Кефир-Йогурт. Пока 2:1. Осенью грядет повышение цен на мясо птицы. Цены на кофе не изменятся

0:00
0

Новое поколение выбирает не только Пепси

По данным Института маркетинговых исследований GfK, сегодня кефир остается любимым кисломолочным продуктом россиян. Его потребление в два раза выше объема потребления йогуртов и составляет более 0,5 литра на человека в месяц

По потреблению йогурта Россия пока отстает от Запада (1 кг на человека в год в России против 15-35 кг в западных странах). Из этого вроде бы можно заключить, что Россия рано или поздно догонит Запад по этому показателю. Однако случится ли это и когда – большой вопрос.

Основными потребителями йогуртов в России являются школьники и студенты. Меньше всего их потребляют пенсионеры и люди зрелого возраста. Пожилые люди, привыкшие больше к кефиру, простокваше или ряженке, просто психологически не способны перейти на новые продукты.

Ситуация усугубляется тем, что у нас уже достаточно много своих производителей йогуртов. Редкий случай: западные компании в данном случае выступают в роли догоняющих – перевес сил здесь пока на российской стороне. На одну только отечественную компанию “Вимм-Билль-Данн” приходится львиная доля российского рынка молочных продуктов. Кроме того, не так давно “Вимм-Билль-Данн” завершила реконструкцию производства йогуртов на Лианозовском молкомбинате (реконструкция обошлась в DM4,5 млн).

Сейчас российский рынок йогуртов оценивается примерно в 145 тыс. т йогуртов в год. Каждая же новая фабрика предполагает выпуск от 35 до 65 тыс. т в год при возможности увеличения производства в несколько раз. Таким образом, открытие пяти новых заводов дает прирост производства йогуртов в России как минимум на 150 тыс. т, то есть вдвое. При этом даже по оптимистичным прогнозам емкость российского рынка в ближайшие годы составит не более 200 тыс. т в год, то есть потребление вырастет не больше чем в полтора раза.

Вывод прост. Через 10-20 лет, когда “йогуртовое” поколение потеснит на потребительском рынке более старшее – “кефирное”, двукратный рост производства йогуртов, возможно, будет вполне оправданным. Но в ближайшие 5-10 лет, совершенно очевидно, темпы прироста производства йогуртов будут значительно опережать темпы прироста его потребления.

Иначе говоря, если в средне- и долгосрочной перспективе массовое строительство йогуртовых заводов выглядит вполне оправданным, то в ближнесрочной перспективе, когда все фабрики выйдут на проектную мощность, вполне стоит ожидать перепроизводства йогуртов.

Информация о размерах инвестиций в организацию производства йогуртов западных марок свидетельствует о том, что планы у западных производителей действительно серьезные.

Голландская компания Campina Melkunie вложила в открытый ею в 2000 г. в подмосковном Ступине завод целых $50 млн. Расчетная мощность комбината по переработке молока составляет 65 тыс. т в год. Кроме того, компания располагает собственной линией по производству стерилизованного молока, мощность линии – 20 млн л молока в год, ее стоимость – $2,5 млн. Основным поставщиком ступинского завода является АО “Малино”, в модернизацию которого компания вложила $350 тыс. Телепузики – герои популярнейшего детского сериала британской корпорации BBC – появятся на упаковках йогурта Сampina. Голландская компания надеется, что телепузики, которых знают две трети российских детей в возрасте от четырех до шести лет, помогут Campina увеличить продажи йогуртов. По данным маркетингового агентства “КОМКОН”, в России регулярно смотрят сериал 67% детей в возрасте от 4 до 6 лет и около 30% в возрастной группе от 6 до 15 лет. А.Хартманн, директор по маркетингу немецкой молочной компании Ehrmann, скептически отнесся к планам Campina поднять объем продаж за счет телепузиков. По его мнению, сегмент детских молочных продуктов довольно узкий.

За последний год, по данным MEMRB, продажи йогуртов в Москве увеличились на четверть, но доля Campina оставалась неизменной. Рыночная доля Ehrmann выросла с 2 до 8%.

Французская компания Danone, работающая на российском рынке с 1992 г., открыла свой завод по производству йогуртов, творога и другой молочной продукции в подмосковном Чехове в ноябре прошлого года. Объем инвестиций в проект составил $45 млн. В ассортимент продукции нового завода входят основные торговые марки – “Даниссимо”, “Волшебный”, “Виталиния”, “Пти Данон”, “Утренний”. Запланированные объемы производства составляют 45 тыс. т в год, при необходимости производственные мощности могут быть увеличены. Также компания вложила более $4 млн в сельскохозяйственную структуру (оборудование для ферм, хранилища молока, консультации). По планам компании ежегодные инвестиции в сельское хозяйство будут составлять около $1 млн. Всего в долгосрочную программу Danone по развитию собственного производства в России планировалось инвестировать $100 млн.

Немецкая компания Еhrmann имеет два предприятия по переработке молока. Основное предприятие находится в Баварии, другой завод был пущен в 1995 г. в городе Фрайберге в Саксонии. С момента открытия этого предприятия начался экспорт продукции компании в страны СНГ. В марте 2000 г. компания открыла производство йогуртов в подмосковном Раменском. Ассортимент завода: “долгоживущие” и “живые” йогурты с фруктами и без фруктов, сметана. Во второй фазе производства будет выпускаться творог – натуральный, фруктовый. Пробный запуск завода был сделан еще в феврале, но торжественное открытие перенесли с июня на осень. Компания также намерена инвестировать в поставку доильного оборудования и холодильников раменским молочным хозяйствам около DM100 тыс.

Немецкая компания Onken, специализирующаяся на производстве молочных продуктов, строит свой завод по выпуску йогуртов в Белгородской области. Его стоимость составляет около $30 млн. Производство должно быть запущено в начале следующего года. Предполагается, что вначале будет выпускаться около 100 т йогуртов в сутки, затем будет запущена вторая производственная линия – на 500 т в сутки, В качестве основного инвестора проекта и дистрибьютора продукции белгородского завода выступает московская торговая компания ВioMix 2000.

Последней в этом ряду стала испанская компания Pascual. Ее руководство планирует открыть к 2003 г. молокозавод стоимостью $15 млн в Калуге. Расчетная мощность предприятия – 300 т продукции в сутки. Именно испанцы скорее всего “успеют к шапочному разбору” – к тому времени рынок йогуртов в России будет уже окончательно поделен. Однако свою роль дополнительного конкурента испанская компания скорее всего сыграет.

Осенью может подорожать куриное мясо, потому что Минсельхоз намерен ограничить ввоз в страну дешевых "ножек Буша"

Еще весной министр А.Гордеев предложил ввести тарифные квоты на импортную птицу: 400 тыс. т облагать нынешней, 25%-ной таможенной пошлиной, а все, что ввозится “сверх того”, – 100%-ной. Официальной причиной назван резкий, в 1,5-2 раза, рост импорта заморской курятины, что препятствует развитию отечественного птицеводства. И даже квотные 400 тыс. т, по замыслу министра, нужно продавать через аукционы – то есть сначала оптовики-импортеры должны будут выкупить у государства право на ввоз птичьего мяса с 25%-ной пошлиной. По такой схеме в Россию завозится сахар-сырец.

Идея А.Гордеева понравилась финансистам: год назад на сахарных аукционах бюджет заработал $214 млн. От “птичьих” аукционов тоже можно будет получить немало.

Чем же эти новации могут обернуться для россиян. Во-первых, по весьма авторитетным экспертным оценкам, никакого роста импорта куриного мяса в страну не было: как ввозилось в Россию ежегодно 1,1-1,2 млн т мяса птицы, так и ввозится. Изменилась лишь схема “растаможки”: если раньше, при высоких пошлинах, не менее трети импортной курятины поступало в Россию “по серым схемам”, то теперь практически вся она поступает легально. А при введении “квотирования” в объеме одной трети от реального ввоза, остальные две трети импортного птичьего мяса будут обязаны подорожать как минимум вдвое (ведь пошлины на них вырастут до 100%).

Во-вторых, продажа импортных квот с аукциона повысит цену и на “квотную” птицу, ибо оптовики должны будут компенсировать аукционные затраты.

В-третьих, не подлежит сомнению, что российские птицеводы при первом же повышении розничных цен на импортную курятину поднимут цены и на российскую. И наверняка проиграют, ибо спрос на подорожавшее птичье мясо упадет (сегодня цены на него на пределе покупательной способности населения).

В России объем потребления мяса птицы на душу населения составляет всего около 8 кг, что примерно в два раза меньше, чем в среднем по Европе, и в пять раз меньше, чем в США. К тому же эти курьи ножки у нас – еда для бедных. Планируемая “куриная подножка” способна опять и достаточно резко ударить по благосостоянию массы людей.

Проведенные в июле ВЦИОМом опросы общественного мнения показали, что 41% россиян считают главной задачей правительства снижение цен. На втором месте – борьба с коррупцией.

В случае с квотами на куриный импорт трудно поверить и в экономическую целесообразность этой задумки российского Минсельхоза, который утверждает, что “засилье куриного импорта” тормозит развитие отечественного птицеводства. На самом деле эти разговоры – лишь повод для того, чтобы потребовать от государства дополнительных “вливаний” денег в российский агропром. А президент “Росптицесоюза” Н.Аверьянов уже предложил отдать “на поддержку отечественного птицеводства” и те средства, которые будут получены от роста цен на “ножки Буша”. То есть самые бедные россияне будут косвенно дотировать российских организаторов птицеводства, которые за десять лет сначала развалили, а потом не сумели восстановить былую советскую гордость – отечественный “Птицепром”, снабжавший страну яйцом и куриным мясом даже в самые голодные годы.

Цены на кофе в России не будут меняться в ближайшие месяцы, несмотря на резкие колебания цен на мировых рынках

Так гендиректор компании “Каффа Индастрис” В.Галустян прокомментировал обвал цен на кофе на мировых товарных биржах.

С начала прошлой недели цены на ряд сортов кофе достигли самого низкого за последние 30 лет уровня. А на Лондонской бирже в прошлый понедельник стоимость сентябрьских контрактов на поставку кофе упала до рекордно низкого уровня с мая 1965 г. В попытке стабилизировать мировые цены на кофе шесть латиноамериканских стран решили уничтожить 1,3 млн мешков кофе сортов низкого качества, отметил Галустян, напомнив, что мешок весом 60 кг является традиционной мерой в расчетах за кофе на биржах. На встрече в колумбийской столице представители Гондураса, Мексики, Колумбии, Коста-Рики, Никарагуа и Сальвадора обязались ввести чрезвычайную меру с 1 октября и таким образом сократить экспорт зерна на 5%. Однако, считает гендиректор “Каффа Индастрис”, эта мера не приведет к значимому повышению цен на кофе, поскольку поставки на мировой рынок сократятся лишь на 1% от общего объема производства. При этом, подчеркнул Галустян, на российском рынке кофе никаких ценовых изменений ждать не стоит. Как он пояснил, российский рынок кофе слишком мал, чтобы колебания мировых цен оказали на него ощутимое влияние. Сейчас каждый россиянин потребляет 300 г кофе в год, тогда как в Великобритании этот показатель как минимум в 3 раза больше, а в скандинавских странах – в 10 раз, отметил Галустян. Кроме того, импорт кофе в Россию снижается – в январе-мае в страну ввезено 6,7 тыс. т кофе в зернах против 7 тыс. т за соответствующий период прошлого года, привел Галустян данные западных экспертов.

Удачи и приятного аппетита!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ