фабрики, при этом каждая из них стремится сохранить свою независимость и выживает по-своему.

Например, самая интересная информация появляется в последнее время по поводу самого крупного (10,7 процентов) отечественного игрока табачного рынка – компании “Донтабак”. “Время новостей” сообщает, что гендиректор г-н Саввиди, якобы, активно ищет себе замену на должность исполнительного директора и вообще на фабрике может смениться управленческая команда. А будет это уже не просто крупнейшая табачная фабрика, но промышленный холдинг под названием “Наша марка”, куда помимо “Донского табака” войдут мясокомбинат, а также заводы по производству минеральной воды и консервов.

Видно, за счет прибыли от маринадов и солений и надеются теперь продержаться на плаву табачники с Дона. Во всяком случае “Донтабак” завершил модернизацию Бадаевского консервного завода – крупнейшего на юге России, вложив в новое оборудование более 10 млн. долларов. Между прочим, рентабельность в консервном бизнесе достигает 40-60 процентов! Не то, что в табачном, который компания, правда, пока не оставляет. Объем продаж в 2001 году составил 34.3 млрд. сигарет. В прошлом году компания завершила строительство первой очереди нового

табачного производства, инвестиции в которое превышают 100 млн. немецких марок.

В журнале “Компания” опубликовано интервью с директором ярославской фабрики “Балканская звезда”(7 процентов российского рынка), которая достигла в прошлом году рекордных показателей, увеличив объем продаж на треть и вплотную приблизилась к лидеру. Тридцатипроцентный рост продаж – это лучший результат прошедшего года, и достигнут он был традиционными методами. Компания продает свою продукцию в основном в восточной части страны – за Уралом и еще дальше. Ее директор В. Галаев сделал ставку на провинциального потребителя и, похоже, научился извлекать выгоду из своего положения “середнячка”. Руководитель “Балканской звезды” аккуратно повторяет действия западников, умудряясь при этом не сдаваться иностранным конкурентам. Недавно, например, компания завершила трехгодичную модернизацию производства, которая обошлась ярославским табачникам в 50 млн. долларов, изъятых, между прочим, из прибыли. Фабрика расширила линейку сигарет “Балканская звезда”, которые курят 20 процентов потребителей в нижней ценовой нише – от 4 до 7 рублей за пачку. Сейчас из старых советских брэндов здесь осталась одна “Прима” (не более 30 процентов от общего объема), а “Беломор” сняли с производства еще в 1993 году. Зато в новом ценовом сегменте – 10 рублей – появились новые сигареты BS. Так что “Балканская звезда” хотя и не может пока позволить себе выпускать дорогие сигареты, но зато успешно воспитывает своего “среднего” потребителя.

Сейчас руководству “Балканской звезды” предстоит пройти самый опасный участок пути, который западные конкуренты уже худо-бедно преодолели – реформирование дистрибуторской сети. И, похоже, оно собирается последовать примеру компании ВАТ и сокращать число дистрибуторов. “Мы будем создавать собственные склады и представительства в регионах. А рано или поздно каждый российский производитель придет к тому, что сам будет контролировать дистрибуцию”, считает директор “Балканской звезды”.

В отличие от этого передового во всех отношениях предприятия тем его конкурентам, кто продолжает делать ставку на убогого отечественного потребителя, не удалось поднять в прошлом году объем своих продаж . Например, “Русский табак” сообщает, что выпуск табачных изделий на фабрике “Алвис” в Свердловской области не увеличился по сравнению с 2000 годом и составил по-прежнему 4 млрд. штук. При этом более половины из этих изделий как раз составляют “Прима” и “Беломор”.

Мощность этой фабрики в настоящее время позволяет выпускать до 10 млрд. сигарет в год, между тем рынок не позволяет наращивать производство. В связи с ростом благосостояния спрос на “Приму” и “Беломор” заметно упал. “Альвис” производит и более дорогие сигареты неплохого качества, но предприятие не имеет достаточно средств на их “раскрутку”. Хотя специалисты предприятия, кажется, не теряют надежду на лучшее будущее и продолжают работать над совершенствованием процесса производства. После запуска новых линий по производству сигарет с фильтром мощность “Альвиса” не изменилась, однако себестоимость продукции снизалась на 5 процентов и продолжает снижаться.

За будущее свердловских табачников (и курильщиков) можно быть спокойным, чего не скажешь, например, об их коллегах их Липецкой области. Некогда известная фабрика ОАО “Елецкий табак” продолжает оставаться жертвой многолетнего раздора между акционерами, и на ней в очередной раз сменилось руководство, сообщает “Русский табак”.

Прокопьевская табачная фабрика так же не в лучшей форме подошла к своему шестидесятилетию: ведь только низкий уровень доходов основной массы курильщиков кузбасского региона поддерживал спрос на ее дешевую продукцию.

Но основной интригой нынешнего марта стал, конечно, раскол в табачном сообществе, который был инициирован руководством трех крупнейших российских фабрик, а также примкнувшей к ним компании “ВАТ-Ява” и весьма активно обсуждался на страницах газет.

Руководители российских табачных фабрик подвергли критике своих конкурентов – международные табачные компании – за попытки сохранить в отрасли существующую систему акцизов. Претензии они изложили в письме на имя министра финансов А. Кудрина. Это первый случай, когда противостояние в табачной отрасли вышло на публичный уровень, отмечает газета “Ведомости”. Авторы письма подробно изложили свои аргументы в пользу введения смешанной системы акцизов, при которой за продажу 1000 сигарет взималось бы 40 рублей плюс 7 процентов от отпускной цены. Они настаивают, что в случае сохранения существующей специфической системы табачный рынок ожидает поток контрабанды, а страну – ни много ни мало как социальные потрясения накануне выборов, предостерегает “Время новостей”. Главный аргумент авторов письма – налоговая нагрузка на народные марки сигарет намного больше, чем на сигареты premium-сегмента: 15 процентов против 2-4.

Посьмо разделило табачных производителей на два лагеря и внесло раскол в отраслевую ассоциацию “Табакпром”, которая объединяет 24 табачных фабрики страны, в том числе и иностранные. Президент ассоциации В. Теревцов не стал ставить свою подпись и заявил, что при обсуждении письма позиции участников разделились, и это стало первым крупным расколом в пятилетней истории ассоциации.

Оппоненты российских директоров в лице представителей компаний ФИЛИП МОРРИС и JTI полагают, что аргументы, приведенные в письме к Кудрину, спорны. Сторонники сохранения существующей системы акцизов с постепенной индексацией ставки уверены, что специфическая система работает очень эффективно и это приводит к разнообразию продукции на рынке. Они предостерегают правительство от эксперимента в налогообложении, который, по сути, предлагают провести российские фабрики, и который может привести к непредсказуемым результатам по сбору налогов. Минфин же пока не определил свою позицию в отношении системы взимания табачных акцизов, а директор “ВАТ-Ява” Л. Синельников оценивает шансы на ее изменение как 50 на 50.

Итак, очередные дебаты вокруг острой темы продолжают лоббистскую войну табачных компаний.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ