Одна из версий происхождения слова "макароны" – прямой перевод с итальянского – от слова "прекрасная"

0:00
0

Потребление макаронных изделий за последние 10 лет уменьшилось на 33%, причем существенную нишу на рынке заняли макароны иностранного производства – около 40% в 1996-1997 гг.

После кризиса 1998 года впервые перед российскими производителями открылись освободившиеся рыночные ниши.

Активные действия отечественных производителей дали весьма обнадеживающие результаты. Доля импортной продукции в 1999 году составила всего 3% рынка. Сразу же развернулась острая конкурентная борьба за рынки сбыта между российскими производителями. Вместе с тем, зарубежные производители не оставляют надежду вернуть себе на российском рынке весьма выгодные позиции. Что же могут противопоставить российские производители зарубежным?

Безусловно, помимо ценового фактора необходимо серьезно подходить к оценке производственного потенциала.

Суммарные производственные мощности российских производителей макаронных изделий составляют около 1,2 млн т и позволяют полностью обеспечивать потребности российского рынка. Однако из-за неравномерного распределения мощностей по регионам, малой загрузки мощностей в целом ряде регионов, изношенности оборудования на средних и малых предприятиях, существует региональный дисбаланс между спросом и предложением на рынке.

Максимальными мощностями по производству макаронных изделий располагают Центральный, Уральский и Западно-Сибирский экономические районы. На их долю в сумме приходится 613,1 тыс т, то есть 52,3% общероссийского ресурса мощностей по производству макаронных изделий. За два года мощности увеличились на 7,5%. Доля этих трех районов в производстве превышает 60% всего российского выпуска макаронных изделий.

Вообще стоит отметить, что темпы обновления мощностей макаронной промышленности достаточно высоки. Коэффициент обновления основных фондов за прошедшие два года составил в среднем 2,3, в то время как по пищевой промышленности этот показатель не превышает 2, а по промышленности в целом – 1,0.

Ввод мощностей по производству макаронных изделий в период с 1998 по 2000 год достиг почти 100 тыс т. При этом увеличение мощностей за счет ввода в действие новых и расширения действующих производств составляет 16,5 тыс т, за счет реконструкции действующих производств – 1,2 тыс т, за счет технического перевооружения действующих предприятий и проведения организационно-технических мероприятий – 73 тыс т, за счет изменения номенклатуры продукции или уменьшения ее трудоемкости – 5,5 тыс т.

Ввод мощностей по производству макаронных изделий зафиксирован в 35 областях. Наибольшее увеличение мощностей произошло в Челябинской, Ярославской и Нижегородской областях. В сумме эти три области обеспечили почти 45% общероссийского увеличения мощностей в макаронной промышленности.

Одновременно с вводом мощностей по производству макаронных изделий происходит и выбытие мощностей из-за ветхости оборудования, изменения номенклатуры изделий, а также по другим причинам. Общий объем снижения мощностей за два года составил около 40 тыс т, в том числе за счет выбытия по причине ветхости оборудования – 32 тыс т, за счет изменения номенклатуры продукции или увеличения трудоемкости производства продукции – 7,5 тыс тонн. Снижение мощностей по производству макаронных изделий произошло в 18 областях. Наиболее активное выбытие мощностей произошло в Омской, Курской и Новосибирской областях. В сумме эти три области дали почти половину общероссийского снижения мощностей.

Впрочем, успешный ввод мощностей не всегда отражает реальную картину состояния отрасли. Зачастую введенные в эксплуатацию мощности простаивают. Самый низкий уровень использования мощностей по производству макаронных изделий Россия прошла в 1996 – 1997 годах. В этот период уровень использования мощностей составил 32%. К 1999 году загрузка предприятий отрасли увеличилась более чем на 80% по сравнению с уровнем 1997 года, хотя коэффициент использования мощностей до сих пор не превышает 65%.

К сожалению, в ряде областей уровень загрузки мощностей ниже 10% или едва превышает 10%: это Республика Карелия, Республика Коми, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тува, Архангельская, Мурманская, Костромская, Белгородская, Ульяновская, Ростовская, Тюменская, Читинская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области.

Около 45% установленного в настоящее время оборудования выработало свой ресурс, поэтому российские производители начали обновлять свои технологические линии.

Новое специальное оборудование для производства макаронных изделий в России не проектировалось с 70-х годов, поэтому российские производители оборудования предлагают в основном низкопроизводительные линии. Однако практика показывает, что во всем мире на линиях с небольшой производительностью выпускается не более 20% продукции. Такие линии позволяют работать с мукой из пшеницы мягких сортов, а также выпускать мелкими партиями разнообразные, зачастую экзотичные, изделия, например, необычной формы, с оригинальными добавками – свекольный сок, морковный сок, чернила морской каракатицы.

В производстве макаронных изделий, как и в большинстве других отраслей, наблюдается тенденция к укрупнению производств. Рынок высокопроизводительного оборудования в России заняли иностранные компании. Поэтому технический уровень отечественных предприятий по производству макаронных изделий и, соответственно, их конкурентоспособность пока остаются зависимыми от поставок оборудования из-за рубежа.

Итальянская компания Federici подписала договор на производство макарон под этой маркой с российской компанией “Америя Русс”.

2 октября “Америя” объявила об открытии фабрики в Курской области, в строительство которой инвестировано $2,3 млн. В течение последних лет “Америя Русс” являлась эксклюзивным поставщиком макарон этой марки в Россию. До сегодняшнего дня ведущие фирмы из Италии, страны, где и были разработаны стандарты производства макаронных изделий, не производили свою продукцию в России.

Как сообщил заместитель коммерческого директора “Америи” В.Калуцкий, компания ранее установила оборудование швейцарской фирмы Buhler AG, инвестировав 2 млн долл. Макаронная фабрика может производить в месяц более 3 тыс. т изделий из муки твердых сортов пшеницы. Стоимость продукции составит 8,8 руб. за полукилограммовую пачку по сравнению с 12-14 руб. за импортную. Учредителями “Америи” являются частные лица.

Московская компания “Анаком”, специализирующаяся на выпуске вермишели быстрого приготовления, объявила о намерении построить свой третий завод в Ростовской области.

А следующая фабрика будет, вероятно, построена в Санкт-Петербурге или его окрестностях.

По словам президента “Анаком” А.Шмараева, себестоимость ростовского продукта должна существенно снизиться, поскольку этот регион – один из главных производителей зерна и здешняя фабрика максимально приближена к сырьевой базе. В Петербурге компания рассчитывает уменьшить цены на 5-10% за счет оптимизации транспортных расходов.

По данным системы Межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ), отечественный рынок вермишели быстрого приготовления сегодня поделен между несколькими крупными производителями. В первую очередь называются DHV-S (торговая марка “Роллтон”), “Анаком”, Masan (“Александр и Софья”, Mivimex) и Lion King.

Ежемесячные объемы продаж вермишели быстрого приготовления составляют в России около 300 млн упаковок. Годовой размер рынка превышает 12 млрд руб. И хотя российский рынок “быстрой” лапши близок к насыщению (в прошлом году продажи выросли на 70%, а в этом ожидается всего 20-30%), в июне сразу три ведущих производителя – DHV-S, Masan и “Анаком” – объявили о запуске новых производственных проектов.

Новые линии DHV-S рассчитаны на производство 360 млн пачек в год, Masan – 490 млн, компания “Анаком” о мощности завода не объявляла.

Производители собираются вытеснить с рынка импортный товар и продукцию небольших цехов (на которые приходится примерно по 35%). Правда, скорее всего производителям придется осваивать и более дорогие сегменты – заявленные ими мощности введенных летом производств намного превышают объемы российского рынка. Самым логичным выглядит освоение среднего ценового сегмента (9-12 руб.), в котором основным и практически единственным брэндом является корейская лапша “Доширак”. Выходом для производителей могла бы стать фасовка других “быстрых” продуктов – супов, бульонных кубиков или картофельного пюре. Некоторые уже пошли по этому пути: DHV-S, например, фасует на своих линиях продукт, аналогичный “Горячей кружке” Maggi, и картофельное пюре.

А знаете что? Может забабахаем макароны по-флотски? Рецепт помните? Айда за тушенкой от “Колибри”!

Питерское предприятие “Заводы Колибри” в октябре приступит к выпуску пяти наименований мясных консервов.

В ближайшее время в продаже появятся такие консервы, как “Говядина тушеная”, “Свинина тушеная”, “Завтрак туриста” и другие. Для ее выпуска на предприятии установлена новая линия итальянского и отечественного производства мощностью 5 т продукции в сутки.

ООО “Заводы Колибри” основано в 1994 году, сейчас это одно из крупнейших мясоперерабатывающих производств на Северо-Западе. Предприятие выпускает до 100 т пельменей в сутки, а также более 100 наименований котлет, вареников и других замороженных полуфабрикатов. Продукция компании рассчитана на покупателей со средним и низким достатком.

Ну, а если не помните рецепта моряков, напишите. Тот час же вышлю! 🙂

Удачи и приятного аппетита!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ