Водка без защиты

0:00
0

По данным Федеральной таможенной службы, в январе 2007 года объем поставок водки за рубеж вдвое превысил показатели аналогичного периода прошлого года. Эксперты, опрошенные газетой «РБК daily», отмечают, что экспортная активность является следствием проблем на внутреннем рынке. Пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров отмечает, что в прошлом году внутренний рынок из-за отсутствия акцизных марок был некоторое время закрыт, соответственно, те, у кого была возможность поставлять на экспорт, оказались в выигрышном положении.

Мнение Доброва разделяет президент калужской ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко: “В прошлом году внутренний рынок весь обрушили, поэтому производители начинают искать себе новые рынки сбыта. Сейчас производители стали очень много поставлять в страны СНГ, а в Америку идет уже не так много водки”.

Крупнейшим экспортером водки за границу сегодня является компания “Русский стандарт”. “По данным рейтинга алкогольной продукции авторитетного международного журнала Impact, в 2006 году, по сравнению с предыдущим годом, продажи нашей водки в мире выросли более чем на 30 процентов, “Русский стандарт” занял четвертое место в мире по росту продаж, войдя в сотню самых продаваемых алкогольных брендов мира”, – заявил президент “Русского стандарта” Рустам Тарико.

Другой российский производитель водки, компания “Русский алкоголь”, собирается увеличивать свой вклад в долю экспортной водки. По словам начальника отдела по связям с общественностью “Русского алкоголя” Александра Коровки, в этом году компания собирается увеличить экспорт в страны СНГ и Европы до 750 тыс. дал с 316 тыс. дал прошлого года. “Это будет связано с подписанным в феврале соглашением с “Союз-Виктаном” о начале дистрибуции нашей водки на Украине, по которому мы собираемся продавать порядка 15-20 тыс. дал в месяц, – сообщил Александр Коровка. – Кроме того, те соглашения, которые мы заключили в Великобритании с английским дистрибьютором, позволили нам представить наш бренд “Зеленая марка” в крупнейших розничных сетях этой страны”.

Вновь в центре внимания СМИ Геннадий Онищенко, который продолжает укреплять имидж одиозного и экстравагантного чиновника. «Онищенко нашел водке место. В музее» – так озаглавлена статья, опубликованная в «Известиях». «Главный санитарный врач Геннадий Онищенко наконец признал за “зеленым змием” определенную ценность. Правда, не пищевую, а культурно-просветительскую. Он объявил, что в будущем “беленькая” станет не алкогольным напитком, а музейным экспонатом», – сообщил обозреватель газеты Алексей Аронов. “Я не теряю надежды, что, в конце концов, наше общество бросит пить вообще и алкоголь будет стоять только в музеях, рассказывающих о темном прошлом нашей страны”, – цитируют «Известия» г-на Онищенко.

Нужно отметить, что водка, которую главный санитарный врач мечтает сослать в музей, может остаться без защиты. Как сообщает «РБК daily», старейшее объединение участников алкогольного рынка Национальная алкогольная ассоциация приняло решение о самороспуске. Правда, президент НАА Павел Шапкин попытался успокоить игроков рынка: “Мы решили переходить на новый качественный уровень. Будет создан Союз защиты прав потребителей алкогольной продукции с теми же членами, что были в НАА. Понятие “некоммерческая организация” достаточно размыто в российском законодательстве, а такой союз будет иметь больше полномочий”.

Как сказал «РБК daily» представитель одной из компаний – участников алкогольного рынка, пожелавший остаться неизвестным, сообщение о самороспуске НАА было ожидаемым: “Проблемой ассоциации было то, что в какой-то момент своего существования она стала принимать в свои ряды всех без разбора. В итоге там в одной упряжке оказались все: импортеры вин, производители водки. Рано или поздно должны были начаться какие-то противоречия”. Источники «РБК daily», подтвердили, что причина самороспуска – разделение НАА на два лагеря, один из которых представляют сам президент Павел Шапкин, группа “Вестор” и Серебрянопрудский ЛВЗ, а другой – компании “Русьимпорт”, “Дионис Клуб”, ГК “Север”.

Эксперт совета Госдумы по акцизной политике Марина Петрухина считает, что очень вероятно образование двух новых организаций в соответствии с выделившимися интересами двух партий внутри НАА. “Проблематика законодательной деятельности и нормотворчества на алкогольном рынке сейчас как никогда нуждается в присутствии консолидированных позиций. На сегодня выработка единой позиции, судя по всему, невозможна. Сами участники рынка, привыкшие к наличию такого лоббистского инструмента, как НАА, постараются создать его аналоги, но уже с учетом своих нынешних интересов”, – считает г-жа Петрухина.

Двумя днями ранее «Бизнес» представил вниманию читателей статью «Опекуны из СУАР». Как пишет газета, с нового года ликероводочные заводы должны обеспечить предоплату акциза в размере 100 процентов. Нововведение повергло участников рынка в шок, многие из которых поспешили заявить, что будут вынуждены уйти с рынка. С аналогичными проблемами столкнулся и красноярский “Ярич”, который оказался на грани остановки производства. Как рассказал “Бизнесу” директор департамента информации СУАР Вадим Дробиз, в начале марта союз обратился к руководству “Ярича” и администрации Красноярского края с предложением воспользоваться возможностью союза выступать поручителем за предприятия перед государством по уплате акциза. Стать поручителем СУАР сможет после того, как Минфин закончит разработку документов по порядку предоставления права поручительства юридическими лицами и общественными организациями.

Заводы должны будут выплачивать союзу определенную сумму за поручительство. Сейчас производитель использует банковские поручительства, за которые платит 3-5 процентов от суммы. Условия же предоставления гарантии в СУАР назвать отказались, отметив лишь, что к каждой компании будет применен индивидуальный подход.

«РБК daily» пишет о решении компании «Дейрос» отказаться от сотрудничества с ЛВЗ «Ливиз». Как пишет газета, до конца прошлого года мощности “Ливиза” использовал “Русский стандарт”. После того как осенью “Русский стандарт” запустил свой собственный завод под Санкт-Петербургом, он свернул производство на “Ливизе”. В октябре о своем намерении занять место “Русского стандарта” заявила компания “Дейрос”, ранее занимавшаяся дистрибуцией алкоголя. Однако сегодня стало известно, что компания “Дейрос” предпочла разместить производство на заводе “Ладога”. «Проанализировав для себя ряд возможных рисков, мы решили выбрать другую производственную площадку», – заявила директор по маркетингу “Дейроса” Наталья Шумилина.

Между тем участники рынка говорят, что причиной, по которой у “Дейроса” не сложилось сотрудничество с “Ливизом”, могло быть то, что руководители питерского предприятия потребовали слишком высокую цену за розлив. “Владелец завода г-н Сабадаш предлагает совершенно несуразные цены за розлив, – отмечает президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко. – “Русский стандарт” в свое время платил ему по заоблачным ценам, на которые вряд ли кто-то еще согласится”.

«Коммерсантъ» пишет о назначении гендиректором компании “Русский стандарт Водка” главы российского представительства Bacardi-Martini Group Карло Радикати. По оценке партнера хедхантинговой компании Acuris Игоря Климова, годовой оклад господина Радикати в “Русском стандарте” составит не менее $1 млн. Как сообщил Рустам Тарико, на новой должности г-н Радикати будет решать две основные задачи – удержать 60-процентную долю премиального сегмента водочного рынка и обеспечить максимальную экспансию компании на международные рынки. По его словам, у Радикати есть “карт-бланш” на построение собственной команды менеджеров, в том числе из “Бакарди Рус”. Источник, близкий к “Бакарди Рус”, уточнил, что помимо г-на Радикати компанию могут покинуть коммерческий директор Дмитрий Жиздюк и финансовый директор Тасос Франгоу. Это подтвердил и сотрудник “Бакарди Рус”.

Из публикаций, посвященных ситуации на рынке вина, выделяется опубликованная в «Бизнесе» статья «Вино в алюминиевой оправе». Как пишет издание, компания “Очаково” намерена сформировать новую нишу на алкогольном рынке: производитель впервые в России начал выпуск вина в алюминиевой банке. Рекомендуемая цена напитка, содержание алкоголя в котором 10-13 процентов, составит 40 руб. за банку. «Ставка акциза на слабоалкогольные коктейли с начала этого года составляет 162 руб. на литр чистого спирта. Таким образом, литр коктейля с содержанием алкоголя 7 процентов стоит производителю 11,24 руб. Акцизная же ставка на вино – 2,2 руб. за литр. Вино в алюминиевой банке может стать очередным способом “Очаково” заработать», – так объясняет инициативу компании обозреватель газеты Алексей Кузьменко.

По мнению директора департамента информации СУАР Вадима Дробиза, “Очаково” работает на благо винного рынка в целом: “Этот шаг ставит вино в один ряд с дорогим пивом или слабоалкогольными напитками. Это позволит увеличить потребление напитка как категории”. “С точки зрения популяризации вина – неплохая идея, – соглашается с экспертом владелец виноторговой компании Simple Максим Каширин.- Со временем потребители, может быть, привыкнут к этой банке, а затем будут переходить на больший объем тары, увеличивая потребление вина как категории”.

В то же время некоторые аналитики считают, что “привыкать” к напитку потребителям придется долго из-за его высокой стоимости. “Больших перспектив я не вижу, в ближайшие полгода-год, думаю, они будут продавать от 50 тыс. до 100 тыс. банок ежемесячно, – делает прогноз Айрат Мусифуллин.- Просто при такой цене они не смогут заместить слабоалкогольные коктейли натуральным вином”. Представители пивоваренных компаний к проекту «Очаково» относятся с сомнением. “Есть небольшой шанс, что потребители оценят продукт, но вряд ли стоит ожидать его высокой популярности, – считает руководитель отдела по связям с общественностью ПК “Балтика” Алексей Кедрин.- Изменить долю крупных пивных компаний им будет очень сложно”.

Правительство озабочено проблемой расширения сегмента вина, которое должно стать альтернативой крепкому алкоголю. «Компания», однако, подчеркивает, что чиновники и впредь намерены придерживаться политики протекционизма. Как заявил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, российское вино должно занимать 90 процентов всего рынка в России. Сегодня, по оценке российских импортеров, после исчезновения молдавских и грузинских вин на импорт приходится около 20 процентов всего рынка. В 2005 году импортные вина занимали около 50 процентов рынка. К мерам, которые государство принимает в поддержку отечественного производителя, игроки рынка относят затягивание вопроса с разрешением ввоза в Россию молдавских вин.

Тем временем эксперты МВФ прогнозируют, что введенный Россией запрет на поставки молдавской винодельческой продукции будет иметь долгосрочные последствия. Как сообщает «Торговая газета», Молдавия может вернуться на уровень 2005 года по объемам экспорта своей винодельческой продукции ($313 млн.) только к 2009 году.

Грузия, проявившая себя политически неблагонадежным партнером, ищет новые рынки сбыта. «Винный десант» – так называется статья, опубликованная в газете «Коммерсантъ», посвященная презентации грузинских вин в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. «В Тбилиси всерьез рассчитывают превратить некоторые марки своих вин в “визитную карточку” Грузии в НАТО, полагая, что натовским военным грузинские вина придутся по вкусу», – пишет «Коммерсантъ».

Главным событием пивоваренного рынка стал прогноз Союза российских пивоваров, согласно которому ожидаемое снижение темпов роста рынка пива составит три процента в год. Представители пивоваренных компаний, опрошенные «Торговой газетой», с пессимистичным прогнозом не согласились. По их словам, рынок пива будет расти еще минимум 4-5 лет на 5-7 процентов в год.

«РБК daily» пишет о планах японской марки пива Kirin стать федеральным брэндом. Сейчас компания работает над формированием общероссийской системы дистрибуции флагманского бренда Kirin – Kirin Ichiban. Холдинг “Норд Виндс Дистрибьюшн” планирует ежегодно увеличивать вдвое продажи этой марки. В компании объясняют такие многообещающие прогнозы переводом пива в лицензионный сегмент и, соответственно, в более доступную ценовую категорию. Однако эксперты предупреждают, что японский брэнд все равно останется нишевым.

«Ведомости» сообщают о решении компании “Балтика” провести рестайлинг премиальных брэндов. Бутылки украсит необычная этикетка из прозрачной пленки. В “Балтике” гордятся тем, что подобную упаковку – так называемый No Label Look – в России еще не использовал никто из пивоваров. Как заявляет директор по развитию ключевых брэндов “Балтики” Денис Шерстенников, на западных рынках упаковку пива принято менять не чаще одного раза в пять лет. Однако для российского рынка, гораздо более динамичного, чем западные, этого недостаточно. Г-н Шерстенников замечает, что в последнее время работой над упаковкой увлеклись все российские пивовары: “В этой области происходит настоящая революция”. По мнению экспертов, пивовары готовы принять вызов и будут теперь обновлять упаковку ежегодно.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ