Кофе "в шоколаде"

0:00
0

В России продолжается бум одного из сегментов кофейного бизнеса: практически в каждом крупном городе ежегодно появляются десятки кофеен

По мнению специалистов, “бум кофеен” продолжится еще лет пять. Это связано в первую очередь с тем, что кофейни по целому ряду причин являются наиболее привлекательным объектом для малого и среднего бизнеса. Во-первых, здесь требуются относительно небольшие начальные вложения: 100-150 тысяч долларов. Во-вторых, существует платежеспособный спрос на услуги кофеен. Объем этого сегмента оценивается в 30-40 миллионов долларов.

В зависимости от вариантов ведения бизнеса, от того, расположена ли кофейня в спальном районе или поблизости от дорогих офисов, в зависимости от того, какой кофе и по какой цене закупается, от наличия или отсутствия пирожных и десертов собственного производства рентабельность кофейни находится в пределах от 200 до 800%.

Собственно кофе составляет около одной трети общего объема продаж кофеен, причем каждая чашечка кофе дает до 2000% рентабельности. Чай в кофейне еще более выгоден – рентабельность чашки элитного чая может достигать 5000%. Однако основную часть продаж составляют кондитерские изделия и десерты, а их рентабельность значительно ниже – “всего” 300%.

В то время как рестораны, кафе и столовые имеют срок окупаемости 3-4 года, кофейни окупаются через 1,5-2 года, а при удачном ведении дел – всего через год. Открывать сети кофеен гораздо выгоднее, чем содержать одну. В этом случае издержки снижаются в среднем на 20%, а оборот бизнеса резко возрастает.

Специалистов по приготовлению кофе – их называют бариста – в наших кофейнях пока немного. Прежде всего из-за того, что в нашей стране отсутствует какая-либо профессиональная подготовка людей этой профессии. Кофейню в течение дня могут посетить 300-400 человек, а могут – полторы тысячи.

В случае отсутствия высококвалифицированного специалиста положение спасает покупка дорогой кофеварки. Она может обойтись владельцу кофейни в сумму от 2 до 20 тыс. долларов. Дорогие суперкофемашины настолько автоматизированы, что вмешательство человека в процесс приготовления напитка минимально.

Сейчас средний россиянин потребляет ежегодно около 650 г кофе, причем три четверти составляет растворимый. На долю натурального кофе остается всего 160-170 г в год. Однако повышение уровня доходов сопровождается увеличением потребления натурального кофе. Уже 40% потребителей при выборе кофе делают сознательный выбор – натуральный или растворимый. Почти 20% людей обязательно пьют натуральный кофе. При этом 60% потребления натурального кофе приходится на кофейни и рестораны. Появление кофейни поблизости от места работы настолько привлекает работников офисов, что зачастую они становятся постоянными посетителями, и половину потребляемого ими кофе они выпивают именно в кофейнях.

Хочу сказать, что сам являюсь завсегдатаем целого ряда московских кофеен. А флаер на вторую чашку кофе беру всегда вот здесь http://KafeKafe.ru/ Что и Вам советую.

В самое ближайшее время российский шоколад может подорожать как минимум на треть

Военный переворот в маленькой африканской стране Кот-д’Ивуар самым непосредственным образом отразился на мировой экономике. Дело в том. что эта бывшая французская колония на западе Африки поставляет на международный рынок 42% какао-бобов. И сейчас цена на этот продукт достигла своего максимума за последние 16 лет – более 2100 долларов за тонну. Для сравнения: в начале прошлого года тонна какао-бобов предлагалась менее чем за 1000 долларов.

В ближайшее время, по мнению экспертов. в России ожидается резкое подорожание шоколада и всех изделий, в состав которых входит какао. Соответственно, обострится конкуренция между кондитерскими фабриками. Труднее всего, считают аналитики, придется отечественным предприятиям. не входящим в мировые пищевые концерны.

Африканский фактор

Мировой рынок какао-бобов, объем которого составляет около 3 млн т в год, в последние годы целиком и полностью зависит от политической обстановки на западе Африки. К примеру, беспорядки в Кот-д’Ивуаре четыре года назад подняли цену на какао-бобы с 1400 до 1700 долларов за тонну. Затем наступил период относительной стабильности. и стоимость какао упала ниже 900 долларов за тонну. Три года назад правительство Кот-д’Ивуара даже пошло на шантаж – африканцы пригрозили уничтожить значительную часть урожая (около 30%), чтобы остановить падение цен. К началу 2002 года тонна какао-бобов стоила более 1500 долларов, а путч мгновенно поднял цену до 2000 долларов.

Основные экспортеры какао-бобов, помимо Кот-д’Ивуара (первое место в мире по их производству), – государства западной Африки: Гана, Нигерия, Камерун, Сьерра-Леоне и Того. Эту культуру выращивают также азиатские страны -Малайзия, Индонезия. Шри-Ланка, а также государства Южной Америки – Мексика, Бразилия, Венесуэла и Эквадор.

Какао-бобы являются биржевым товаром: наибольшие объемы торговли этим продуктом – на Лондонской фьючерсной бирже (LIFFE) и Нью-Йоркской бирже кофе, сахара и какао (CSCE). Стандартный биржевой контракт LIFFE на какао-бобы предусматривает поставку 10 т этого товара из Кот-д’Ивуара, Ганы. Нигерии. Сьерра-Леоне и Того в определенные стандартные сроки (месяц, два, три).

Как и другое сырье, какао покупают не только для нужд реального производства. но и для спекуляций. Так, например, поданным Financial Times, около двух месяцев назад, когда цена еще держалась на уровне 1800 долларов за тонну, а обстановка в Кот-д’Ивуаре была относительно стабильной, появилась информация о том, что кто-то из участников рынка скупил около 7% мировых запасов какао-бобов и заключил огромное количество срочных контрактов (фьючерсов и опционов). Считается, что этот кто-то был проинформирован о предстоящих событиях на западе Африки и сумел на этом крупно заработать.

Несладкие цены

Большинство производителей шоколада в России являются структурными подразделениями крупных международных концернов. В целом иностранные компании контролируют более 70% нашего рынка. Так, по плиточному шоколаду Nestle удерживает около 35% рынка, по батончикам – 19% (лидером по батончикам остается Mars – 66%). Stollwerck/Kraft Foods – 29% по плитке. Cadburry – около 5% по плитке и 8% по батончикам. Из наших производителей конкурировать с ними может только концерн “Бабаевский” – около 8% рынка плиточного шоколада. На остальные фабрики приходятся только считанные проценты или даже доли процента рынка, и в сложившейся ситуации с сырьем они легко могут потерять своих покупателей. Ведь в условиях стремительного роста мировых цен на сырье предстоит жестокая ценовая война.

На сегодняшний день ситуация такова: какое-то время независимые российские кондитеры еще будут связаны текущими договорами со своими партнерами-оптовиками. Но уже через месяц-полтора на фабрики придет новое, более дорогое сырье, и как следствие этого в магазины поступит более дорогой отечественный шоколад. По оценке специалистов, цены на конфеты с содержанием какао 15-30% вырастут примерно на 15%, а чистый качественный шоколад с большим содержанием этого продукта подорожает в среднем на треть.

Кто останется без сладкого?

В этой ситуации выиграют транснациональные кондитерские компании. По оценке аналитиков компании UFG. они еще примерно год способны удерживать цены на нынешнем уровне, а если и будут их повышать, то очень незначительно. “Некоторые концерны пойдут даже на то, чтобы их российские подразделения какое-то время работали в убыток – это позволит им избавиться от конкурентов”, – считает аналитик UFG А.Кривошапко. Кроме того, надо учитывать, что к единовременному резкому повышению стоимости этого продукта потребитель не готов. Шоколад – не продукт первой необходимости. и платить 30 рублей за плитку, которая месяц назад стоила 20 рублей, многие люди просто не будут. Объем средств, которые потребитель может позволить себе потратить на покупку шоколада и конфет, в краткосрочной перспективе кардинальным образом не изменится, поэтому рост цен будет скорее всего плавным. Специалисты считают, что в этой ситуации небольшие низкорентабельные предприятия уйдут с рынка, а их место тут же займут западные концерны. При этом, как ни странно, пострадают прежде всего небольшие региональные производители, которые до сих пор выпускали относительно недорогую продукцию. Их покупатели – люди с низкими доходами – особенно чувствительные к повышению цен. Крупные национальные брэнды тоже пострадают, но меньше. А вот по производителям элитного шоколада и конфет, у которых рентабельность и так велика (от 50 до 80%), рост цен на сырье не ударит вовсе. Состоятельные покупатели будут платить больше – ведь качественного шоколада высшего сорта в России не хватает.

Изменится ли в ближайшее время ситуация на рынке какао-бобов? И участники рынка, и аналитики единодушны – в ближайшее время снижения цен на сырье ожидать не следует. Война в Кот-д’Ивуаре не закончена, и биржевые спекулянты продолжают играть на повышение. Правда, в среднесрочной перспективе цены могут снизиться: высокие цены будут стимулировать рост производства и экспорта какао-бобов.

Россия шоколадная

Россия не относится к числу крупнейших производителей и потребителей шоколада. По оценкам агентства АС Nielsen, объем рынка в 2001 году составил 440 тыс. т, из которых 13,8% занимает импорт. Для сравнениях США в год потребляется 1,5 млн т шоколада, в Германии – 640 тыс. т, в Англии – 590 тыс. т. По потреблению на душу населения лидирует Западная Европа – 2800 граммов в год на человека, жители Северной Америки потребляют 2450 граммов в год, в среднем по миру этот показатель составляет 530 граммов, а в РФ съедают пока что всего только 504 грамма в год. Однако темпы роста рынка в России достаточно высоки – около 15% в год, в 2000 году россияне съели 390 тыс. т, в 2001-м – 440 тыс, а в 2002 году, по прогнозам, будет съедено уже 470 тыс. В 2001 году на приобретение шоколадных изделий граждане России потратили около 1,6 млрд. долларов, в 2002 году, как ожидается, эта сумма составит уже около 1,9 млрд. Заметна тенденция к росту спроса на более дорогую и качественную продукцию: по данным агентства “Бизнес аналитика”, доля шоколада в плитках стоимостью от 180 рублей за килограмм по сравнению с предыдущим годом выросла почти в 3 раза – с 2,5 до 7,2%, в то время как спрос на шоколад дешевле 120 рублей за килограмм падает – с 27,4% в 2001 году до 15,9% в нынешнем.

По данным UFG, для производства шоколада Россия в прошлом году импортировала 75 тыс. т какао-бобов, или 2,4% от объема мирового производства. В 2002 году российские предприятия купят 85 тыс. т.

Удачи и приятного аппетита!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ