Цены, цены, цены…

0:00
0

Санкт-Петербургская компания "Дарья", выпускающая продукты быстрого приготовления, сменила образ своей торговой марки. Новый логотип и оформление упаковки "Дарьи" теперь не содержит элементов лубочного стиля

Изменения связаны с тем, что “Дарья” собирается переводить свою продукцию в ценовой сегмент “премиум”. В компании пока не говорят, насколько вырастут розничные цены. Но если раньше “Дарья” ориентировалась на покупателей со среднемесячным доходом от $200-250, то теперь – с доходом от $400.

Новая “Дарья” будет продвигаться преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Для своих прежних покупателей компания в начале октября предложила марку “Царь-батюшка” и рассчитывает, что она заменит “Дарью” в среднем ценовом сегменте.

Согласно торговому каталогу, в Metro цены на многие товары дешевле на 10-20% , чем в московской рознице, а в некоторых случаях даже ниже, чем у поставщиков

26 октября немецкая компания Metro начала рассылку своего торгового каталога, где объявлены цены двух ее магазинов cash & carry на момент их открытия – 31 октября.

В течение последних месяцев представители розничной торговли ждали открытия первых магазинов cash & carry немецкой компании Metro и обсуждали, как работа крупной немецкой торговой сети окажет влияние на состояние московской розницы. В 20 странах мира, где уже работает Metro, ей удается поддерживать один из самых низких уровней цен на товары. 400000 экземпляров прайс-листа, разосланные торговой сетью потенциальным покупателям в Москве, уже дают представление об уровне цен.

“Мы удивились, посмотрев на цены Metro. Например, по маслу Valio они даже чуть меньше, чем у основных поставщиков”, – говорит Д.Кузнецов, генеральный директор компании “Молочный альянс”, поставляющей масло “Доярушка” и “Анкор”. 200-граммовая пачка масла Valio стоит 13,4 руб. , а пол-литровая бутылка водки “Флагман” – 41 руб. , правда, без учета налогов.

Е.Соловьева, руководитель отдела по связям с общественностью Metro, утверждает, что компания будет предлагать товар только для корпоративных клиентов – владельцев кафе и ресторанов и прочих предпринимателей. Однако карточки клиентов Metro уже успели получить многие люди, у которых статуса юридического лица нет, – обычные сотрудники самых различных компаний, которые будут “закупаться” для своих семей. По словам Соловьевой, в Metro не установлена минимальная сумма покупки. Клиент может выйти из магазина с одним пакетом молока или бутылкой пива.

Многие поставщики предоставили Metro скидки в надежде на то, что их товар будут приобретать именно корпоративные клиенты. Анхель Перес, руководитель компании “Молинос”, поставляющей растительное масло под маркой Ideal, говорит, что при обсуждении цен на свою продукцию он отталкивался от стоимости ящика масла на рынке в Жулебине, посещаемом в основном мелкооптовыми торговцами. “Мы определили цену для Metro, исходя из того, что компания будет торговать мелким оптом, – говорит генеральный директор компании Master Distributors А.Осипов. – У нас нет оснований не доверять нашим партнерам. Однако, если окажется, что они торгуют в розницу, нам придется пересмотреть условия поставок”.

С точки зрения Осипова, опт от розницы отличается в первую очередь не минимальным объемом партии товара, а составом клиентов. Клиенты оптовика – это бары, рестораны, небольшие магазины.

Крупные торговые сети – “Перекресток”, “Копейка”, “Седьмой континент” – неоднократно высказывали недовольство закупочной политикой Metro. Первоначально немецкая торговая сеть просила поставщиков отпускать ей товар по ценам на 5% ниже, чем другим торговым сетям.

Московские торговые сети уже подготовили адекватный ответ на информационную кампанию Metro. Сегодня сеть “Копейка”, по словам ее пресс-секретаря Д.Алешина, начинает рекламную кампанию под девизом “Копейка нашего двора”. В противовес каталогу Metro “Копейка” распространяет 700000 листовок, где указаны цены на продукты, продаваемые в ее магазинах. Аналогичную акцию “Суперцены в подарок Вам” начинает и турецкая компания “Рамэнка”, владеющая супермаркетами Ramstor.

Несмотря на гигантский урожай, регионы могут оказаться без хлеба. И без макарон

Такую беду уже почувствовали в Омской области. Дело в том, что почти все зерно, собранное здесь, – фуражное, и перед пекарнями уже сейчас встала проблема – где взять хорошую пшеницу и рожь для муки. По всей стране ситуация аналогичная той, которая сложилась в Омской области: зерна много, но оно непродовольственное. Возможно, даже придется разрабатывать новые технические условия для производства хлеба из зерна, которое не пригодно для выпечки хлеба.

Скорее всего, некоторые пекарни и мукомольные комбинаты просто будут вынуждены закрыться. И дело тут не только в некачественном зерне. В последнее время цены на хлеб не растут, но затраты на его производство увеличиваются.

Из-за нехватки сырья подсолнечное масло будет дорожать

В ближайшее время Россию может ожидать дефицит подсолнечного масла или в лучшем случае – резкое его подорожание. Базовая причина – нехватка исходного сырья, семечек подсолнуха. Вместе с тем резко выросли производственные мощности российских маслоэкстракционных заводов. Предприятия, удачно работавшие в прошлом году, в нынешнем практически удвоили потребность в сырье. Но на всех его не хватает, и на рынке развернулась сейчас настоящая война: закупочные цены на семена подсолнечника повышаются чуть ли не ежедневно.

Семечки выросли "полупустые"

Сейчас в стране убрано пока лишь около трети площадей, засеянных подсолнечником. Но уже ясно, что урожай семечек в этом году будет меньше прошлогоднего: по данным аналитического отдела зерновой компании “ОГО”, 3,3-3,5 млн т против 3,9 млн т.

Плохая погода совпала с резким сокращением посевов подсолнечника. В нынешнем году в стране на 17,1% были сокращены посевные площади под масленичные культуры (что было неизбежно, поскольку они серьезно истощают почву и требуют семилетнего цикла севооборота). В итоге год получился на редкость неурожайным, причем не только в России, но и на территории других крупных мировых поставщиков подсолнечника – в Аргентине, Турции, на Украине.

Да и качество российского сырья в нынешнем году оказалось не очень высоким. Коммерсанты, закупающие сельхозпродукцию в Краснодарском крае (около 15% общероссийского сбора масленичных культур), говорят, что семечки в основном “полупустые”. Если в прошлом году в бункер комбайна вмещалось 900-1000 кг семечек, то в нынешнем – 500-600 кг (размер бункера за год не изменился).

Ростовская область, которая несколько лет подряд была ведущим производителем семян подсолнечника в стране (20% от общероссийского объема), в этом году, предположительно, соберет почти вдвое меньше обычного. По словам министра сельского хозяйства Ростовской области В/Василенко, несколько месяцев назад область еще надеялась на урожай в 560 тыс. т, но сейчас, когда убрана уже половина посевных площадей, становится очевидным, что он составит лишь 500 тыс. т.

Понастроили

Случилось так, что именно в текущем году все крупные российские переработчики подсолнечника, отвоевывающие сейчас рынок у иностранных конкурентов, дружно принялись наращивать свои мощности. В итоге потребности только донских маслоэкстракционных заводов в ближайшее время превысят 1 млн т семян подсолнечника. И если раньше Ростовская область снабжала подсолнечником всю Россию и еще какую-то часть урожая отправляла на экспорт, то теперь она сама вынуждена закупать его в огромных количествах.

Осенью крупнейший в Европе донской маслоэкстракционный завод компании “Юг Руси” (брэнд “Золотая семечка”) запустил дополнительную линию по выпуску масла, и теперь ему требуется ежегодно около 450-500 тыс. т семян подсолнечника. Сопоставимый по объему производства маслоэкстракционный завод начала строить в Ростовской области российско-швейцарская компания “Астон”. Его планируется запустить летом следующего года, а значит, сырье (предприятие сможет ежегодно перерабатывать 300-350 тыс. т семечек) надо закупать из нынешнего урожая.

В соседнем Краснодарском крае компания “Русская бакалея” (брэнд “Злато”) завершает реконструкцию Лабинского маслоэкстракционного завода, после чего его перерабатывающие мощности вырастут до 300-330 тыс. т семечек в год.

Впрочем, объем потребления подсолнечного масла в России вполне может обеспечить спрос на продукцию размножившихся заводов. По данным Российского союза маслодобывающих и маслоперерабатывающих предприятий (СММПР), ежегодные потребности страны в подсолнечном масле составляют около 1,5 млн т, а с учетом стран СНГ – 2 млн т.

Как считает гендиректор компании “Астон” В.Викулов, сегодня мощности российских предприятий не покрывают потребностей отечественного рынка. Полностью удовлетворен спрос лишь на самое дорогое масло – дезодорированное и рафинированное в бутылках. В частности, это объясняется тем, что в этом сегменте рынка подсолнечное масло конкурирует с более дорогим оливковым. Средний же и дешевый сегменты еще далеки от насыщения.

Но в этом году все возрастающие мощности российских маслопереработчиков будет очень сложно обеспечить сырьем.

В поисках непроданного семечка

Сейчас закупочная цена на подсолнечник почти вдвое выше прошлогодней. Если в начале октября, говорят в компании “Юг Руси”, его можно было купить по 5,1-5,2 руб. за килограмм, то сейчас цена уже подскочила до 5,7 руб., и это в разгар жатвы подсолнечника. Как считают в “Юге Руси”, это еще не предел роста. Весной, когда обычно фиксируются сезонные максимумы цен на подсолнечник, цифры будут гораздо выше.

“Мы еще весной предлагали маслоэкстракционным заводам, – говорит В.Василенко, – инвестировать в хозяйства, авансировать урожай подсолнечника. Где-то это было сделано, а где-то нет. В итоге в ряде хозяйств урожайность подсолнечника оказалась совсем низкой. Поэтому сейчас наши маслоэкстракционные заводы станут закупать сырье в Аргентине. Однако и там, и на Украине в этом году неурожай. Я думаю, из-за этого цена семечек будет высокой, как никогда, – не менее 6 руб. за килограмм”.

В Ростовской области и Краснодарском крае почти весь урожай маслопереработчики уже поделили. Теперь их закупочная активность перемещается в другие регионы, где уборка подсолнечника проходит позже, – Воронежскую, (10% производства российских маслосемян), Саратовскую (6%), Оренбургскую (5,3%), Самарскую и Белгородскую области. Но вряд ли эти регионы смогут покрыть потребность российских заводов.

Нехватка сырья ощущается, даже несмотря на высокие экспортные пошлины в России (20%) и всевозможные запреты на вывоз семян подсолнечника за пределы тех областей, где он растет. Начальник Южного таможенного управления С.Курдюмов, например, считает, что административные ограничения на вывоз семечек, практиковавшиеся в ряде регионов в прошлые годы, негативно сказались на инвестиционной привлекательности этой культуры, и это стало дополнительной причиной сокращения ее посевов.

Российским маслоэкстракционным заводам будет довольно сложно покрывать дефицит сырья и за счет Украины, где, по словам украинского вице-премьера Леонида Козаченко, урожай подсолнечника будет ниже прошлогоднего примерно на 1,1-1,2 млн т. Республика в этом году установила высокую пошлину на экспорт подсолнечника (23%), а летом был введен законодательный запрет на вывоз семян подсолнечника за рубеж как давальческого сырья.

Ведущие российские производители подсолнечного масла прогнозируют, что вслед за подсолнечником в ближайшее время серьезно подорожает и вся продукция, где его семена используются как сырье – подсолнечное масло, майонез. Как шутят в компании “Юг Руси”, брэнд масла “Золотая семечка” сейчас наполняется “новым финансовым смыслом”.

На мировом рынке кофе замедлилось падение цен.

Расчетная цена закрытия контракта LIFFE на робусту с поставкой в ноябре 2001 г. поднялась до $401 за т 18 октября (+$45 за т по отношению к расчетной цене 10 октября 2001 г. ). Рост цены на робусту в основном связывают с технической коррекцией рынка. Повышению цены способствовала низкая активность продаж со стороны производителей кофе в странах происхождения, а также слухи о том, что поступление на рынок кофе нового урожая из Вьетнама, возможно, задержится вследствие того, что вьетнамские фермеры не собирают кофе в надежде на более высокие цены в будущем. Несмотря на значительный рост прошлого четверга, цена робусты все же понизилась 22 октября до $366 за т по контракту биржи LIFFE с поставкой в ноябре 2001 г. Возможным настроениям на повышение цены может способствовать решение правительства Вьетнама о финансовой поддержке фермеров. Вьетнамский Центральный банк выпустил специальный циркуляр, предписывающий коммерческим банкам Вьетнама не взимать долги и не производить накопление процентов по существующим займам, выданным кофейным фермерам. Данная программа будет действовать в период с августа 2001 г. по апрель 2004 г. Убытки коммерческих банков будут покрыты государством.

На бирже CSCE (NYBOT) в Нью-Йорке цена арабики повысилась 18 октября 2001 г. Максимальная цена в этот день составила 47,50 цента за фунт с поставкой кофе в декабре 2001 г. , но рынок не удержался на этом уровне и расчетная цена закрытия в тот же день составила 45,60 цента за фунт. Увеличение цены на арабику было вызвано спекулятивными закупками, а также мнением некоторых аналитиков о том, что в Бразилии возможна нехватка арабики уже к маю 2002 г. , если экспорт из этой страны будет продолжаться набранными темпами (примерно по 2 млн мешков по 60 кг за каждый из последних двух месяцев). Большинство операторов рынка придерживаются иной точки зрения, что и продемонстрировало последующее падение цены 22 октября до 42,50 цента за фунт по контракту на декабрь 2001 г.

Согласно прогнозу международной организации по сахару (ISO), в новом сезоне цены на сахар повышаться не будут

Несмотря даже на то, что ожидается превышение потребления данного продукта над его производством. По первым официальным оценкам ISO на 2001-2002 годы, мировое потребление сахара должно вырасти на 2,9% – до 133,98 млн. тонн. В то же время его производство увеличится только на 1,7% по сравнению с 2000 г. – до 132,49 млн. т. И хотя на рынке сложится дефицит в полтора миллиона тонн, этого окажется недостаточно для того, чтобы вызвать сколько-нибудь значительный рост цен.

Удачи и приятного аппетита!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ