Страны СНГ совершенствуют воздушную оборону

0:00
0

В период с 9 по 12 августа с.г. в Штабе по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств-участников СНГ, прошло совещание по проблемам использования и совершенствования единой системы радиолокационного опознавания воздушных, надводных и наземных объектов.

На совещание были приглашены представители министерств, ведомств, организаций и министерств обороны государств-участников Соглашения от 26 июня 1992 года “Об обеспечении радиолокационного опознавания воздушных, надводных и наземных объектов, оснащенных ответчиками опознавания”.

Как заявил WPS офицер ШКВС полковник Николай Салахов, совещание вызвано необходимостью обсуждения вопросов, связанных с применением средств единой системы радиолокационного опознавания, с целью исключения непреднамеренного поражения воздушных, надводных и наземных объектов своими же огневыми средствами.

По его словам, радиолокационное опознавание обеспечивает безопасность полетов авиации государств-участников Соглашения над территорией стран Содружества и исключает случаи бесконтрольного пребывания объектов-нарушителей в воздушном пространстве, а также непреднамеренное поражение своих летательных аппаратов своими же огневыми средствами. Актуальность проблемы усугубляется также имеющимися случаями воздушного терроризма.

В план проведения совещания были включены вопросы, требующие выработки единых взглядов по выполнению межправительственных соглашений. При этом была распространены другие документы об истории развития системы “Пароль”. Приводим их краткое содержание.

Первая система радиолокационного опознавания “СЧ-1” (“свой-чужой”) появилась на вооружении частей войск ПВО в сороковые годы. На смену ей пришла система “СЧ-2”.

В конце пятидесятых годов была закончена разработка и принята на вооружение принципиально новая по сравнению с “СЧ-2” система радиолокационного опознавания “Кремний”. Однако данная система радиолокационного опознавания имела низкие показатели надежности. Не была защищена от воздействия пассивных и активных помех, что снижало достоверность определения государственной принадлежности объектов и эффективность противовоздушной обороны в целом.

Американская авиация в 1965 году во время войны во Вьетнаме с помощью самолетов F-4 имитировали сигнал “Я свой самолет” в системе опознавания “Кремний”. Поэтому эта система требовало постоянных доработок и модернизаций аппаратуры.

Средства данной системы и ее модификаций (“Кремний-1,2,2М”) стали поступать на вооружение армий государств-участников Варшавского Договора, стран социалистической ориентации, а также ряда стран-участниц движения неприсоединения.

Первая американская система опознавания МК-10 появилась на вооружении также в сороковые годы. В дальнейшем была разработана система опознавания МК-12, которая используется и в настоящее время. Ведется разработка качественно новой системы опознавания МК-15Х.

Таким образом, государства мира были разделены на две части, каждая из которых применяла либо советскую, либо американскую системы опознавания.

Однако бурное развитие средств радиоэлектронной борьбы, появление новых промышленных технологий и т.д. диктовали необходимость дальнейшего совершенствования средств и всей системы опознавания, высокая надежность и постоянная боеготовность которой стала одной из основных составляющих боевой готовности вооруженных сил в целом.

В этих целях, а также для обеспечения вооруженных сил более надежным радиолокационным опознаванием, параллельно с модернизацией средств системы “Кремний” в 1959 году была начата разработка принципиально новой системы радиолокационного опознавания.

С момента начала разработки системы и до ее принятия на вооружение ВС СССР образцы данной системы претерпели несколько этапов модернизации, как в части технических решений, так и в части применения новой элементной базы (от электровакуумных ламп до применения микросборок и многослойных печатных плат). Это позволило максимально снизить массогабаритные характеристики аппаратуры, значительно повысить ее надежность и радиационную стойкость, снизить зависимость аппаратуры от климатических воздействий.

Проведенные в период с 1978 по 1981 год войсковые испытания средств системы опознавания подтвердили, что они соответствуют заданным современным требованиям практически по всем характеристикам и не уступают, а в ряде случаев превосходит зарубежные аналоги по основным параметрам. На эти же годы приходится активное переоснащение ВС СССР.

Средства системы радиолокационного опознавания являются основными средствами определения государственной принадлежности объектов. В основу технического решения радиолокационного опознавания положен принцип активной радиолокации, т.е. активный запрос объекта опознавания и активный ответ на него.

Для радиолокационного опознавания обнаруженного воздушного, надводного или наземного (берегового) объекта запросчик опознающего объекта излучает запросные радиосигналы.

На эти сигналы ответчики опознаваемых объектов излучают ответные кодированные радиосигналы, содержащие информацию о государственной принадлежности или индивидуальных признаках этих объектов. Ответные сигналы принимаются запросчиком и в случае соответствия их действующему ключу (коду) автоматически раскодируются и отображаются на экранах индикаторов в виде, принятом для данного типа радиолокационной станции (РЛС) или зенитного ракетного комплекса (ЗРК).

Появление на экране индикатора установленной метки (признака) рядом с отметкой обнаруженного объекта свидетельствует о том, что объект отвечает действующим кодом. Метки (признаки) опознавания различных режимов работы системы отличаются друг от друга.

Необходимо отметить, что в настоящее время в целях организации надежного радиолокационного опознавания в вооруженных силах государств Содружества и координации их взаимных действий в этой области государствами-участниками Содружества Независимых Государств приняты следующие основополагающие документы:

1. Соглашение правительств государств-участников Содружества Независимых Государств “Об обеспечении радиолокационного опознавания воздушных, надводных и наземных объектов, оснащенных ответчиками опознавания системы “Пароль” от 26 июня 1992 года.

Соглашением предусмотрено сохранить эту систему в качестве единой системы радиолокационного опознавания для определения принадлежности воздушных, надводных и наземных объектов к государствам-участникам данного Соглашения.

Участниками данного Соглашения стали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Российская Федерация, Туркменистан и Украина;

В развитии данного Соглашения подписаны два Протокола 4 июня 1999 года и 30 мая 2002 года.

Особую актуальность организации надежного радиолокационного опознавания и исключения бесконтрольного пребывания воздушных объектов в воздушном пространстве государств Содружества приобретают в связи с созданием объединенной системы ПВО государств-участников СНГ и заступления ее на боевое дежурство по охране воздушных границ государств Содружества, а также борьба с воздушным терроризмом.

Справка: зачем нужна система "Пароль"

Из-за отсутствия (невключения) самолетного ответчика были сбиты воздушные суда:

В 80 годах на дальнем востоке (Южно Корейский самолет);

В 2001 г. – над Черным морем ТУ -154

В июле 2005 года имел такой же прецедент с самолетом Вьетнама.

В ходе боевых действий в Ираке было выявлено 17 случаев открытия огня по своим самолетам и войскам:

22 марта – поражение английского тактического истребителя “Торнадо” по причине неполадок в системе определения государственной принадлежности “свой -чужой”;

24 марта поражение американского тактического истребителя Ф-16. На маршруте пилот отклонился от установленного маршрута, обнаружил по бортовому индикатору момент захвата своего самолета наземной РЛС. Приняв ее за иракскую, немедленно произвел пуск ракеты, которая поразила антенную систему ЗРК “Патриот”. Одновременно ЗРК в автоматическом режиме также произвел пуск ракеты, в результате чего самолет был сбит.

2 апреля в результате неполадок в системе опознавания ЗРК “Патриот” был сбит палубный тактический истребитель F/А 18С “Хорнет” пилот погиб.

Штурмовиками А-10 были атакованы подразделения морской пехоты, в результате которой погибли 10 военнослужащих.

Зафиксированы перестрелка между двумя подразделениями морской пехоты США и четыре случая обстрела БМП своей боевой техники.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ