Россия переходит на военно-административные принципы государственного устройства

0:00
0

Президент РФ издал Указ N 849 от 13 мая “О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе”, в котором постановил преобразовать институт полномочных представителей президента в регионах в институт полномочных представителей президента в семи федеральных округах, на которые будет поделена Россия и которые совпадают с границами округов военных. Наблюдатели уже отметили, что сделано это не случайно – для того, чтобы в числе прочих задач укрепления исполнительной власти, усилить роль и независимость силовых структур в субъектах федерации. Региональные управления ФСБ, МВД, Налоговой полиции, и т.п. будут подчинены представителю главы государства в федеральном округе напрямую. Их назначение и функционирование будет абсолютно независимо от руководителей субъектов Федерации, хотя напрямую об этом в Положении о полномочном представителе президента в федеральном округе не говорится.

Между тем, по признанию исполняющего обязанности начальника Управления президента РФ по координации деятельности полномочных представителей президента в регионах РФ Антона Федорова, сделанном в “Независимой газете” от 16 мая, вышедший указ – “только начало административной реформы, Указ не решает, а скорее ставит проблему реформы федеративного устройства”. Только через три месяца, согласно президентскому поручению, будет разработана и утверждена принципиально новая схема размещения и управления федеральными органами исполнительной власти.

Антон Федоров сказал о том, что “новые представители президента по сравнению с нынешними, которые больше работают как наблюдатели, будут наделены гораздо большими полномочиями, они смогут решать ряд задач экономического, финансового, административного характера”. Он также подчеркнул, что “совпадение новых федеральных округов с военными округами ни в коей мере не означает усиление роли военного ведомства в региональном управлении”. По его словам, с введением деления территории России на федеральные округа “начинается крупная административная реформа в масштабе страны”. “Это будет поэтапный процесс, который напрямую затронет интересы региональной элиты, и поэтому не будет безболезненным”, – считает руководитель управления. Он не исключил, что, возможно, реформа потребует изменений в Конституции, “но это дело отдаленного будущего, и относиться к этому следует чрезвычайно осторожно”.

Свое мнение об Указе президента высказал и зампред Комитета Госдумы РФ по делам Федерации и региональной политике Владимир Лысенко. Он считает, что главной задачей представителей президента в округах станет не только “надзорная, контрольная функция за выполнением в регионах Конституции, федеральных законов и указов”, но они также будут вести “подбор и расстановку кадров в территориальные управления федеральных органов власти”.

Кроме того, “они будут обеспечивать интересы национальной безопасности в регионах”, – пишет В.Лысенко в статье, опубликованной во вторник в “Российской газете”. “Чтобы не повторять старых ошибок и не сделать институт представителя президента в округе формальным, необходимо четкое юридическое оформление статуса этого представителя; подбор на эти семь должностей высокопрофессиональных и авторитетных руководителей как в центре, так и в регионах”, – считает В.Лысенко.

По данным других СМИ, предполагается отменить представительство в Совете Федерации руководителей субъектов Федерации и издать закон о возможности смещения президентом их с должности. Однако замысел составителей реформы государственной власти в России идет еще дальше. По данным военных источников, на особый период, согласно замыслу Совбеза и Генштаба, президентскому представителю будут подчинены и командующие военных округов (стратегических направлений), округов ВВ МВД, региональных управлений погранвойск, МЧС и т.п. Ранее эта функция принадлежала и пока принадлежит командующему округом. Но в других президентских указах предполагается функции гражданского и военного руководителя сосредоточить в одних руках. Таким образом, в России, кроме политических проблем, намерены решить имеющиеся проблемы в области военной разобщенности.

Как известно, после подписания летом 1998 года Президентом РФ “Основ государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года” роль координирующего органа в вопросах обеспечения обороноспособности страны была возложена на Генштаб и территориальное оперативно-стратегическое командование. Но многие силовые министерства противились и противятся этому. Скажем, до сих пор не налажено общее тыловое, медицинское обеспечение силовых структур (объединен только военторг), кадровое обучение офицеров родственных специальностей ведут разноподчиненные силовым министерствам военные вузы и т.п.

Предполагается, что в новой структуре власти эти проблемы будут решаться через Совбез и руководителей федеральных округов. Генштаб же и стратегические командования (округа) будут исполнять чисто рабочие, планирующие и организующие функции в пределах своей компетенции, изложенной в Конституции РФ и Законе “Об обороне”.

Именно в связи с этим центры федеральных округов почти совпадают с центрами, где размещены штабы и управления округов военных. Исключения составляют Новосибирск и Нижний Новгород. Но в этих городах уже имеется надежная военная инфраструктура – расположены штабы общевойсковых армий, а в Новосибирске до 1998 года располагался и штаб военного округа. Будут ли перенесены штабы военных округов (в том числе и штабы округов ВВ МВД, региональные управления МЧС, погранвойск и т.д.) в центры округов федеральных, видимо, решится через три месяца, когда утвердится новая схема госустройства РФ. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что на посты руководителей федеральных округов могут быть назначены и военные люди.

Таким образом, гаданиям о том, как именно будет Путин продолжать военную реформу, видимо, приходит конец. Становится очевидным, что запланированное ранее объединение Приволжского и Уральского военных округов не состоится, а роль территориального принципа управления войсками усилится. В том числе, не исключено, что в целях экономии, специализации и концентрации мобилизационных ресурсов Россия частично перейдет на территориальный принцип комплектования войск. Эта идея не нова и уже внедряется Генштабом, который в настоящее время планирует призыв так, что юноши в основном проходят службу в границах того военного округа, откуда призывались. (Территориальная система комплектования войск также уже введена в Белоруссии и частично начинает действовать на Украине).

Военные источники утверждают, что среди активных авторов подготавливаемых документов о федеральных округах значатся начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин и начальник Главного оперативного управления генерал-полковник Юрий Балуевский. Поэтому не исключено, что именно их кандидатуры рассматриваются на высшие руководящие посты в военном ведомстве. Исполняющий же обязанности министра обороны маршал Игорь Сергеев может стать советником Президента РФ, или руководителем Совбеза, или Росвооружения. Именно с этим обстоятельством сейчас связывают тот факт, что в апреле его военная служба президентским указом продлена на год.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ