Госкорпорация от Степашина

0:00
0

По оценке Счетной палаты, объем продаж водки в рознице на 80 процентов превышает объем водки, легально отгруженный заводами. Для решения этой проблемы ведомство Степашина предлагает создать госкорпорацию, которая будет распределять весь объем произведенного этилового спирта, включая его экспорт и импорт. А акциз, по мысли чиновников, будут уплачивать только производители спирта.

Как сообщают «Ведомости», “Синергия” уже указала в своем меморандуме потенциальное введение госмонополии на производство алкоголя в числе инвестиционных рисков. Компания “Русский алкоголь” относится к монополии на спирт отрицательно, говорит ее PR-директор Александр Коровка. Он напоминает, что такой порядок действует на Украине и показал свою неэффективность: цена на спирт может резко повыситься, его качество не всегда соответствует запросам производителей алкоголя.

«Газета» считает, что государство, возвращая себе монополию на спирт, помогает самогонщикам. Аналитики рынка, опрошенные «Газетой», полагают, что введение госмонополии может привести к подорожанию водки на 15-20 процентов и окончательному уходу легальных производителей в “серый” сектор.

Обозреватель «Газеты» Кира Ремнева в качестве отрицательного примера приводит Украину – это единственный крупный мировой рынок водки, где спиртзаводы так и не были приватизированы. «В результате из 70 производств отрасли сегодня работают не более 20, еще 20 безуспешно пытаются свести концы с концами, а 30 фактически остановлены», – констатирует Ремнева.

Пресс-секретарь компании Nemiroff Тагир Имангулов разделяет это мнение: “Мы считаем, что на Украине госмонополия уже доказала свою неэффективность. Сегодня производители алкогольной продукции поставили задачу: до середины 2008 года добиться допуска частного капитала на рынок спирта”.

«Независимая газета» комментирует законопроект о внедрении системы защиты бутылок от повторного использования. Депутаты предлагают наклеивать марку таким образом, чтобы она захватывала и часть горлышка, и пробку. Эта мера станет практическим дополнением к системе ЕГАИС, которая отслеживает легальный оборот спирта в стране. В то же время переоборудование одной разливочной линии в соответствии с новыми стандартами обойдется минимум в 50 тыс. долл. А обычно на больших заводах таких линий стоит несколько.

«Борьба власти и подпольных “самогонщиков” идет с переменным успехом много лет, – отмечает автор. – Но покупатели крепких напитков давно уже поняли, каким образом самим обезопасить себя от подделок. Для этого необходимо выбирать заведомо качественный товар, выпускаемый крупнейшими производителями водки, которые разработали специальную систему мер защиты от подделок».

«Версия», однако, отмечает, что обилие паленой водки приводит к подорожанию той самой водки, которую научились идентифицировать и ценить потребители. По прогнозам экспертов «Версии», уже в ноябре главный “народный продукт” вырастет в цене на 10 процентов.

“Повышение цен на водку вызвано объективными факторами, – оправдывается гендиректор торгового дома “Кристалл-Лефортово” Виктор Алексеев. – Кроме спирта, который летом этого года подорожал более чем на 10 процентов, выросла цена на бутылки и комплектующие, увеличились транспортные и другие расходы”. Это, безусловно, повлияет и на ценовую политику торговых сетей. “Так что бутылка водки на праздничном новогоднем столе обойдется на треть дороже, чем сейчас”, – уверяет независимый эксперт алкогольного рынка Алексей Сиваков.

Чтобы избежать народного гнева в преддверии новогодних праздников, власти уже разработали целый комплекс мероприятий. Недавно в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому минимальные розничные цены на водку будет устанавливать правительство. А в Минфине организовали специальный отдел по контролю за оборотом этилового спирта. Предполагается, что данное подразделение будет заниматься законотворческой деятельностью. Участники рынка уверены: этим решением фактически был назначен главный ответственный за алкогольную отрасль, которому в случае чего будет устроена показательная порка.

«Однако с точки зрения политической введение минимальных розничных цен – не самый плохой ход, – считают обозреватели «Версии» Татьяна Нижегородская и Михаил Яковлев. – В выигрыше оказываются практически все: крупные производители получат возможность уравнять свои шансы с местными производителями в регионах, любители работать в “третью смену” – неограниченный рынок сбыта, а чиновники наконец-то отчитаются перед избирателями об окончательной победе над контрафактным алкоголем».

Между тем, по мнению аналитиков рынка, опрошенных «Версией», если данный законопроект все-таки будет принят, это отбросит развитие рынка в дикие 90-е, а эффект от борьбы с контрафактом будет прямо противоположным ожидаемому. «Загвоздка кроется в “особых” отношениях производителей с розничными сетями, – поясняет «Версия». – Схема такова: производитель поставляет в магазин “освобожденную от налогов” водку по 40-45 рублей, что, естественно, не будет отражаться в официальных расчетных документах». “Давно известно, что почти всю нелегальную продукцию производят на легальных заводах, поэтому отменять эти схемы никто не будет, а вот производство легальной водки станет невыгодным, поскольку магазинам будет куда интереснее работать с откатами”, – говорит независимый аналитик алкогольного рынка Виктор Хмельницкий.

В центре внимания СМИ предстоящее IPO “Синергии”. Как пишет «Коммерсантъ», “Синергия” собирается продать акции допэмиссии по $61-72 за штуку. Это соответствует стоимости всей компании – $874-1031 млн, а в ходе IPO она сможет привлечь $166-196 млн. По мнению аналитиков, справедливая стоимость “Синергии” соответствует $800-870 млн. В то же время, по оценке аналитика ИК “Финам” Сергея Фильченкова, у компании есть беспроигрышный бонус: “Синергия” – это первое российское “алкогольное” размещение, что, безусловно, привлечет внимание западных инвесторов: ГК “Союз-Виктан”, “ОСТ-Алко”, “Русский алкоголь” собираются на биржу только в 2008 году.

«Ведомостям» стало известно, что средства, вырученные от IPO, поступят в «Синергию». Продающие акционеры – Sword Enterprise и Deepline Consultants (их бенефициары – основные совладельцы компании Александр Мечетин и Валентин Завадников) – после IPO выкупят 2,72 млн. акций новой эмиссии, потратив на это все средства, вырученные в ходе размещения, кроме расходов на его организацию.

«Если компания привлечет заявленные $166-196 млн. и вложит их в развитие, то выйдет на первое место на рынке водки, прогнозирует председатель совета директоров группы “Ост” Александр Лазуто. “Мы намерены стать доминирующим игроком и существенно увеличить нашу рыночную долю, принимая активное участие в консолидации рынка”, – подтверждает в официальном заявлении предправления “Синергии” Александр Мечетин.

«Секрет фирмы» предлагает вниманию читателей интервью с начальником управления информации “Росспиртпрома” Дмитрием Добровым. Как отмечает Добров, в 2006 году у предприятия ухудшились финансовые показатели из-за объективных причин: «Два системных кризиса на рынке из-за введения ЕГАИС привели к полной остановке всех заводов ФГУП. Снижение объемов выпуска алкоголя по нашим предприятиям составило чуть более 10 процентов – ровно на столько же просел и весь рынок».

На вопрос о причинах неудачи в деле консолидации пакетов двадцати предприятий Добров ответил так: «Вопрос не к нам. После выхода постановления о создании ФГУП в мае 2000 года выяснилось: ряд пакетов предприятий находится на балансе региональных властей либо вообще у частных структур. Сейчас мы через арбитраж пытаемся вернуть ряд таких активов под контроль государства».

Главным событием рынка вина стало возвращение в Россию молдавских вин. Стоить они, правда, будут на треть дороже, чем до кризиса: не ниже 120 рублей. Стоимость же марочных сортов будет доходить до 500 рублей.

Как отмечает «Версия», возобновление поставок стало возможным после встречи президентов двух стран в июне этого года. В середине октября ведомство Геннадия Онищенко выдало 15 молдавским предприятиям положительные санитарно-эпидемиологические заключения на 289 видов продукции. К возможной конкуренции на российском рынке виноделы подготовились основательно: они будут выступать единым фронтом под брендом “Молдавские вина”, а информационную поддержку им будет обеспечивать специально созданный фонд. Не исключено, что в скором времени напитки из соседней республики начнут разливать на российских заводах.

Главное событие пивоваренного рынка – выбор медиапартнеров для компании “Балтика”. Как стало известно газете «РБК daily», в 2008 году медиапланированием и размещением рекламы компании будут заниматься два агентства. Входящее в GroupM агентство MediaCom, работающее с “Балтикой” с 2005 года, будет осуществлять стратегическое планирование и размещение рекламы на телевидении, радио и в Интернете. А наружной рекламой и рекламой в прессе займется APR Media Services из Optimum Media OMD Group. В “Балтике” объясняют решение работать сразу с двумя агентствами тем, что у компании “уникально большой портфель брендов”. “Поэтому организация их рекламы может стать непосильной задачей для одного агентства”, – поясняет руководитель группы по PR брендов “Балтики” Дарья Дорофеева.

Вице-президент Media Arts Group Андрей Кокорин отмечает что, хотя обслуживание “Балтики” двумя агентствами может быть не очень продуктивным с точки зрения управления, оно “гарантирует большую точность выполнения запланированных проектов”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ