На Каспии усугубляется конфликтная ситуация

0:00
0

Похоже, что конфликтная ситуация на Каспии, связанная с неопределенностью его правового статуса, переходит в военную фазу. Примером тому стали действия Иранских ВМС по отношению к гражданским кораблям Азербайджана. Как известно, 23 июля иранский военный самолет кружил над азербайджанскими судами “Геофизик-3” и “Алиф Гаджиев”, а иранский военный корабль, приблизившись к ним, потребовал отплыть на пять миль на север. 29 июля военный самолет иранских ВВС вновь совершил облет акватории Каспия. По версии азербайджанских военных экспертов, двигаясь со скоростью 500 км/час на высоте 200 метров, воздушное судно могло совершать фотосъемку месторождений Алов-Шарг-Араз, на разработку которых претендует иранская сторона. После облета этой территории самолет попытался сделать маневр в сторону Баку, однако через несколько минут без всяких предупреждений покинул воздушное пространство Азербайджана.

Месторождения Араз-Алов-Шарг Азербайджан разрабатывает вместе с английскими нефтяными фирмами. Эти еще не разведанные месторождения расположены в центральной части Каспия в 50-80 км к северу от линии Астара-Гасанкули, которая являлась ранее морской границей СССР и ИРИ. Между тем эти месторождения Иран тоже считает своими.

Иран демонстрирует силу и это настораживает. По сути иранские ВМС являются на Каспии вторыми по величине после российской военно-морской флотилии. Согласно договорам между царской Россией и Персией, а также Ираном и СССР, Тегерану было запрещено держать военно-морские силы на Каспии. Однако после развала СССР Иран уже считает себя свободным от ранее заключенных договоров. Самый крупный иранский порт на Каспии – Энзели, но и другие порты (Ноушехер, Бендер-Торкмен, Бабольсер) в перспективе могут быть использованы в военно-стратегических целях. Их обустройство и создание надежной военной инфраструктуры не потребуют много времени.

По имеющейся информации, военно-морское ведомство Ирана планирует создание на Каспии оперативно-тактического объединения – эскадры, с целью осуществления в случае необходимости военных действий в определенных районах моря. Согласно проекту в состав эскадры войдут несколько дивизий (или бригад) и отдельных дивизионов надводных и подводных плавсредств, а также суда и войсковые подразделения обеспечения (морская авиация, пехота). Закупка Ираном у России в декабре 1995 года подводной лодки “Варшавянка” (размещена в Персидском заливе), подготовка в военно-морской базе Балтийск (Россия) офицеров для иранских ВМС, углубленное сотрудничество в других военных областях – все это свидетельствует о серьезных намерениях Тегерана обеспечивать свою безопасность, в том числе и военными методами.

На этом фоне весьма острым также выглядит конфликт между Азербайджаном и Туркменией. Так, Ашхабад считает, что месторождения “Осман” и “Хазар” (в азербайджанском варианте “Чираг” и “Азери”), “Алтын Асыр” (в азербайджанском варианте “Шарг”) захвачены Азербайджаном. Недавние переговоры не увенчались успехом и Ашхабад заявил, что будет отстаивать свои позиции всеми доступными способами.

Как известно, официально Туркмения не имеет своих военно-морских сил. Однако, по открытым данным, Туркменистан закупил недавно 20 быстроходных судов на Украине. Половину этой партии составили сорокатонные корабли, снаряженные крупнокалиберными пулеметами. Кроме этого в Туркмении после распада СССР осталась самая крупная в Центральной Азии авиационная группировка. И были случаи, когда военные вертолеты Туркменских ВВС облетывали спорные с Азербайджаном территории.

В отличие от Туркмении, Азербайджан имеет свои ВМС. Вплоть до 1992 года в Баку размещался Штаб Каспийской флотилии СССР. В результате раздела Каспийской флотилии в 1992 году Азербайджан получил около 25% надводных кораблей и значительную часть инфраструктуры. Однако этому предшествовал демонтаж и вывоз в Россию ценного оборудования и части вооружений. Большая часть отошедших к Азербайджану кораблей и инфраструктуры оказалась в плохом состоянии. Тем не менее, более чем вековой опыт базирования Каспийской флотилии и наличие мощной военной инфраструктуры позволяют считать Баку, наряду с Астраханью, крупнейшей военно-морской базой на Каспии.

Таким образом, конфликтующие стороны имеют военный потенциал для ведения возможных военных действий. Кроме вышеназванных стран свой военный потенциал на Каспии наращивают Россия и Казахстан.

Военным ведомством РФ Каспий включен в “Кавказский сектор” границы (пространство от Черного до Каспийского моря). Оборона этого региона поручена Каспийской флотилии (КФ), Волжскому речному флоту, частям береговой охраны, авиации, ПВО и погранчастям. После официального раздела в 1992 г. Каспийской флотилии между Москвой и Баку 75% надводных кораблей с личным составом отошли России. При этом по 25% отводились Казахстану и Туркменистану, но они “отказались” в пользу Москвы. Все полученное от раздела было перебазировано в Астрахань, где разместился новый штаб российской КФ.

Численный состав КФ не превышает 20000 человек, включая и личный состав береговых баз. На данный момент флотилия располагает несколькими дивизионами сторожевых кораблей, минными тральщиками, кораблями воздушного наблюдения, боевыми и вспомогательными судами различных классов, ракетными и десантными катерами на воздушной подушке, судами обеспечения и необходимой инфраструктурой. С перебазированием КФ началось обустройство порта и военной базы, укрепление береговой инфраструктуры. На судоремонтных верфях Астрахани ведется ремонтно-восстановительная работа. Корабли флотилии имеют в целом малые боевые возможности и относятся к 3-му и 4-му рангу.

Планируется укрепление флотилии кораблями высокого ранга. Налажено взаимодействие авиации Северокавказского военного округа с КФ. Вблизи Каспийска (Дагестан) создан военный аэродром для приема всех типов летательных аппаратов. Это позволяет эффективно использовать авиацию с кораблями флота и соединением ПВО округа. Морская авиация КФ пополнилась также самолетами-амфибиями, патрульными, корабельно-противолодочными вертолетами Ка-25 и Ка-27. Есть гидрографическая служба. Сформирована бригада морской пехоты.

На островах Чечень и Тюлений (вблизи Дагестана) размещены военные службы, обеспечивающие судоходство с прикаспийскими странами. По соглашению от 1992 года между Россией и Украиной по разделу Черноморского флота, морские части (в основном, пограничные и подразделения береговой охраны), подпадающие под сокращение, перебазированы в Астрахань. Туда же с целью усиления Каспийской флотилии предусмотрена переброска и тыловых частей.

Каспийская флотилия тесно взаимодействует с подразделениями Кавказского особого пограничного округа. В настоящее время совместно разработана специальная программа с целью усиления боевых возможностей береговых подразделений военных моряков и пограничников. В рамках ее создан новый образец мобильной, береговой артиллерийской установки “Берег”, которая в сейчас поступает в войска.

Наращивает количество своих военных судов на Каспии и Казахстан. Как таковых ВМС в Казахстане пока нет. Функции по охране каспийской зоны поначалу взял на себя таможенный комитет республики. С 12 января 1998 года весь морской шельф в пределах национальной границы стал зоной действия специально созданной службы оперативного реагирования “Барс”. Между тем с 2000 года на Каспии действуют Силы охраны государственной границы, которые организационно входят в состав ВС РК. Они объединяют Пограничные войска и Силы береговой охраны. Об общем численном составе СОГГ не сообщается. Это связано с тем, что пограничные и военно-морские войска только формируются.

Личный состав ВМС страны, дислоцированных в основном на Каспии и вошедших с ноября 1997 г. в состав СОГГ, достигает 3 тыс. человек, вооружение – 10 катеров береговой охраны и 2 малых гидрографических катера, 3 вертолета Ми-8 и 6 Ми-2). Они базируются в портах Актау и Атырау, на востоке и севере Каспия. По договоренности между минобороны России и Казахстана (январь 1996 г.) республике передано 5 судов для развития его береговых сил охраны. Россия обязалась также оказать помощь в закупке судов, обследовании береговой инфраструктуры и ее модернизации. Заключены договоры о подготовке морских кадров в военно-морских вузах России, Турции, Украины.

ВМС ВС РК во многом сформированы благодаря помощи не только РФ, но США и Турции. Так, во время июльского 2001 года официального визита казахстанской военной делегации во главе с начальником Генерального штаба Вооруженных сил Казахстана генерал-полковником Алибеком Касымовым в Турцию на военно-морской базе в городе Гельджюке турецкая сторона передала в подарок Вооруженным силам Казахстана еще один патрульный катер.

Таким образом, милитаризация Каспия и неопределенность его правового статуса создает предпосылки для конфликтных ситуаций, в том числе и с применением вооружений. Это говорит о том, что намеченный в Ашхабаде на октябрь саммит прикаспийских государств должен состояться и решить важные проблемы, связанные с обеспечением безопасности на море. Определить же зоны на Каспии, которые будут контролировать те или иные государства будет весьма проблематично. Однако диалог по этому поводу давно назрел.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ