Россия-Китай: военно-техническое сотрудничество встречает препятствия

0:00
0

В Китае продолжается год России. В рамках этой программы 29 сентября завершился визит руководителя администрации российского президента Сергея Собянина в Пекин. Встречаясь с генеральным секретарем Госсовета Китая Хуа Цзяньминем, российский чиновник заявил, что “отношения Китая и России, благодаря усиленным контактам на высшем уровне, подписанным соглашениям, которые начали работать, находятся на самом высоком уровне за все предыдущие годы. И сегодня, наверное, нет ни у кого сомнений, что те амбициозные планы по увеличению товарооборота до 60 миллиардов долларов в ближайшие годы будут выполнены”.

Цифры здесь заявлены очень большие. Для сравнения – в 2005 году объем китайско-российского товарооборота достиг 29,1 млрд долларов (рост на 37,1 процента по сравнению с 2004 годом). Хотя это немного – совокупный товарооборот между Китаем с ЕС и США в 2005 г. составил более 200 млрд долл. США.

Между тем не секрет, что рост товарооборота между РФ и КНР обусловлен в основном продажей Россией природных ресурсов и экспортом из Китая дешевого ширпотреба и некоторых видов продукции машиностроения. Как отмечают китайские СМИ, в товарном экспорте КНР в Россию по-прежнему доминируют одежда, обувь и другие товары легкой промышленности, однако быстрыми темпами растет тенденция экспорта электромеханической продукции и продукции высоких и новых технологий. В частности, в 2005 году рост экспорта электромеханической продукции в РФ достиг 70 процентов, а продукции высоких и новых технологий – 58 процентов, составив соответственно 24 и 7 процентов в общем объеме экспорта Китая в Россию.

Однако Россия по-прежнему поставляет в Китай сырье. В январе-июне 2006 г доля экспорта лесных грузов из России в Китай составила 38,3% от общего объема перевозок, бумаги – 2,2%. Остальное – нефтепродукты, ГСМ и лишь незначительная часть военной продукции.

В сентябре стало известно, что Китай озабочен отсутствием подвижек в реализации подписанного год назад контракта на поставку КНР 38 самолетов Ил-76 и Ил-78 на сумму $1,5 млрд. Головным исполнителем контракта стало Ташкентское авиаобъединение имени Чкалова (ТАПОиЧ), большинство комплектующих поставляют российские предприятия.

Как отмечает газета “Коммерсант”, “поставка самолетов Ил 76 в КНР до сих пор не началась, хотя первые машины в Китае ждали летом”. Газета информирует, что в июне ТАПОиЧ “проинспектировал” член постоянного комитета политбюро ЦК китайской компартии Ли Чанчунь. По словам источника “Коммерсанта”, “после этого визита Пекин начал регулярно напоминать о необходимости выполнения условий контракта, а в сентябре уведомил Москву о том, что заседания комиссии по ВТС не состоится, пока не будет решен этот вопрос”.

Между тем, сейчас нет никакой официальной информации, как решается этот вопрос. Хотя есть заявления отдельных руководителей России о принятии решения о переносе производства самолетов Ил-76 из Узбекистана в Россию. Китайцев это не очень радует, поскольку процесс производства и наладки на новом месте мощностей (стапелей и т.п.) по окончательной сборке самолетов потребует времени.

“Коммерсант” обращает внимание на то, что “перенос сроков заседания российско-китайской комиссии по ВТС может отложить подписание ряда новых контрактов на поставку вооружений и военной техники в Китай”. Уточняется, что в рамках работы комиссии планировалось обсудить последние детали контракта на поставку четырех десантных кораблей на воздушной подушке “Зубр” на сумму около $210 млн, согласовать условия поставки более 15 противолодочных самолетов-амфибий Бе-200 с модульной прицельно-поисковой системой “Морской змей” (на $400 млн) и самолетов-амфибий Бе-103. Кроме того, на заседании комиссии ожидалось подписание “Рособоронэкспортом” и Минобороны Китая контрактов на поставку для ВМС Китая почти 40 десантно-транспортных вертолетов Ка-29 и более 20 вертолетов радиолокационного дозора и наведения Ка-31 на общую сумму около $200 млн.

“Теперь согласование контрактов более чем на $800 млн сдвигается на неопределенный срок”, – делает вывод газета.

$800 млн – это тридцатая часть всего товарооборота, который имел место между РФ и КНР в 2005 году. Это немного, но даже это по вине российской стороны подлостью не реализуется. Комментарии здесь, как говорится, излишни.

for construction

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ