Что стоит за стремлением государств-участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ) создать региональную группировку войск в Центральной Азии

0:00
0

Вопросы безопасности в Центральной Азии стали основной темой обсуждения на встрече 11 октября в Бишкеке руководителей стран-участниц Совета коллективной безопасности (СКБ) СНГ. Подписаны важные документы: “Соглашение об углублении военно- политической интеграции в рамках Договора о коллективной безопасности и мерах по формированию региональных систем коллективной безопасности”, “План основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности на 2001-2005 годы”, а также “Соглашение о статусе формирований, сил и средств системы коллективной безопасности”.

Участники саммита не скрывали, что связано это с угрозами, которые исходят сегодня из Афганистана, где исламское движение “Талибан” при поддержке Пакистана ведет войну с официально признанным мировым сообществом правительством Раббани. Cтраны-участницы ДКБ главным образом волнует не сама война, а то, что талибы фактически стали поставщиками террористов в “горячие точки” республик СНГ. Активизация поставок наркотиков с территории Афганистана также не может не беспокоить Россию и ее союзников.

Война вызвала потоки беженцев. По разным оценкам их насчитывается около 200 тысяч. Не исключено, что многие из них будут пытаться перебраться на территорию Таджикистана. Таким образом возможность дестабилизации обстановки весьма реальна.

ООН, США и Россия не признают талибов, хотя те вот уже несколько лет удерживают почти 90 % территории страны. Однако у исламского движения есть и союзники, и сочувствующие. Из “идейных” соображений талибов поддерживают Саудовская Аравия и Кувейт, которые хотят перенести их опыт на весь мусульманский мир. В свою очередь руководство некоторых постсоветских республик рассматривает Афганистан как альтернативный маршрут транспортировки нефти и газа на мировой рынок. Так Узбекистан, с одной стороны, выражает озабоченность тем, что на территории Афганистана обосновались боевики Исламского Движения Узбекистана (ИДУ), а, с другой стороны, идет на официальные контакты с талибами и Ислами Каримова заявляет о возможности прокладки через территорию Афганистана трубопроводов к берегам Индийского океана. Такое отношение к движению “Талибан” о говорит о том, что ситуация в Афганистане в некоторых странах СНГ оценивается неадекватно.

Практически все военные аналитики и официальные государственные лица, прогнозируя ситуацию с талибами, отмечают, что они вряд ли в обозримом будущем предпримут агрессивные действия в отношении других стран. Зачем же тогда участники ДКБ создают региональную систему безопасности и формируют коалиционные группировки войск ?

Во-первых, государства-участники ДКБ демонстрируют готовность дать отпор возможной агрессии со стороны талибов, и саммит в Бишкеке можно рассматривать как политическую инициативу, связанную с такой готовностью стран-участниц привентивно реагировать на угрозы с Юга.

Во-вторых, события в Узбекистане и Киргизии, а также факты участия исламистов-ваххабитов в боевых действиях в Чечне, теракты в Алма-Ате и других регионах СНГ показали, что боевики ИДУ и другие религиозные эктремисты готовятся к реальным боевым действиям против законных правительств, а значит им необходимо дать и реальный отпор. Именно этим можно объяснить тот факт, что на сессии СКБ в первую очередь рассматривались военные аспекты организации и обеспечения системы коллективной безопасности СНГ.

Что конкретно могут сделать страны ДКБ, формируя коалиционные войска ? Генеральный Секретарь СКБ Валерий Николаенко заявляет о том, что “речь не идет о создании совместных воинских подразделений и выполнении ими боевых задач на территории стран-партнеров”, а о действиях “только в границах своего государства”.

Как пояснили в Генштабе создание коалиционных войск и их совместные действия возможны лишь в угрожаемый период. Соглашения, подписанные в Бишкеке, создают только механизм их формирования. В дальнейшем будет определен их состав, задачи, функции и направления деятельности. Скорее всего эти сведения будут засекречены, в связи с чем подробных сообщений в СМИ на этот счет очень мало. Между тем в “Независимой газете” отмечают, что коалиционные силы будут включать в себя не только сухопутную, но и авиационную составляющую. Управление ею должно быть единым и основываться, видимо, на принципах, которые, несколько лет действовали в системе международных войск в Таджикистане, когда там существовал штаб Коллективных миротворческих сил. Возможно также, что будут созданы совместные подразделения по типу “Центразбата”, что уже предлагали представители Казахстана.

“Так или иначе, но уже очевидно, – отмечается в” НГ”, – что в единую региональную группировку войдут структуры, действующие в составе объединенной группировки ПВО СНГ, а также 201 мотострелковая дивизия, дислоцированная в Таджикистане. Не исключено, что в коалиционные силы будут включены погранвойска государств-участниц ДКБ в ЦА и России”.

Между тем надо признать, что все инициативы по созданию в ЦА системы коллективной безопасности будут половинчатыми, если к ним не присоединятся Узбекистан и Туркмения. А они, как известно, угрозы со стороны талибов не видят. Демонстративное неучастие этих стран в каких-либо военных группировках СНГ и их дистанцирование от России, однако, все равно не позволит им остаться в стороне от тех проблем, которые, возможно, будут иметь место и в ЦА, и в этих республиках в ближайшем будущем. Эти проблемы, возможно, не будут напрямую связаны с Афганистаном и талибами. Но очевидно, что возможные в будущем противоречия в регионе будут напрямую касаться и Туркменистана, и Узбекистана.

Почему делается такой вывод?

1. В Туркменистане и Узбекистане существуют авторитарные режимы. Клановость и подковерная борьба в любой момент могут выйти наружу. Особенно это возможно в связи со сменой лидера. (Его физического уничтожения или смерти).

2. В ЦА и в этих республиках, в частности, имеются межэтнические противоречия. Сейчас эти противоречия пока сдерживаются с использованием войск, однако, в случае нестабильности эти противоречия могут обостриться.

3. Нельзя не учитывать и религиозный фактор. Стремление сделать Узбекистан и Туркменистан мусульманскими странами, будет подталкивать религиозные экстремистские организации к “экспорту” в эти страны боевиков-ваххатитов и т.п.

4. Вне этих стран существуют оппозиционные политические лидеры, которые также стремяться к власти. Не исключено, что для достижения власти они будут использовать любые методы, в том числе и такие, как организация заговоров.

Cтраны-участницы ДКБ трезво оценивают имеющиеся в ЦА угрозы. Этим объясняются предпринятые ими шаги в направлении военной интеграции. На протяжении почти 8 лет Договор о коллективной безопасности в СНГ был невостребованным. И именно его невостребованность стала причиной того, что из него вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Теперь же саммит в Бишкеке продемонстрировал, что ДКБ наполняется реальным содержанием. Это же демонстрирует и cоздание региональной системы безопасности в ЦА. Хотя, надо признать, что сама эта система может оказаться не столь эффективной, как того хотелось бы странам-участницам.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ