Основные шаги по реформированию силовых структур страны начнутся не раньше 2005 года

0:00
0

В последнюю неделю ноября политическая элита России по-прежнему активно обсуждала проблемы реформирования силовых структур страны. 29 ноября, посещая Рязанского институт ВДВ, президент РФ Владимир Путин заявил, что руководство страны подтверждает курс на постепенный переход к комплектованию Вооруженных Сил на контрактной основе. Однако, по мнению Путина, “быстро это сделать не позволяет экономика”. Президент также отметил, что “есть военная работа, на которой нет смысла пока держать контрактников, а есть такие проблемы военной службы, где необходимо иметь тех, кто избрал свою службу добровольно”. Спецназ, части постоянной боевой готовности, ВДВ, морская пехота, по мнению Путина, должны формироваться на контрактной основе. Но когда это произойдет?

Известно, что Концепция перехода Вооруженных Сил страны на профессиональную основу будет подготовлена только к средине 2003 года. А итоги связанного с этим эксперимента будут подведены к 2004 году. Таким образом, лишь в 2005-2006 гг. начнется массовый перевод войск на контрактную основу. К этим же срокам предполагается начать реформирование и МВД РФ.

На расширенной коллегии Внутренних войск глава МВД РФ Борис Грызлов, ставя задачи на будущий год, заявил, что “предстоит большая работа по изменению плана применения войск с учетом террористических угроз”. Какая это работа?

Во-первых, будут по другому построены внутренние войска. Как известно, к середине 2003 года руководство контртеррористической операцией в Чечне должно перейти от ФСБ к МВД. Уже сейчас в структурах ВВ МВД РФ сформированы шесть отрядов специального назначения, которые в ближайшее время должно будут заменить на Северном Кавказе милицейские сводные отряды быстрого реагирования (СОБРы). К концу 2003 года количество подразделений спецназа в структурах ВВ МВД РФ должно достигнуть 10 единиц, при этом в Чечне на постоянной основе будут действовать 4 отряда спецназа. По планам МВД, силы специального назначения, предназначенные для борьбы с террористами, должны составить основу сил немедленного реагирования, которые будут созданы уже в будущем году. А к 2005 году предполагается из внутренних войск сформировать Национальную гвардию (НГ).

Во-вторых, планируются реформы в самом МВД. Милицию предполагается разделить на федеральную полицию (финансируется из федерального бюджета РФ) и муниципальную милицию (финансируется местными властями). Из состава МВД будет выведен следственный комитет, который будет преобразован в Федеральную службу расследований. 29 ноября Грызлов подтвердил наличие таких планов, заявив, что появление муниципальной милиции ожидается не раньше 2006 года. Он акцентировал внимание на том, что “МВД упразднять никто не собирается”. Просто, по его словам, выделяется составляющая, ориентированная на муниципальный уровень. “Органы местного самоуправления по Конституции также имеют функцию защиты правопорядка, в связи с чем и могут быть созданы муниципальные образования милиции “, – подчеркнул Грызлов. Он пояснил, что сотрудники муниципальной милиции будут муниципальными служащими, а не представителями “федеральной милицейской составляющей”.

“Сейчас рассматривается уровень ответственности, который может быть передан в создаваемые структуры”, – сказал министр. Он перечислил возможные сферы ответственности отделений муниципальной милиции: обеспечение общественного порядка в виде патрулирования; работа, связанная с беспризорниками и безнадзорными; вытрезвители; надзор за сохранностью дорожного покрытия и ряд других функций.

Таким образом, новый облик силовых структур страны будет сформирован лишь после выборов нового президента, которые пройдут после 2004 года. Известно, что на оборону и безопасность РФ тратит более 6 % внутреннего валового продукта. Это очень много. Такие расходы не может позволить себе ни одна развитая страна мира. Однако мы видим, что Кремль не спешит с реформами. Их эффективность может быть небольшой, а проводимые реорганизации могут сформировать у людей отрицательные установки. В условиях предвыборной борьбы, это, конечно, не выгодно “партии власти”.

К тому же на проведение реорганизаций тоже требуются деньги. Таким образом, расходы на оборону и безопасность могут возрасти еще больше. Скажем, только проведение эксперимента в 76-й воздушно-десантной дивизии потребовало около 3 млрд рублей. Денег много, а результаты пока плачевные. Не хотят люди идти в контрактники.

Между тем для отпора терроризму формируются новые планы применения войск, в том числе и планы, предусматривающие применение некоторых подразделений армии в контртеррористической борьбе.

Бывший секретарь Совбеза РФ депутат Госдумы РФ Андрей Кокошин в телепередаче “Зеркало” 30 ноября прямо заявил, что в России формируется новая силовая триада. По данным “Независимой газеты”, вместе с традиционными Стратегическими ядерными силами (в триаду СЯС входят Ракетные войска стратегического назначения, атомный наземный и подводный флот ВМФ и дальняя авиация ВВС), Силами общего назначения (СОН – Сухопутные войска и нестратегические ВМФ и ВВС) в структуре войск РФ появятся специальные силы, отвечающие за борьбу с терроризмом. По некоторым данным, принято решение формирования нового плана применения войск и сил по антитеррору в структуре нового министерства (службы, комитета), которое, возможно, довольно скоро будет сформировано. Именно ему должна непосредственно подчиняться Национальная гвардия. Кроме этого, Министерству по антитерроризму оперативно будут подчиняться подразделения из СОН ВС РФ, а также спецназ других силовых структур страны.

Таковы основные направления реформирования силовых ведомств в России. Данные преобразования связаны с политическим фактором, однако трудно пока сказать, что больше мешает ускорить процессы реформирования – собственно политика или экономические проблемы.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ