О системе военкоматов Российской Федерации

0:00
0

8 апреля 1997 года военным комиссариатам (местным органам военного управления в Российской Федерации) исполняется 80 лет.

В современных условиях в обеспечении потребностей обороны страны, подготовки и управлении мобилизационными ресурсами осталась прежняя “советская” организационная система. Основу ее составляют военкоматы. По содержанию и характеру выполняемых задач военные комиссариаты являются связующим звеном между воинскими частями, гражданской администрацией и населением страны. Они осуществляют взаимодействие между гражданами, пребывающими в запасе, призывниками, руководителями предприятий и организаций и местной администрацией.

Между тем отличительной чертой работы военных комиссариатов после распада СССР является то, что в соответствии с принятым Федеральным законом Российской Федерации “Об обороне” значительно возросли функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны. Именно через военные комиссариаты органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления административных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в области обороны в пределах своей территории. Не военные комиссариаты, как было раньше, а эти органы во взаимодействии с военкоматами организуют и обеспечивают исполнение всеми государственными структурами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами Российской Федерации законодательства в области обороны.

Основными задачами, возложенными на военные комиссариаты в мирное время являются: разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории республики, края, области, города, района и мероприятий по обеспечению мобилизационных призывов; организация воинского учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, учета техники народного хозяйства; участие в работе по бронированию рабочих и служащих за народным хозяйством в интересах Вооруженных Сил и других войск; организация и проведение призыва граждан на военную службу; содействие образовательным учреждениям, предприятиям в организации и проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе; содействие в своевременном и полном предоставлении установленных законодательством Российской Федерации льгот пенсионерам Вооруженных Сил РФ и лицам из числа военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

Военные комиссариаты выполняют возложенные на них задачи не только в интересах всех видов и родов войск ВС РФ, но и Министерства внутренних дел, Федеральной пограничной службы, железнодорожных войск, имеющих в своем составе воинские формирования.

На военные комиссариаты возложены и такие, не связанные с их предназначением задачи, как организация обезвреживания взрывоопасных предметов, розыск военнослужащих, самовольно оставивших место военной службы, планирование и организация территориальной обороны на закрепленной зоне ответственности и другие задачи.

Отделами социального обеспечения военных комиссариатов республик, краев и областей РФ ведется учет и пенсионное обеспечение пенсионеров Министерства обороны, которых насчитывается в настоящее время свыше 1 миллиона человек (из них свыше 140 тысяч человек участников Великой Отечественной войны). Для решения вопросов пенсионного обеспечения и социальной защиты пенсионеров Министерства обороны, проживающих на территории Литвы, Латвии и Эстонии, созданы отделы социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в этих республиках.

На современном этапе реформирования и сокращения Вооруженных Сил, в мирное время, а значит увеличения соответственно объема мобилизационной потребности войск и сил флота, особую роль и значение приобретает готовность военных комиссариатов к выполнению возложенных задач по призыву людских ресурсов и поставке транспортных средств по мобилизационному плану.

Однако, по данным Генштаба, здесь накопилось много проблем, влияющих на реальность мобпланов и способность привести соединения и части в полную готовность в установленные сроки. Скажем, возникли трудности в ведении учета граждан, работающих на предприятиях негосударственной сферы. На ряде предприятий и организаций воинский учет не ведется, военно-учетные работники и их должности сокращены, необходимая документация уничтожена. Прием граждан на работу осуществляется без постановки на воинский учет и без прописки, а иногда и вообще без учетно-воинских документов. Существенно снизилась эффективность работы органов внутренних дел, жилищно-эксплуатационных организаций, органов ЗАГС, дознания и предварительного следствия, прокуратуры и судов по оказанию содействия военным комиссариатам в обеспечении выполнения гражданами воинской обязанности и соблюдения правил воинского учета. В связи со сложными социально-политическими процессами в стране резко упала личная учетно-воинская дисциплина граждан, пребывающих в запасе.

В трудных условиях военным комиссариатам приходится решать непростые задачи, связанные с подготовкой и призывом в армию и на флот физически здорового, хорошо подготовленного пополнения, так как основным источником комплектования войск солдатами и сержантами на сегодня является призыв граждан на военную службу. Однако, из всех, состоящих на воинском учете призывников, в 1998 году подлежит призыву на военную службу только 19,7 процента. Остальные в соответствии с действующим законодательством имеют право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, из них почти половина – это граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования.

С отменой обязательной подготовки молодежи к военной службе практически была разрушена учебно-материальная база начальной военной подготовки, которая создавалась годами усилиями Министерства обороны, местных органов власти, учебных заведений, предприятий и организаций. В результате этого, поступающее в войска молодое пополнение характеризуется низкой готовностью к военной службе, невозможностью быстрой адаптации в воинском коллективе.

Не лучше обстоят дела и с подготовкой граждан к военной службе по военно-учетным специальностям. Из-за систематического недофинансирования из года в год снижается качество и объемы подготовки специалистов, необходимых для Вооруженных Сил.

Сворачивание лечебно-оздоровительных мероприятий с подростками, привело к резкому снижению количества граждан, годных к военной службе по состоянию здоровья. В последние годы каждый третий юноша, рассматриваемый призывной комиссией, освобождается от призыва на военную службу по состоянию здоровья. На дополнительное медицинское обследование каждую призывную кампанию направляются свыше 110 тысяч призывников, причем около 10 процентов их них своевременно это обследование не завершают.

Значительное ослабление патриотического воспитания молодежи, недостаточно активная позиция местных администраций и правоохранительных органов по решительному пресечению фактов уклонения граждан от призыва на военную службу, приводит к ежегодному увеличению их количества. Ежегодно увеличивается количество граждан, отказывающихся получать повестки о призыве, не прибывающих по вызову в военные комиссариаты. Примерно 30 процентов вызванных на призывные участки вполне здоровых и годных по состоянию здоровья к военной службе молодых людей не являются по вызову согласно врученных им повесток. Если в 1985 году уклонилось от призыва на военную службу всего 443 человека, в 1990 году – более 10 тыс. человек, то осенью 1997 года – уже около 40 тыс. человек.

Несмотря на это, военными комиссариатами ведется большая военно-патриотическая работа среди призывной молодежи. С целью подготовки специалистов для Вооруженных Сил России военными комиссариатами каждый год отбираются и направляются в учебные школы Российской оборонно-технической организации (РОСТО) свыше 120 тысяч человек.

В целях регулирования служебной деятельности военных комиссариатов Российской Федерации и организации взаимодействия с местными органами исполнительной власти на административных территориях ГОМУ Генерального штаба ВС РФ подготовлен проект Положения о военных комиссариатах взамен действующего с 1994 года Положения. Данный проект Положения о военных комиссариатах разработан на основе новых положений и требований федерального законов РФ “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации”, “Об общих принципах организации местного управления в Российской Федерации” и других законодательных актов в области обороны. По сравнению с действующим в настоящее время Положением в проект нового Положения о военных комиссариатах включены вопросы, которые определяют : – статус военных комиссариатов; – подчиненность военных комиссариатов; – задачи командующих войсками военных округов по руководству военными комиссариатами; – задачи органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в области обороны; – структуру и состав военных комиссариатов – права, обязанности и ответственность военных комиссаров; – порядок взаимодействия военных комиссариатов с органами исполнительной власти по решению вопросов в области обороны; – порядок финансирования военных комиссариатов материальными, техническими и другими средствами как со стороны Министерства обороны РФ, так и органов исполнительной власти; – порядок медицинского обслуживания военнослужащих военных комиссариатов, обеспечения их жильем и индивидуальными средствами связи и другие вопросы.

После принятия Федеральным Собранием и Президентом РФ основных военных законов, согласования его с заинтересованными министерствами и ведомствами проект Положения о военных комиссариатах будет направлен на утверждение Президенту Российской Федерации.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ