НА фоне дезинтеграционных процессов в СНГ государства ДКБ создают собственные мобильные силы

0:00
0

На сегодняшний день военная интеграция в СНГ развивается по двум направлениям: собственно в масштабах всех стран Содружества под эгидой Штаба по координации военного сотрудничества государств (ШКВС) СНГ, и в более узком составе – среди стран, подписавших Договор о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 года. Участниками ДКБ являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

В мае проявили активность и те, и другие организации. Так, 18 мая в Баку состоялось очередное заседание Совета министров обороны Содружества (СМО), на котором были рассмотрены некоторые вопросы военной интеграции. Были подведены итоги состоявшегося в апреле совместного командно-штабного учения (КШУ) “Южный щит Содружества-2001”. Эти учения стали уже традиционными. Но отдача от них небольшая. К тому же участвуют в них не все страны.

На встрече в Баку речь шла и о противодействии терроризму, однако, никаких конкретных решений по этому вопросу принято не было.

Таким образом, совещание в азербайджанской столице хоть и прошло при участии военных представителей 11 стран СНГ (не было только делегации из Туркмении), но его эффективность оказалась низкой.

Невысокая результативность деятельности ШКВС проявляется по нескольким направлениям. Скажем, страны СНГ заключают военные коллективные соглашения. Однако, во-первых, не все государства их подписывают. На состоявшихся встречах министров обороны представители Азербайджана подписали только 35% от всех предлагавшихся для рассмотрения документов, Молдовы – 8 %, Узбекистана – 33%, Туркмении – 7%, Украины – 25%, Грузии – 50 %. (При этом наиболее активны здесь страны, входящие в Договор о коллективной безопасности. Со стороны Армении было подписано 97 %, Белоруссии – 91%, Казахстана – 97%, Киргизстана – 100%, России – 100% всех рассматриваемых соглашений и договоров).

Во-вторых, часто военные документы СНГ просто не выполняются. Скажем, по бумагам, в Абхазии действуют коллективные силы СНГ по поддержанию мира. На самом деле в этой “горячей точке” имеются только российские миротворцы, а от СНГ – лишь флаг, да наблюдатели, численность которых в регионе во много раз меньше, чем количество наблюдателей ООН и ОБСЕ.

В-третьих, в самом Штабе по координации военного сотрудничества некоторые государства (такие как Молдавия, Украина, Туркмения) вообще не представлены своими офицерами. ШКВС организует военные маневры и учения, но увы, их эффективность очень мала. Совместные командно-штабные учения “Южный щит Содружества-2001” состоялись в Москве на картах, хотя угроза терроризму в Центральной Азии стала реальностью.

На этом фоне весьма контрастно выглядят мероприятия, проводимые в масштабах ДКБ. Государства, входящие в Договор, принимают решения единогласно. Их эффективность на порядок выше. Так, в апреле-мае под эгидой ДКБ состоялось несколько встреч военных делегаций СНГ, прошло заседание комитета начальников Генеральных штабов СНГ.

Ими принято решение о создании в Центральной Азии в рамках региональной системы безопасности коалиционной группировки войск (КГВ). 25 мая в Ереване встретятся президенты государств-участников Договора о коллективной безопасности, которые это решение должны утвердить. Это будет их первая встреча в таком качестве. Вместе с ними на саммите ДКБ предполагается участие министров иностранных дел и обороны, секретарей Советов безопасности, Генерального секретаря Совета коллективной безопасности (СКБ), а также приглашенных представителей межгосударственных органов СНГ. Предполагается, что в ходе сессии СКБ главы государств обменяются мнениями по широкому кругу проблем, затрагивающих интересы безопасности государств-участников ДКБ, включая вопросы, связанные с углублением военно-политической интеграции, повышением эффективности всех структур Договора.

Одной из центральных тем будут вопросы, касающиеся совместных мер по противодействию международному терроризму и другим проявлениям экстремизма. По итогам сессии планируется подписание главами государств – участников ДКБ политического заявления.

Среди конкретных мер – вопросы, связанные с оказанием государствами – участниками ДКБ совместной военно-технической помощи Таджикистану. Будут обсуждено несколько других проблем: доступ наемников в Чечню, угроза со стороны исламистов не только России, а, скажем, и Грузии (в ДКБ не присутствующей). Здесь же интересны отношения между Арменией и Азербайджаном, в особенности, учитывая план создания коллективных сил быстрого развертывания (хотя и Азербайджан не входит в ДКБ).

Примечательно, что министр обороны Азербайджана 18 мая на СМО предложил вывести Армению из состава государств ДКБ, так как она, якобы, является государством-агрессором. Однако разгореться скандалу не дал министр обороны РФ Сергей Иванов. Он заявил, что каждое государство СНГ самостоятельно принимает решение об участии в ДКБ. Поэтому, по его мнению, не совсем корректно одной из стран призывать к приостановлению членства в этой структуре другого государства. Российский министр также исключил возможность участия России на стороне Армении в военных действиях с Азербайджаном в случае их возобновления: “Подобное исключено. А российско-армянское совместное боевое дежурство сил ПВО и военное сотрудничество в целом не направлено против кого-либо”. По словам Иванова, Москва стремится к тому, чтобы все государства СНГ чувствовали себя в безопасности и осуществляли единую политику в сфере обороны.

Таким образом, Россия предпринимает попытки сплотить вокруг себя более узкий круг стран и вместе с ними создать на постсоветском пространстве системы региональной безопасности. При всех явных плюсах такого подхода налицо и противоречия. Скажем, в создаваемую систему ДКБ в ЦА не входит Узбекистан, который намерен взаимодействовать с Россией на двусторонней основе. Урегулирование конфликтов в Закавказье не может пройти без участия Азербайджана и Грузии, которые вместе с Украиной, Молдавией и Узбекистаном создали собственно региональное военно-политическое объединение ГУУАМ.

Между тем очевидно, что СНГ необходимы военные интеграционные процессы любого характера (как интенсивного, так и вялотекущего). К этому побуждают страны Содружества как политические проблемы и наличие конфликтных зон, так и собственно военные вопросы: проблемы эксплуатации военной техники и вооружений, подготовки кадров и т.п.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ