Вся власть регионам

0:00
0

Депутаты Мосгордумы приняли в первом чтении постановление “О проекте федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 16 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”. Как пишет «Российская газета», в столичном парламенте документ представил руководитель Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Владимира Малышкова. Чиновник подчеркнул, что вопросы защиты потребительского рынка от некачественной и нелегальной алкогольной продукции остаются значимыми как для Москвы, так и для других регионов страны. В конце 90-х после введения системы идентификации алкогольной продукции резко сократился теневой оборот, а доходы бюджетов разных уровней выросли в пять раз. Но в 2006 году федеральное законодательство отменило практически все механизмы по регулированию алкогольного рынка. Ситуация в отрасли стала ухудшаться. В частности в Москве за 10 месяцев минувшего года было выявлено 1035 преступлений алкогольной направленности.

Председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Александр Ковалев подчеркнул, что в условиях, когда смертность от некачественного алкоголя сравнима с количеством погибших в локальных войнах, передача субъектам Федерации контрольных функций и воссоздание в Москве системы аккредитации оптовых предприятий жизненно необходимы.

«Версия» полагает, законодательная инициатива Мосгордумы о внесении поправок в федеральный закон об обороте спирта приведет к очередному подорожанию алкоголя, а также, вопреки благим намерениям депутатов, к увеличению нелегальной продукции и существенному сокращению ассортимента. «Декларируемая столичными властями забота о здоровье населения – лишь неудачная попытка замаскировать давнее желание региональных властей вернуть себе контроль над отраслью, – заявляет обозреватель газеты Татьяна Нижегородская. – Вопрос о контроле над легальным оборотом алкоголя для региональных властей не праздный. Ведь фактически существование системы аккредитации подразумевает, что решение о том, какой компании работать на местном рынке, целиком и полностью остается за чиновниками».

Участники рынка также настроены скептично. “Очевидно, что при возвращении к старой системе аккредитации и дополнительных марок оплата всех издержек будет переложена на потребителя”, – констатирует гендиректор ООО “Коллекция вин” Андрей Ткемаладзе. По его словам, спиртное может подорожать на 20-30 процентов. “Мы всегда выступаем за цивилизованный контроль на алкогольном рынке. Но важно, чтобы готовящиеся изменения не стали механизмом, препятствующим свободному движению товара на рынке”, – соглашается пресс-секретарь компании Nemiroff Тагир Имангулов.

Аналитики, опрошенные газетой, отмечают, что именно существование “удельных княжеств” до 2006 года не позволило сформировать в России пакет широко известных общефедеральных алкогольных брендов. «Если прежняя система будет возвращена, это фактически приведет к уничтожению собственных дистрибьюторских сетей, которые за последние два года были созданы отдельными федеральными производителями и импортерами», – делает выводы «Версия».

В центре внимания СМИ приватизация “Росспиртпром”. Как отмечает «Российская газета», цель преобразования узка и утилитарна: разрубить долговой конфликт между “Росспиртпромом”, задолжавшим государственному ВТБ 5 миллиардов рублей. За этот долг новообразованное ОАО передаст ВТБ контроль над одиннадцатью предприятиями, в которых государство владеет 51 процентом акций. В частности, над московским заводом “Кристалл”, “Брянскспиртпромом”, “Пензаспиртпромом”, “Мордовспиртом”. ВТБ в свою очередь передаст полученные акции опять “Росспиртпрому”, но теперь уже в доверительное управление сроком на пять лет.

Минсельхоз полагает, что изменение правовой формы позволит компании провести финансовое оздоровление и более эффективно сбывать свою продукцию на алкогольном рынке страны. Эксперты рынка прогнозы ведомства считают нереалистичными. По мнению аналитиков, “Росспиртпром” находится в плачевном состоянии из-за неэффективного управления, а поэтому не в силах конкурировать ни количеством, ни качеством с остальными игроками рынка. Кроме того, у “Росспиртпрома” нет сильных брендом, способных обеспечить сильную сбытовую политику.

«Коммерсантъ», в свою очередь, пишет о выходе холдинга “Русский алкоголь” на рынок коньяка. “Русский алкоголь” планирует создать СП с владельцем готового коньячного завода. Весь проект, включая рекламный бюджет новой марки, потребует $20-30 млн. Эксперты одобряют стратегию “Русского алкоголя”. “Рынок коньяка в объеме меньше водочного, но имеет хорошую тенденцию к росту и более доходный: самый дешевый коньяк стоит практически столько же, сколько самая дорогая водка”,- отмечает вице-президент по маркетингу холдинга “Веда” Дмитрий Барсуков.

Генеральный бренд-менеджер компании “Винэксим” Стэн Кауфман разделяет это мнение, однако советует новым игрокам рынка подготовиться к серьёзной борьбе: “Рынок коньяка растет быстрее водки, но это не значит, что он ждет новых брендов, поэтому водочникам будет нелегко конкурировать с сильными производителями на новом для себя рынке”.

В свою очередь, председатель совета директоров Московского винно-коньячного завода КиН Армен Еганян оптимистично констатирует, что «потенциал на рынке есть у всех». По оценке Армена Еганяна, напрямую водка не конкурирует с коньяком. Это более статусный продукт с иным стилем потребления, поэтому успех нового игрока на рынке зависит от его способности переключиться с “водочного” маркетинга и угадать желания “коньячной” аудитории.

Статья, опубликованная в «РБК daily», посвящена разрыву сотрудничества группы ОСТ и петербургского холдинга “Ладога”. Как стало известно, совместный проект по перекрестной дистрибуции так и не был реализован. Московский производитель решил самостоятельно выстраивать отношения с оптовыми компаниями в регионах, реформировав систему дистрибуции. Новая система предполагает переход от системы ретробонусов к предоставлению прямых скидок оптовым партнерам. “Максимальная скидка по премиальному пакету может достигать 16 процентов. Она будет зависеть от объемов реализованной дистрибьютором продукции, ее ассортимента и уровня представленности в рознице”, – отмечает коммерческий директор “ОСТ-Алко” Константин Лазарев. Финансовый директор ОСТ Алексей Мустяца прогнозирует, что по итогам текущего года это позволит компании увеличить объем продаж на 20-25 процентов.

Однако директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз сомневается, что реформирование системы дистрибуции будет способствовать серьезному росту продаж ОСТ: “У компании сейчас временный маркетинговый застой, поэтому ей стоило бы больше внимания уделить разработке новых брендов, чтобы добиться существенных показателей роста”.

Главное событиее пивоваренного рынка – предстоящая сделка по слиянию InBev и Anheuser-Busch. «Коммерсантъ» со ссылкой на Wall Street Journal отмечает, что акции объединенной компании могут вырасти более чем на 10 процентов. Долгосрочные перспективы роста объединенной Anheuser-InBev кажутся интригующими. “Обе стороны будут в победителях”, – считает фондовый менеджер Fideraum Asset Management Андреа Пуччини. Сделка позволит InBev укрепить свое слабое присутствие в США в то время, когда ее бельгийские бренды вроде Stella Artois становятся все более популярными на многих рынках. В 2007 году Anheuser и InBev создали альянс, импортирующий в США около 20 европейских марок пива производства InBev, в том числе Stella Artois и Beck’s.

Аналитик ФК “Уралсиб” Андрей Никитин полагает, что слияние компаний не окажет заметного влияния на российский рынок: “САН ИнБев” (российское подразделение InBev.- “Ъ”) прочно держит второе место на рынке с долей 18,7 процента по объему, а догнать лидера рынка “Балтику” более чем с 37 процентов рынка глобальный альянс не сможет – Anheuser занимает менее 1 процента российского рынка.

Тем временем прояснилась ситуация и с флагманом российского пивоваренного рыка. Стало известно, что консорциум Carlsberg стал единоличным владельцем «Балтики» после покупки британской компании Scottish & Newcastle. «В Западной Европе рынки пива стагнируют либо уменьшаются. Именно поэтому Carlsberg так хотел заполучить российские и азиатские активы S&N», – констатируют «Ведомости».

Аналитик Deutsche Bank Алексей Кривошапко в интервью «Коммерсанту» заявил, что у холдинга Carlsberg хорошие перспективы cделать “Балтику” европейским брендом. Кривошапко напоминает, что и SABMiller, и Stella Artois когда-то были локальными брендами.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ