Вино как пиво

0:00
0

Как известно, в конце 2006 года Владимир Путин поручил Михаилу Фрадкову разобраться с ситуацией на алкогольном рынке. Перед премьером стояла задача оптимизировать ставку акциза на спиртосодержащую продукцию, ограничить розничную продажу алкоголя, ужесточить ответственность за нелегальное производство спиртного, а также определиться, какое ведомство является госзаказчиком ЕГАИС.

В распоряжении “Ведомостей” оказался проект ответа правительства, который сейчас находится на согласовании в администрации президента. В документе премьер впервые называет заказчика разработки и модернизации программных средств ЕГАИС – им стала Федеральная налоговая служба. Такое письмо действительно существует, подтвердил “Ведомостям” чиновник правительства. По его словам, в ближайшее время Минфин внесет в правительство проект поправок в несколько постановлений, которые “сделают ФНС генподрядчиком ЕГАИС”. Оптимизацию ставок акциза Фрадков предлагает рассмотреть после изучения работы в условиях ЕГАИС. Но сроки изучения не оговаривает.

Участники рынка разочарованы неконкретностью. “После появления письма (Путина) говорили, что акциз будет перенесен на спирт. Но шла ли речь именно об этом, остается загадкой”, – признался «Ведомостям» управляющий директор компании “Галакта” Максим Натапов. “Мы ожидали конкретных предложений, – соглашается менеджер компании – крупного производителя алкоголя. – Получается, что на мониторинг работы отрасли по единой ставке может понадобиться год”. В то же время директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз поддерживает Фрадкова: “После летнего кризиса предложили отказаться от радикальных мер. Мы положительно оцениваем письмо премьера, давайте изучим ситуацию, а потом скорректируем”.

«Российские вести» представляют вниманию читателей PR-статью «Хортица made in Ukraine». Подчеркивается, что “Хортица” появилась на российском рынке сравнительно недавно, однако россияне уже успели полюбить продукцию компании. Владелец ТМ “Хортица” Евгений Черняк отмечает, что на украинском рынке ЛВЗ “Хортица” доминирует: доля компании составляет 27 процентов. Nemiroff контролирует 11 процентов украинского рынка, а “Союз-Виктан” – 8 процентов. «Что касается украинских водочных торговых марок в России, то для начала стоит разобраться в том, что подразумевается под словом “украинские”, – заявляет Евгений Черняк. – Так, почти вся продукция “Союз-Виктана”, представленная на российском рынке, производится в РФ. Nemiroff – это украинская перцовая настойка. А “Хортица” – на 100 процентов украинская водка. Она производится и всегда будет производиться на украинском ликероводочном заводе “Хортица” – самом высокотехнологичном и дорогостоящем предприятии отрасли, в которое было вложено 55 миллионов долларов».

Тем временем Минэкономразвития и Минсельхоз решили приравнять вино к пиву. «Чиновники руководствуются прагматическими соображениями, – пишет «Финанс». – Именно таким оригинальным способом они хотят вывести винодельческую продукцию из-под действия ЕГАИС. Нововведение может вступить в силу с 1 января следующего года».

Как отмечают авторы законопроекта, ЕГАИС разрабатывалась преимущественно для того, чтобы производители алкоголя не уходили от уплаты акцизов. Виноделы в этом смысле надежнее: сборы для них сравнительно невысоки. В соответствии с налоговым кодексом, к примеру, акциз на литр безводного спирта составляет 162 рубля, а для вина – всего 2,2 рубля. Зато алкогольный кризис прошлого лета, по данным Счетной палаты, обошелся госказне в 15 млрд. рублей.

«Вино как пиво» – статью с таким названием опубликовал журнал «Финанс». «Ведомости» же предложили вниманию читателей материал Василия Дмитриева «Вино вместо воды», где говориться, что российский производитель бренди “Юнивэй менеджмент” передумал продавать завод по розливу минеральной воды вместе с торговой маркой “Артези”. Теперь вместо воды компания будет разливать вина.

Участники рынка расходятся в оценках перспектив проекта. “После прошлогоднего запрета на импорт вина из Молдавии и Грузии российские виноделы бросились запускать новые марки, модернизировать и наращивать производство. Сейчас импорт стабилизировался, вино на полки вернулось, а вот договариваться о вхождении в сети стало сложнее”, – рассуждает директор по маркетингу и продажам Gerrus Group Кирилл Бутко. Пресс-секретарь импортера вина ILS Андрей Егоров указывает на то, что рынок уже и так затоварен дешевыми российскими винами. “Если “Юнивэй менеджмент” сможет предложить качественную продукцию, то в течение полугода до момента возращения молдавского вина может закрепиться на рынке”, – указывает Егоров.

В статьях, посвященных ситуации на пивоваренном рынке, фигурируют лидеры. «РБК daily» пишет о планах “Балтики” начать поставки пива на рынок Мексики, доведя к 2008 году экспорт продукции в эту страну до 140 тыс. литров. Подчеркивается, что Мексика стала сороковой по счету страной, куда “Балтика” экспортирует свою продукцию. «Московский комсомолец» сообщает о поставке в Швейцарию первой партии пива “Балтика №7 экспортное”. Продвигать марку на местном рынке в классе “премиум” стоимостью 1,5-3,7 евро будет компания Feldschlosschen Getranke.

Южноафриканская компания SABMiller, владеющая заводом в Калуге мощностью 60 млн. дал и занимающая менее 10 процентов российского рынка, осваивает российский восток. «Московский комсомолец» со ссылкой на «Интерфакс» и “Прайм-ТАСС” пишет о переговорах, которые представители SABMiller ведут с администрациями Ульяновской и Пензенской областей о строительстве пивоварни. По мнению экспертов, к расширению бизнеса компанию подтолкнули желание укрепить свои позиции на востоке страны и незапланированный рост потребления пива в России в минувшем году.

SABMiller также фигурирует в публикации «РБК daily». Со ссылкой на «Прайм-ТАСС» газета сообщает, что эксперты пивоваренных компаний SABMiller и Heineken в начале марта завершат финансовую и технологическую оценки белорусского пивоваренного ОАО “Криница”. Ожидается, что по результатам оценки будет сделано заключение о возможности участия этих компаний в инвестиционных проектах, которые предполагается реализовать на ОАО “Криница”. В настоящее время условия, на которых потенциальные инвесторы могут предоставить инвестиции белорусском предприятию, не оглашаются. Эксперты отмечают, что для предприятия оптимальным вариантом является дополнительная эмиссия акций и ее продажа инвестору, что позволит привлечь средства для проведения дальнейшей реконструкции завода и довести его мощности до 30 млн. дал пива в год к 2010 году. В 2007 году “Криница” планирует увеличить мощности до 18 млн. дал с 15 млн. дал.

Главным событием рынка минеральной воды стал новый судебный спор вокруг марки “Боржоми”. Как пишет «РБК daily», компания “Солярис-Аква Плюс”, продающая на территории России осетинскую минеральную воду “Багиатти”, распространила сообщение, в котором предупреждает, что на рынке появилась одноименная вода неизвестного производителя. В “Солярисе” считают, что ее производит Завод минеральных вод Ессентуки, и собираются отстаивать свои права на марку в суде. Однако претензии “Соляриса” участникам рынка и адвокатам кажутся странными: оригинальный бренд “Багиатти” сам имитирует “Боржоми”, и, защитив его, компании все равно не избежать претензий от GG&MW.

Марки – клоны “Боржоми”, в числе которых называются “Багиатти” компании “Солярис-Аква Плюс” и “Нагутская-26” компании “Русский Боржомъ”, стали появляться на рынке после запрета на реализацию в России воды “Боржоми”, введенного в мае 2006 года. Тогда производитель “Боржоми” – холдинг GG&MW/IDS – пообещал бороться с имитациями и в данный момент втянут в судебное разбирательство с “Русским Боржомом”.

По оценкам “Бизнес Аналитики”, на долю “Боржоми” по итогам 2005 года приходилось 13,5 процента розничных продаж в Москве, а по итогам первого полугодия 2006 года – 10 процентов. Во втором полугодии 2006 года на марки вод “Нагутская” и “Багиатти” приходилось соответственно 0,24 и 0,16 процента столичного рынка.

Теперь защищать “интеллектуальную собственность” решили производители марок-клонов. Как рассказал «РБК daily» генеральный директор компании “Солярис-Аква Плюс” Алексей Бугременко, претензии его компании адресованы производителю минеральной воды “Нагутская-26”, разместившему на этикетке надпись “Багиатти”, которая была в прошлом году зарегистрирована “Солярисом” в Роспатенте. Однако назвать этого производителя г-н Бугременко затруднился: информация об этом отсутствует на бутылке.

По догадкам г-на Бугременко, производителем воды является компания “Завод минеральных вод Ессентуки”. “До недавнего времени на российском рынке продавалась минеральная вода “Нагутская” двух производителей: “Русского Боржома” и компании “Минводы Пищепродукт”, однако появившаяся на днях вода произведена в станице Суворовской – именно там размещает свои заказы Завод минеральных вод Ессентуки”, – объясняет г-н Бугременко.

Пресс-секретарь GG&MW/IDS Сергей Рыбак отметил, что компания приветствует решение “Соляриса” отстаивать права на марку в суде: “Очевидно, теперь компания поняла, как нелегко видеть, когда твои наработки и идеи используют другие компании, зарабатывая на этом деньги”. “Сложно понять, кто в этом случае нарушает чьи права, учитывая то, что первоначально обе эти компании нарушили права производителя “Боржоми” – компании GG&MW”, – отмечает глава юридической компании “Усков и партнеры” Вадим Усков. По его словам, любые иски этих компаний друг к другу выглядят странно, так как обе компании паразитируют на бренде “Боржоми” и пытаются занять его место на рынке.

В то же время в “Солярисе”, похоже, намерены отказаться от ассоциаций с “Боржоми” и усилить позиции марки на рынке. Сейчас в компании проводят рестайлинг этикетки “Багиатти” и рассчитывают с апреля запустить рекламную акцию в поддержку обновленного бренда.

Директор по маркетингу компании “Висма” (бренд “Архыз”) Наталья Селезнева считает это верным решением: “Строить бренд на ассоциации с другим не имеет смысла: когда “Боржоми” вернется на рынок, потребитель забудет о марках-имитациях”. Директор по продажам и маркетингу московского представительства “Кавминвод” (вода “Новотерская”) Антон Чехов оценивает минимальные инвестиции в запуск нового бренда в национальном масштабе в 3-4 млн. долл.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ