О Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты"

0:00
0

Среди социальных проблем армии и флота проблема жилья для военнослужащих по-прежнему остается одной из самых острых. В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации насчитывается почти 140 тысяч семей, нуждающихся в жилье, из них 97.9 тысяч – бесквартирные. Кроме этого, из закрытых и обособленных военных городков необходимо отселить более 80 тысяч семей граждан, утративших связь с Министерством обороны. Плюс по сообщению Госкомстата России, на начало 1997 года 158.8 тысяч семей военнослужащих, уволенных в запас или отставку, ожидают получения жилья по избранному месту жительства.

Чтобы решить имеющиеся здесь проблемы государством в рамках военной реформы разработана Федеральная целевая программа “Государственные жилищные сертификаты” (ГЖС). Эта программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 “О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан” и утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71. Указом Президента Российской Федерации от 28 января 1998 года N 102 ей придан статус президентской программы.

21 марта 1998 года Правительство Российской Федерации приняло постановление N 320 “О мерах по обеспечению реализации президентской программы “Государственные жилищные сертификаты”. Этим документом утвержден “Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков”. Министром обороны Российской Федерации 16 апреля 1998 г. издан приказ N 178 “О мерах по обеспечению реализации президентской программы “Государственные жилищные сертификаты” в Министерстве обороны Российской Федерации”. Данным приказом регламентированы организационные вопросы реализации программы в Министерстве обороны, а также утверждена “Инструкция о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации”.

23 марта 1998 года Президентом Российской Федерации утвержден график финансирования Федеральной целевой программы “Государственные жилищные сертификаты”. Для его реализации планируется выделить 5,1 млрд рублей. Из этой суммы для обеспечения жильем увольняемых в запас военнослужащих предусматривается выделить 3,2 млрд рублей.

Финансирование программы в 1998 году предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в объеме 2,1 млрд рублей, предусмотренных Министерству обороны на обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы в ходе проведения военной реформы, а также других источников.

Президентом и правительством Российской Федерации твердо заявлено, что финансирование программы не будет подвергнуто секвестированию. На реализацию данной Программы будут направлены средства крупного кредита, полученного недавно Россией от Японии.

Справочно: за счет выделенных 2,1 млрд рублей возможно в 1998 году получить в интересах увольняемых военнослужащих 13,9 тыс. квартир при условии оплаты стоимости квартиры в размере 100 процентов (151,2 тыс. рублей в среднем за квартиру) или 17,4 тыс. квартир при оплате 80 процентов стоимости квартиры (121 тыс. рублей в среднем за квартиру).

16 апреля 1998 года состоялся конкурс, который определил генерального управляющего программы. Им стал консорциум, в состав которого вошли: Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ Госстроя Российской Федерации, ОАО “Агентство по ипотечному жилищному кредитованию” и Военно-страховая компания.

27 апреля 1998 года состоялся конкурс по отбору коммерческих банков для участия в реализации программы. В конкурсе приняли участие 20 коммерческих банков. Девять банков были отсеяны на первом этапе как не удовлетворяющие критериям отбора по экономическим показателям. В итоге конкурса первое место занял Сбербанк, второе – Инкомбанк и третье место – Промстройбанк. Указанные банки помимо других преимуществ имеют разветвленную сеть филиалов в субъектах Российской Федерации, что является немаловажным фактором их выбора владельцами сертификатов в качестве уполномоченных банков.

С разработкой пакета нормативных документов, регламентирующих порядок реализации Федеральной целевой программы “Государственные жилищные сертификаты”, и с проведением конкурсов по определению генерального управляющего программы и по отбору коммерческих банков есть основания говорить о завершении работы по созданию механизма реализации данной программы. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих посредством государственных жилищных сертификатов позволит:

1) ускорить решение жилищной проблемы путем предоставления военнослужащим возможности приобретать готовое жилье на рынке;

2) предоставить военнослужащим право свободного выбора качества и местоположения жилья;

3) повысить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, направляемых непосредственно военнослужащим-получателям;

4) экономить бюджетные средства путем повышения заинтересованности военнослужащих в скорейшем получении жилья и готовности частично использовать собственные и кредитные средства;

5) избежать замораживания бюджетных средств в незавершенном строительстве.

Программой “Государственные жилищные сертификаты предполагается обеспечивать жильем ежегодно в 1998-2002 годах по 42 тыс. семей военнослужащих, увольняемых с военной службы в ходе проведения военной реформы, и граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков (в целом 210 тыс. семей).

Размер безвозмездных субсидий на приобретение жилья путем получения и погашения государственных жилищных сертификатов определяется исходя из федерального социального стандарта предоставления жилья (на одного человека – 33 кв. м, на двух человек – 42 кв. м, на семью из 3-х и более человек – по 18 кв. м на человека) и средней рыночной стоимости жилья в регионе с коэффициентом 0,8, но не выше среднероссийской.

Справка: постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 16 апреля 1998 года N 18-37 установлена на 1 апреля 1998 года рыночная стоимость жилья к среднем по Российской Федерации в размере 2800 рублей за 1 кв. м общей площади. Данный показатель будет уточняться каждые 6 месяцев и публиковаться в средствах массовой информации.

Обеспечение военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жильем путем выдачи и погашения Государственных жилищных сертификатов – явление новое. Поэтому отношение к ним в войсках неоднозначное. Вполне естественными являются высказываемые скептические мнения о выполнимости данной программы, опасения в обмане, в выдаче “ваучеров”, не обеспеченных реальными деньгами и т. п. С одной стороны, данная программа дает военнослужащим ряд преимуществ:

– во-первых, можно быстро купить готовое жилье;

– во-вторых, выбрать: или, добавив собственные сбережения, купить новую квартиру подороже или квартиру на вторичном рынке жилья подешевле;

– в-третьих, между военнослужащим и продавцом жилья нет посредников; – в-четвертых, участие в программе – абсолютно добровольное дело.

С другой стороны, военнослужащие получают не “живые” деньги, не квартиру, а сертификат “на право получения субсидии”, даже не являющийся ценной бумагой. Многих смущает 6-месячный срок действия сертификата.

За этот срок военнослужащему нужно определиться с местом жительства, размером квартиры, оформить внушительное число документов, совершить ряд других ответственных действий, избежав при этом ловушек мошенников и криминальных структур, которые наверняка попытаются “погреть руки” на этой программе.

В этой связи в нормативных документах большое внимание уделяется организации работы по разъяснению положений данной программы военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, оказанию консультационной и практической помощи гражданам в оформлении документов для получения сертификата, в выборе уполномоченного банка и продавца квартиры, в заключении договора на покупку квартиры и т. д. При этом в приказе министр обороны Российской Федерации от 16 апреля 1998 года N 178 “О мерах по обеспечению реализации президентской программы “Государственные жилищные сертификаты” в Министерстве обороны Российской Федерации” особо подчеркнута добровольность участия военнослужащих в данной программе. Военнослужащий, стоящий в очереди на получение жилья, остается в ней до момента приобретения квартиры за жилищный сертификат.

Для реализации и контроля исполнения порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, а также для проведения работы по разъяснению условий и порядка реализации программы в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 года N 320 в администрациях субъектов Российской Федерации созданы рабочие группы. В целях организации работы по выдаче сертификатов гражданам, уволенным с военной службы, районными и городскими администрациями совместно с соответствующими военными комиссариатами создаются комиссии под руководством заместителей глав администраций.

В целях реализации программы и оказания практической помощи военнослужащим по указанным вопросам приказом министра обороны Российской Федерации создана рабочая группа Министерства обороны, подчиненная начальнику строительства и расквартирования войск – заместителю министра обороны Российской Федерации. В главкоматах видов Вооруженных сил, военных округах, флотах, в управлении командующего Воздушно-десантными войсками, в главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации для этих целей создаются рабочие комиссии под руководством первых заместителей соответствующих начальников.

В состав комиссий входят представители органов воспитательной работы, организационно-мобилизационных, кадровых, финансово-экономических и квартирно-эксплуатационных органов.

В Главном управлении военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации для решения задач по сопровождению программы создано соответствующее подразделение. Указанные рабочие группы и комиссии призваны оказывать информационную и консультационную помощь военнослужащим по вопросам реализации программы. В экстренных случаях необходимую информацию можно получить по телефону городской линии N 2935514, 2938733.

Таким образом, чтобы избежать ошибок и недоразумений каждый участник программы ГЖМ должен:

1) изучить нормативные документы, соблюдать требования о порядке получения и погашения ГЖС;

2) избегать услуг посреднических банков и коммерческих организаций, не являющихся участниками данной программы и по всем вопросам консультироваться в органах военного управления и местных администрациях.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ