Рынок вина вышел из кризиса

0:00
0

Президент Владимир Путин подписал закон, изменяющий ставки акцизов на подакцизные товары на 2008-2010 годы. Акциз на пиво будет проиндексирован на 32,4 процента и составит 2 руб. 74 коп. за литр. Ровно на столько будет снижен акциз на слабоалкогольные напитки. На шампанское сохранятся действующие ставки акцизов, однако только в течение следующего года. В 2009 акцизы на игристые вина немного увеличатся. Как пишет “Независимая газета”, повышение акциза для пивоваров обосновывается необходимостью уравнять их в конкурентной борьбе с производителями слабоалкогольных коктейлей, акциз на которые сейчас приравнен к водочному и в пересчете на спирт в десятки раз выше, чем на пиво. Впрочем, предстоящая коррекция вряд ли серьезно отразится на этой разнице, констатирует “НГ”, акциз на алкогольные коктейли останется многократно выше пивного.

“Время новостей” отмечает, что государство так не может выработать четкой и понятной политики в отношении алкогольной отрасли. “Акценты пока не расставлены: борется ли государство с бутлегерством, пивным алкоголизмом или со вседоступностью алкоголя для граждан всех возрастов”, – констатирует обозреватель газеты Ирина Склярова.

Проблему борьбы с алкогольной зависимостью берут на себя игроки рынка, проявляя тем самым свою социальную ответственность. Как сообщает “Российская газета”, участники алкогольного рынка разработали программу поэтапного снижения потребления в России водки, которая предусматривает постепенное замещение беленькой натуральными винами. Разработчики концепции – эксперты Союза участников алкогольного рынка – надеются, что через пятнадцать лет структура потребления алкогольных напитков в России изменится кардинально.

В основу построения новой модели алкогольного рынка решено заложить принцип постепенного количественного изменения ежегодного среднедушевого потребления спиртного с его разбивкой по видам и типам. Например, ожидается, что с 2012 года в возраст потребителей крепкого спиртного вступит поколение, больше привыкшее к слабому алкоголю, пиву и вину. Это значит, что вытеснение с рынка водки и иного “крепкого” произойдет естественно, а не путем каких-либо запретов. А если к этому добавится еще и воспитательная работа с пропагандой здорового образа жизни, то на следующем этапе уже другое поколение откажется от водки еще легче.

Разработчики концепции подчеркивают, что создавать модель структуры потребления населением алкогольной продукции необходимо поэтапно. Главное – не создавать дефицит и сохранить доступ к легальной качественной алкогольной продукции различных социальных слоев населения. И постепенно добиваться снижения потребления крепких напитков, замещения их слабоалкогольной продукцией. Причем в каждом регионе будет создаваться собственная модель с учетом национальных, культурных, религиозных и других особенностей.

“Известия” представили данные исследования “РОМИР-мониторинга”, посвященного выявлению причин алкоголизации страны. 47 процентов респондентов главной причиной пьянства назвали широкую доступность алкоголя. Почти каждый третий (29 процентов) согласился с тем, что на уровень потребления горячительных напитков влияет большое количество рекламы соответствующих продуктов. Четверть участников опроса алкоголизм связала с многовековыми традициями употребления водки. В качестве основных мер по улучшению ситуации половина опрошенных россиян предложила ужесточить борьбу с производителями нелегальной алкогольной продукции. 45 процентов – запретить продажу крепких напитков молодежи до 21 года. Каждый третий предложил ввести государственную монополию на производство алкогольной продукции и запретить рекламу горячительных напитков на радио и телевидении.

Мосгордума откликнулась на чаяния россиян, обеспокоенных широкой доступностью алкоголя. Лидер фракции “Яблоко” в Мосгордуме Сергей Митрохин предложил ввести полный запрет на ночную торговлю в столице крепким алкоголем. “Данный порядок не только открывает широкий простор для коррупции, но также ставит представителей малого бизнеса в неравное положение с крупными торговыми структурами, которые, естественно, без труда получают разрешение на продажу алкоголя”, – пояснил “Газете” Митрохин.

Между тем, по мнению аналитиков рынка, введение в столице полного запрета на ночную торговлю спиртным будет иметь обратные последствия. “Именно крупные сетевые магазины торгуют легальной продукцией. В маленьких же магазинах без труда можно обнаружить водку по 45 рублей, так что если кому и разрешать ночную торговлю, то только сетям, – считает пресс-секретарь СУАР Вадим Дробиз. – По крайней мере так есть некоторая гарантия того, что потребитель будет пить качественный алкоголь”.

Другие аналитики, опрошенные “Газетой” напомнили, что горбачевская антиалкогольная кампания в свое время уже привела к тому, что водку просто-напросто начали продавать из-под полы, что дало широкий простор для производителей контрафакта. “Если человеку нужна бутылка в 2 часа ночи, то он непременно ее найдет, так что, на мой взгляд, введение тотального запрета на ночную торговлю алкоголем совершенно неразумно”, – заявил пресс-секретарь сети магазинов “Азбука вкуса” Николай Комаров.

“Справедливая Россия” решила зайти с другого конца. Как полагает лидер партии и по совместительству спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов, перед тем как разрабатывать алкогольную политику нужно нейтрализовать мощных лоббистов – представителей табачных и алкогольных корпораций.

Попытки ограничить курение и рекламу табака, ужесточить производство и оборот алкоголя блокируются производителями и продавцами, сетуют “эсеры”, закон позволяет им финансировать избирательные кампании, и отдельные депутаты встают на защиту узкокорпоративных интересов. Для решения проблемы “Справедливая Россия” предлагает запретить представителям “индустрии греха” финансировать партии, что лишит их лоббистского ресурса.

“Трибуна” считает действия “эсеров” вполне логичными: “Слишком прибыльный бизнес, сравнимый по доходам разве что с торговлей природными ресурсами, – большой соблазн для политиков, щедрых на обещания, в случае победы на выборах, повсеместной поддержки и высоких должностей водочным и табачным магнатам. Последним также не будет лишним держать в зависимости чиновников будущего правительства. И хотя водочники и табачники утверждают, что они и в мыслях ничего подобного никогда не держали, с трудом верится, что они все без исключения ведут свой бизнес вдали от интересов отдельных чиновников”.

“Время новостей” с такими выводами не согласно. Как отмечает обозреватель газеты Дарья Гусева, алкогольные и табачные деньги не играют существенной роли в финансировании российских партий, а потому инициатива “Справедливой России” носит исключительно популистский характер. “Приближается предвыборная кампания, и всем партиям нужны имиджевые ходы. У нас табачные и алкогольные компании крайне непопулярны, причем даже среди избирателей, которые благополучно потребляют их продукцию. Поэтому сама эта идея рассчитана на имиджевый эффект”, – пояснил “Времени новостей” смысл законопроекта заместитель главы Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Обозреватель “Российской газеты” Валерий Выжутович, в свою очередь, замечает, что лучший и, вероятно, единственный способ борьбы с лоббизмом – легализовать его, что, однако, невыгодно парламентариям, которые привыкли ловить рыбку в мутной воде.

Рынок вина тем временем вышел из кризиса. Такие выводы делает “Газета”, основываясь на данных Росстата. Сообщается, что объемы импорта вина в Россию вышли на уровень докризисного 2005 года. Главными итогами кризиса в алкогольном рынке, по мнению аналитиков, стали существенное сокращение компаний-импортеров и принципиальные изменения в структуре винного импорта в нашу страну. Дешевые вина сменила качественная, но дорогая продукция из стран Латинской Америки и Западной Европы, констатирует “Газета”. “Произошло замещение молдавского вина на более дорогие вина из дальнего зарубежья, которые на 40 процентов дороже молдавской продукции, – комментирует пресс-секретарь Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. – Население оказалось готовым к потреблению более дорогого и более качественного продукта”. Наибольшую активность на российском рынке в этом году проявила Италия, которая завезла 30,7 млн. литров, относительный прирост по отношению к аналогичному периоду в 2005 году составил 140 процентов. На втором месте – Франция (22,3 млн. л), на третьем – Аргентина (21 млн. л).

“Новые известия” полагают, что в данных условиях Молдавии придется заново завоевывать российский рынок. По данным газеты, лишь треть россиян сохранили положительное отношение к винам из этой страны после введения в марте 2006 года запрета на их импорт и продажу в РФ. Оценивая молдавскую продукцию по таким параметрам, как качество, дизайн, репутация и реклама, потребители выставили ей не более шести баллов из 10 возможных.

На рынке пива в центре внимания SABMiller и “Балтика”. Как пишет “РБК daily”, продажи SABMiller в прошедшем году увеличились почти на четверть. Стимулом к росту продаж стали изменения в объеме тары и упаковке брендов, говорят в компании. Участники рынка соглашаются, что инновации на пивоваренном рынке играют все большую роль. “Примеры этого можно видеть сейчас в деятельности разных пивоваренных компаний”, – заявил руководитель пресс-службы “Балтики” Алексей Кедрин.

“Балтика” в первом квартале 2007 года увеличила рыночную долю на 2,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает “РБК daily”. Выручка за этот период составила 408,6 млн. евро, а чистая прибыль – 57,4 млн. евро, превысив показатели первого квартала 2006 года на 46,1 и 54 процента соответственно, сообщается в опубликованной 10 мая отчетности по МСФО за первый квартал 2007 года.

В то же время у “Балтики” возникли проблемы с американским дистрибутором. Как пишет “Коммерсант”, в суде штата Нью-Йорк сейчас рассматривается иск компании Russbeer International против “Балтики”, которая обвиняет лидера российского пивного рынка в досрочном расторжении контракта и требует с нее $1,85 млн. В “Балтике” считают претензии дистрибутора безосновательными. “Мы начали поставки на рынок США в 2001 году, в свое время мы действительно работали с компанией Rusbeer, они занимались дистрибуцией продукции “Балтики” в штате Нью-Йорк. Последний контракт, нарушение условий которого и пытается доказать Rusbeer, был заключен в 2003 году и действовал до декабря 2004 года, когда мы и прекратили работать с Russbeer”, – говорит директор по правовым вопросам “Балтики” Антон Рогачевский. По его словам, “Балтика” предпочла Russbeer “более сильного” дистрибутора.

Компания “Очаково” смогла рекордно увеличить продажи кваса, однако пивоваренное направление холдинга сокращается. Последний крупный независимый производитель пива “Очаково” продолжает сдавать позиции, отмечают “Ведомости”. На фоне прошлогоднего роста пивного рынка почти на 10 процентов продажи московской компании за год сократились на 7,1 процента.

Аналитики советуют владельцам компании выходить из бизнеса. “Очаково” традиционно сильно в крупной ПЭТ-упаковке, сейчас этот сегмент атакуют крупнейшие конкуренты. Лучшим вариантом для развития “Очаково” могла бы стать его продажа”, – рассуждает начальник отдела фундаментального анализа ФК “Открытие” Наталья Мильчакова. Аналитик “Уралсиба” Антон Никитин считает, что владельцы “Очаково” упустили момент для наиболее благоприятной продажи бизнеса и сегодня уже не смогут получить премию при продаже от международных компаний.

Однако менеджмент “Очаково” в будущее смотрит с оптимизмом. “Стремительный рост обусловлен изменением предпочтений, потребитель переключается на натуральные здоровые продукты “, – заявляет директор по маркетингу “Очаково” Алексей Фролов. Однако аналитик “Центринвест Груп” Андрей Рожков не сомневается в том, что рост популярности кваса привлечет внимание крупных западных компаний – Coca-Cola и Pepsi, которые потеснят “Очаково”. А пока позитивный Никола уверенно пьет “не колу”, защищая интересы отечественного производителя.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ