Напиток космополитов

0:00
0

Производителям алкоголя и табака станет сложнее рекламировать свою продукцию. Депутаты фракций “Единая Россия” и “Справедливая Россия” внесли в Госдуму новые поправки к закону “О рекламе”, в которых предлагается запретить рекламу алкогольной продукции и сигарет на остановках общественного транспорта, вокзалах, в аэропортах и на станциях метро. “Новый законопроект в первую очередь направлен на несовершеннолетних россиян, которые в местах общественного пользования получают полную информацию обо всем ассортименте продаваемой в стране алкогольной и табачной продукции”, – говорит один из авторов законопроекта депутат Александр Лебедев.

Представители табачного рынка, опрошенные газетой “РБК daily” признались, что давно ожидали таких ограничений. Однако директор по маркетингу крупной пивной компании полагает, что у депутатов мало шансов добиться принятия этого законопроекта: “Желания депутатов отчасти понятны – оградить несовершеннолетних. Но нас тоже можно понять: в случае принятия новых поправок места для продвижения брендов останется еще меньше”. Пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров считает дополнительные ограничения избыточными: “Мы поддерживаем действующие ограничения на рекламу алкоголя, но их и так достаточно. Носители, которые предлагается запретить, не прибавляют новых потребителей, а помогают уже имеющимся ориентироваться в существующих брендах”.

С Добровым соглашается директор по корпоративным отношениям “БАТ Россия” Александр Лютый: “Сигареты – легальный продукт, и производители имеют право информировать потребителя о новинках. Мы понимаем, что наша продукция вызывает споры в обществе, и мы согласны с имеющимися ограничениями в рекламном законодательстве. Однако важно, чтобы новые ограничения были постепенными, ведь последние поправки, касающиеся рекламы табака, вступили в силу лишь 1 января”.

Основной массив статей, вошедших в алкогольный обзор прошлой недели, составляют публикации приложения к газете “Коммерсантъ” “Ликероводочная промышленность”. Одна из статей посвящена угрозе превращения водки в “космополитичный напиток”. Как пишет издание, в США спрос на водку растет небывалыми темпами: почти четверть из тех $17 млрд., которые американцы заплатили за крепкие спиртные напитки, пришлась в прошлом году на долю водки – $4 млрд. В этих условиях заработать на водке спешат нероссийские производители во всех концах света.

“В эпоху глобализации русского водочного наследия отечественные производители рискуют потерять имидж делающих ту самую, единственную и неповторимую русскую водку, – констатирует обозреватель “Коммерсанта” Тимур Бордюг. – Все-таки основным всемирно известным российским водочным брэндом продолжает оставаться Stolichnaya, за которую идет бесконечный суд между Юрием Шефлером и ФКП “Союзплодоимпорт”. Новые водочные откровения Россия миру что-то никак не явит. Самые успешные современные российские марки продолжают оставаться брендами для внутреннего пользования. Сейчас они, конечно, наверстывают упущенное, дружно наращивая экспорт, но времени осталось в обрез”.

Проблеме экспансии российских водочников на зарубежные рынки посвящена и статья Анны Рябовой “Трудности перелива”, которая также была опубликована в спецвыпуске. Подчеркивается, что в последние годы российские компании начали резко наращивать экспортную активность. Наиболее привлекательными для себя большинство российских экспортеров считают рынки стран СНГ, Западной Европы и США. Страны СНГ привлекают российских экспортеров близостью к России и сходным стилем потребления водки. К США у российских экспортеров особое отношение. Штаты традиционно считались стратегическим рынком сбыта для российской водки. Однако, как признают сами участники рынка, до недавнего времени поставки в эту страну носили пробный характер – компании рассчитывали в основном на выходцев из бывшего СССР. Однако с прошлого года сразу несколько компаний заявили о планах превращения своих водок в национальные американские бренды. При этом российские и украинские производители говорят об инвестициях в десятки миллионов долларов.

Россияне также готовы к серьезному репутационному менеджменту. “В мире должны понять: водка – значит произведено в России, – заявляют в “Русском алкоголе”.- Если бездействовать еще хотя бы лет пять, это перестанет быть конкурентным преимуществом наших производителей”.

В России классическая водка также теряет позиции. “Любители цветного” – так называется статья, посвященная моде на вкусовые водки. По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы потребление цветных крепких напитков увеличится на 50 процентов. Правда, конкурировать они будут уже не с “беленькой”, а с кальвадосом, граппой и текилой.

Увеличение потребления “цветных” водок эксперты однозначно связывают с активной деятельностью на российском рынке украинских производителей, таких, как Nemiroff и “Союз-Виктан”. “Поскольку эти компании выходили на российский алкогольный рынок в тот момент, когда он уже в значительной степени был сформирован и весьма конкурентен, практически единственным способом для них завоевать свое место было предложить потребителю нечто отличное от присутствующих на рынке аналогов”,- говорит гендиректор консалтингового агентства RVR Communications Игорь Макурин. Нешуточную популярность именно украинских производителей эксперты объясняют их высокой рекламной и маркетинговой активностью в России.

“Газета” тем временем озабочена проблемой сокращения легальной водки. Как стало известно корреспонденту издания, за последние четыре года емкость легального рынка водки сократилась более чем на 12,8 процента. Несмотря на то, что 2007 год можно считать годом выхода отрасли из кризиса, падение легального водочного рынка продолжилось. По оценкам экспертов рынка, за первые четыре месяца этого года емкость легального рынка уже сократилась на 2,7 процента.

При этом сокращения потребления горячительных напитков в России не происходит. Так, по официальной статистике, средний россиянин в последние годы тратит на алкоголь неизменные 11 процентов от своего дохода. По мнению аналитиков рынка, падение легального сегмента свидетельствует о росте нелегального рынка, емкость которого и без того сегодня оценивается аналитиками минимум в 60 процентов.

Эксперты опасаются, что рост акцизов на крепкий алкоголь вызовет повышение цен и укрепление позиций теневиков. “Мы считаем, что предложения по снижению акциза на крепкий алкоголь были здравыми: это бы позволило легальной водке конкурировать с нелегальной по цене, что сделало бы производство нелегальной продукции экономически невыгодным”, – считает пресс-секретарь Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз.

Аналитик алкогольного рынка Виктор Хмельницкий поддерживает правительственную инициативу ввести минимальную цену на водку в 70 рублей, что позволило бы отсечь нелегалов. Вместе с тем г-н Хмельницкий отмечает, что в отрыве от комплексной работы с рынком такое предложение выглядит бессмысленным. “Очевидно, что сегодня у государства нет внятного представления о том, что делать на алкогольном рынке”, – резюмирует аналитик.

В центре внимания деловых СМИ проигрыш группы SPI в Страсбургском суде за право владения знаменитыми российскими брендами. “Если бы Страсбургский суд удовлетворил жалобу SPI, группа могла бы рассчитывать на пересмотр российских дел по отъему марок в пользу ФКП, – пишет “Business & Financial Markets”. – Кроме того, компания могла бы получить самую большую компенсацию, когда-либо предъявляемую к России через Европейский суд по правам человека, – $150 млн.”

“Это решение неожиданное, но оно ничего не меняет”,- сообщил B&FM президент SPI Андрей Скурихин. В ФКП придерживаются другого мнения: “Это ускорит разбирательство в судах других стран”. По мнению партнера юридической фирмы Lidings Андрея Зеленина, это решение позволит госкомпании увереннее отстаивать свои права на водочные марки в Европе. Сейчас суды по пересмотру права собственности на водочные бренды идут в более чем 20 странах.

Более резкая статья была опубликована в газете “Ведомости”. “Европа сдала SPI” – так озаглавлена публикация Василия Дмитриева и Кирилла Корюкина. Подчеркивается, что SPI лишилась возможности вернуть права на марку Stolichnaya в России.

Ранее в интервью “Ведомостям” президент SPI Андрей Скурихин называл рассмотрение дела в Европейском суде по правам человека “самым важным иском”. SPI настаивала на том, что, передав марки ФКП, российские власти нарушили статьи Конвенции о защите прав человека в области защиты собственности, справедливого судебного разбирательства, дискриминации и права на эффективное средство правовой защиты. Однако вернуть марки в ближайшее время SPI не получится.

Главное событие пивоваренного рынка – получение контроля над белорусской “Криницей”. Как пишут “Ведомости”, в России больше нет привлекательных пивоваренных компаний для поглощений, и внимание лидеров рынка – Baltic Beverages Holding (BBH), Sun Inbev, Heineken, Efes и SABMiller – переключилось на рынок соседней Белоруссии.

Международным компаниям предложили входить в состав акционеров пивоварни по следующей схеме: они инвестируют в модернизацию завода, взамен инвестор получает часть допэмиссии, соответствующую вложенным средствам. “Западные компании готовы идти по такому пути, а в “Кринице” даже готовы отказаться от контрольного пакета”, – заявил “Ведомостям” источник в Белгоспищепроме.

С проблемами тем временем столкнулись пивовары, использующие ПЭТ-упаковку. В желтой прессе появились статьи о влиянии этой упаковки на качество продукции. При этом “Мир новостей” ссылается на некий Центр Независимой потребительской экспертизы. “Исследователи выяснили, что пиво в пластике накапливает опасные продукты окисления, которые наутро могут вызвать похмелье. Со временем в пиве, упакованном в ПЭТ, образуются свободные радикалы, которые могут привести к раковым заболеваниям, – авторитетно заявляет “Мир новостей”. – За границей любители пива, зная об опасностях, предпочитают пиво в банках и стеклянных бутылках. Но ПЭТ по-прежнему популярен у наших соотечественников. Желая сэкономить, мы рискуем здоровьем: впору задуматься о цене такой бережливости – как правило, дешевое хорошим не бывает”.

Страха на потребителей нагнали и “Известия”, представившие вниманию читателей статью о вреде энергетической газировки под полемичным названием “Напиток или наркотик?”. Сообщается, что содержание кофеина в безалкогольных энергетических напитках составляет до 80 мг на банку 0,25л при рекомендуемом верхнем допустимом уровне его потребления 150 мг в сутки. Что касается таурина, то его дозировка даже в маленькой баночке значительно превышает дневную дозу. По информации “Известий”, Госнаркоконтроль совместно со специалистами Минздрава намерен провести экспертизу всех “энергетиков”, продающихся в нашей стране. Автор статьи полагает, что сегодня законодатели настроены достаточно воинственно, чтобы повлиять на стремительное распространение энерготоников.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ