Лицом к убогому потребителю

0:00
0
272

Недавняя попытка Минсельхоза национализировать 43 знаменитых водочных бренда, принадлежащих ОАО “Союзплодимпорт” наделала шороху в мире табачных производителей. Что будет с табачными брэндами? – восклицает “Русский табак”. – Захочет ли государство в лице какого-нибудь министерства прибрать к рукам такие табачные марки, как “Ява”, “Прима”, “Столичные”, “Космос”, “Дукат”, “Астра” и другие? Найдется ли игрок, который воспользуется алкогольным прецедентом для передела табачного рынка? А тут еще вице-премьер Гордеев всех обрадовал, заявив, что в правительстве создана рабочая группа, которая позволит улучшить государственное управление табачной отраслью. Данной группе, по информации “АК&М”, предстоит решать одновременно вопросы, как по защите прав потребителей, так и защите производителей от нелегальной табачной продукции, попадающей на российский рынок.

Защищать, конечно, можно по-разному, однако главный специалист ассоциации табачных производителей “Табакпром” Юрий Аврушин считает, что поводов для серьезного беспокойства нет (“Общая газета”). Тема госмонополизации рынка поднималась неоднократно и в правительстве, и в Думе. В результате все пришли к выводу: овчинка выделки не стоит. На то, чтобы “порешать вопрос”, как в 17-м, никто сегодня не пойдет, а если действовать в рамках законодательства, то тем более не выйдет. Все предприятия отрасли акционированы, а государству принадлежат пакеты акций только двух небольших фабрик – в Канске и Перми. Выкупать акции – денег жалко, предприятия за последние несколько лет сильно вздорожали. Так что остается только “улучшать” работу рынка, чтоб не оставаться в стороне.

Вот и стараются. Взять хотя бы постановление № 988 от 21 декабря 2000 года “О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий”, согласно которому все новые табачные изделия, включая сырье и вспомогательные материалы нужно обязательно регистрировать. Причем, регистрирующий орган может и не регистрировать, если сочтет вашу продукцию опасной для жизни и здоровья граждан. То есть, чиновников просто провоцируют сначала отказать в регистрации, а потом – за барашка в бумажке – дать положительный ответ, заключает автор статьи в “Общей газете”.

Правда, сегодня главной проблемой отечественных табачных производителей является отнюдь не запуск новых товаров, а реализация старых. Производство табачной продукции в России с января по сентябрь 2001 года по сравнению с аналогичным периодом 2000 года увеличилось на 10 процентов, сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”. При этом потребление сигарет, достигнув своего пика в 300 миллиардов штук, закономерно скатывается к 250-260 миллиардам, что на 20-30 процентов меньше того, что производится сейчас. Склады затоварены. Как российские фабрики будут выходить из создавшейся ситуации? – задается вопросом “Россiя”. Транснациональным корпорациям проще. Их торговые марки настолько раскручены, что можно успешно реализовывать товар на экспорт. А наш производитель на рекламе экономит и не может позволить себе широкомасштабную рекламную кампанию за рубежом. Один из приемлемых вариантов – вытеснить с рынка всякую путающуюся под ногами мелочь. Что, собственно говоря, уже и происходит.

Кстати, надо сказать, что и с экспортом у нас могут быть проблемы, судя по публикации “Газеты”, в которой говорится, что наши табачники рискуют лишиться перспективного белорусского рынка сбыта. В белорусском управлении делами президента пришли к выводу, что 95 процентов табачной продукции в стране реализуется либо с нарушениями закона, либо теневым образом. Причем, большая часть контрабанды идет из России. (Кстати, аналогичные выводы были сделаны на Украине и в ряде стреднеазиатских стран.) Потому власти Белоруссии с 2002 года собираются ввести госмонополию на импорт табачных изделий. Правами генерального импортера наделят госпредприятие “Белая Русь”, которое будет продавать поставщикам квоты на ввоз сигарет. При обязательном условии: не пускать в страну товар из России.

Выдавливание с рынка мелких производителей неизбежно приведет к кардинальному изменению ассортимента наших табачных киосков – исчезнут дешевые сигареты без фильтра. А это, по информации газеты “Россiя”, 31,5 процента розничных продаж (данные за прошлый год). Наивно полагать, что треть курящего населения страны в одночасье изменит своим привычкам, и глупо игнорировать такой увесистый сегмент отечественного рынка. Публикации прошедшей недели свидетельствуют, что крупнейшие игроки на нашем рынке, брезгливо поморщившись, решили все-таки повернуться лицом к потребителю, пусть и гедонистически-недоразвитому. Газета “Ведомости” и журнал “Компания” сообщают, что московская табачная фабрика Liggett-Ducat возобновила выпуск папирос “Беломорканал”, прекращенный в 2000 году, когда фабрику купила британская табачная компания Gallaher. А “Интерфакс” цитирует заявление Владимира Аксенова, директора по корпоративным отношениям “British American Tobacco – Россия” о том, что компания намерена продолжать выпуск сигарет без фильтра под маркой “Прима” ввиду ее высокой популярности у потребителей.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ