Налоговый передел

0:00
0

У производителей спиртного снова проблемы. Согласно новым правилам, вступившим в силу 31 декабря 2006 года, подавая заявку на получение акцизных марок, производитель предоставляет Федеральной налоговой службе банковское обеспечение или вносит залог в денежном эквиваленте. Ранее производители должны были гарантировать либо предоплачивать 10 процентов от суммы акциза.

О том, что ФНС выдает акцизные марки только при наличии гарантии оплаты полной суммы акциза, “Ведомостям” рассказали сразу несколько производителей алкоголя. По подсчетам гендиректора холдинга “СДС-Агро” Андрея Лапикова, ранее сумма гарантий составляла 3,6 руб. за 0,5 л, с января же она увеличилась до 38 руб. “При запланированном нами на март объеме производства в 100 000 дал сумма гарантий превысила 70 млн. руб. Пришлось повышать оборотные средства за счет других “дочек”, что снизило темпы развития холдинга”, – говорит г-н Лапиков.

Участники рынка уверены, что новые правила негативно отразятся на небольших компаниях. “Получить кредиты, к примеру, на развитие сейчас затруднительно”, – говорит гендиректор “Хлебной слезы” Константин Макарычев. Гендиректор “Южной столицы” Алексей Колесников указывает, что компании нужны дополнительные оборотные средства, а небольшим компаниям найти их гораздо сложнее.

В то же время крупные производители нововведения оценивают позитивно. “Раньше государство выдавало акцизные марки, рискуя работать с некредитоспособными компаниями и не получить деньги. Сейчас этим вопросом занимаются профессиональные структуры – банки”, – позитивно оценивает нововведение Владимир Иванов из “Русского алкоголя”.

Законодатели также проявляют серьезную обеспокоенность ситуацией, которая сложилась на рынке вина. Как сообщают «Ведомости», Минсельхоз и Минэкономразвития предлагают вывести вино из-под действия ЕГАИС. “Это позволит нам полноценно продвигать вино, в том числе и на телевидении”, – отметил гендиректор дистрибуторской компании “ГБ Холдинг вин” Сергей Артеменко. Эксперт, впрочем, сомневается, что вино будет выведено из информационной системы: “Вино – подакцизный товар, он требует оклейки спецмарки, а такая продукция должна пройти ЕГАИС. Чтобы изменить правила, необходимы поправки сразу в несколько законов и приказов ФНС и ФТС”. Пресс-секретарь дистрибуторской компании ILS Андрей Егоров также видит большие возможности для рекламы вина, однако предупреждает, что выход из-под ЕГАИС может привести к “появлению некачественной продукции на рынке”.

В то же время «Российская газета» сообщает, что московские власти решили перенести на год обязательное декларирование в электронном виде всей алкогольной продукции, поступающей в столичную розницу. Как пишет газета, правительство Москвы решило не повторять федеральные ошибки – создавать дефицит качественной продукции в период реформирования этой сферы.

При этом эксперты, опрошенные «Бизнесом», сомневаются в эффективности новой системы контроля, одобренной столичным правительством. “На самом деле никто эти данные анализировать не будет, у чиновников просто физически не хватит сил, чтобы проверять всю информацию, даже в электронном виде. Соответственно, вряд ли это поможет рынку избавиться от нелегального алкоголя»,- заявляет один из участников рынка, пожелавший остаться неизвестным. Директор по связям с общественностью Х5 Retail Group N. V. Геннадий Фролов опасается, что введение этой электронной системы декларирования может спровоцировать кризис, как это было при внедрении ЕГАИС.

“Союз-Виктан” остается одним из главных ньюсмейкеров алкогольного рынка. Как сообщает «РБК daily», украинско-российская компания близка к совершению покупки коньячного производства во Франции. “Нам хочется иметь в портфеле коньячный бренд, а так как все наши бренды мы сами и производим, то покупка производства – естественный шаг”, – заявил в беседе с корреспондентом «РБК daily» председатель совета директоров компании “Союз-Виктан” Андрей Охлопков.

На данный момент компания рассматривает три потенциальных объекта для покупки, однако назвать сроки закрытия возможной сделки г-н Охлопков отказался: это может произойти как в этом так и в будущем году. По данным «РБК daily», все производители, рассматриваемые “Союз-Виктаном”, расположены в провинции Коньяк, а сама сделка может быть закрыта в течение двух месяцев.

Коньячная тема становится все более популярной у производителей крепкого алкоголя, резюмирует обозреватель газеты Анна Рябова. В 2005 году виноградниками в провинции Коньяк обзавелся московский завод “КиН”, в прошлом году холдинг “Межреспубликанский винзавод” приобрел коньячный дом Jenssen. Легендарные французские дома интересуют и непрофильных инвесторов – в начале февраля стало известно, что “Русский винный трестъ”, принадлежащий угольному бизнесмену Вадиму Варшавскому, приобрел старинный французский коньячный дом Croizet Eymard et Cie.

«Коммерсантъ» пишет о выходе на федеральный рынок нижегородской дистрибуторской компании “Гармония”, которая контролирует около шести процентов продаж крепкого алкоголя в России. Как сообщил гендиректор «Гармонии» Сергей Моторкин, к концу года компания планирует выйти в новые десять регионов в Приволжском и Центральном федеральном округах. За счет географической экспансии компания планирует увеличить продажи на 400 тыс. дал крепкого алкоголя, а к концу 2008-го – уже на 2 млн. дал.

Участники рынка называют процесс укрупнения алкогольной дистрибуции закономерным. “Уже через несколько лет на рынке останется порядка 10-15 крупнейших компаний, что повлечет за собой активное укрупнение и дистрибуционного рынка”, – говорит представитель ФГУП “Росспиртпром” Дмитрий Добров. Директор по стратегическому маркетингу “ОСТ-Алко” Владимир Глазунов, напротив, считает, что консолидация оптового звена на алкогольном рынке произойдет быстрее, чем производственного.

СМИ продолжают отслеживать кризисную ситуацию, сложившуюся на рынке алкогольных коктейлей из-за повышения акцизов. «В конце прошлого года производители сформировали сверхплановые складские запасы. Сейчас практически все крупные заводы стоят, а производители распродают коктейли, разлитые в 2006 году, с уплатой старой, пониженной акцизной ставки. Компании посчитали, что это будет дешевле, чем выпускать коктейли сейчас, после вступления в силу поправок к НК», – такую картину рисует «Секрет фирмы».

Практически все участники отрасли сходятся на том, что увеличение ставки акциза приведет к дальнейшему сокращению доли дешевых коктейлей и росту премиального сегмента. Самым дальновидным оказался “Хэппилэнд”, который еще в 2005 году отказался от производства дешевых коктейлей.

Еще один способ увернуться от “акцизного удара” – использовать другую алкогольную составляющую, в частности вино. Акциз на вино составляет 2,2 руб. в пересчете на литр чистого алкоголя, то есть более чем втрое меньше “спиртового”. “В конце января „Очаково” выпустила „Крюшон Очаковский Белый” и “Глинтвейн Очаковский”, – говорит Алексей Фролов, директор по маркетингу компании “Очаково”. – Мы планируем и дальше развивать это направление”. Запуск коктейлей на винной основе значится также в планах “Браво” и “Бородино”.

Однако «Секрет фирмы» считает, что “винный путь” может и не спасти отрасль от упадка: «Подмосковный “Ост-Аква” экспериментировал с винным коктейлем “Винтаж” еще в начале 2000-х годов, однако не смог завоевать заметной доли рынка. Если и сейчас не удастся возбудить интерес потребителей к винным коктейлям, придется готовиться не только к потере маржи, но и к оттоку покупателей. И тут производителям коктейлей в самый раз будет сосредоточиться на других направлениях бизнеса».

Эту стратегию, в частности, выбрала группа компаний “ОСТ”, которая намерена серьезно усилить свои позиции в сегменте безалкогольных напитков. Как пишет «РБК daily», на заводе компании в Черноголовке будет запущена новая линия по розливу напитков в ПЭТ-упаковке. В модернизацию завода по производству слабоалкогольных и безалкогольных напитков ОСТ вложил более 15 млн. долл. C февраля на новой линии разливается новая минеральная вода “Соборная”, а в мае начнется розлив новых безалкогольных брендов, в частности холодного чая с экстрактами трав Herbal Tonic.

Аналитик ИК “Финам” Сергей Фильченков называет решение “ОСТ” укрепиться в безалкогольном сегменте разумным: “Доля дешевого сегмента на алкогольном рынке сокращается, а конкурировать в активно развивающихся сегментах премиум и суперпремиум дорого и рискованно”. По его словам, уже тот факт, что и PepsiCo, и Coca-Cola продвигают свои бренды холодного чая, говорит о том, что эта ниша перспективна. Однако, считает аналитик, конкурировать с этими компаниями нелегко, поэтому “ОСТ”, возможно, было бы выгоднее не выходить в новый сегмент, а активизировать экспансию своих успешных безалкогольных марок “Саяны” и “Байкал” в регионы.

Однако директор департамента маркетинга и рекламы ГК “Бородино” Татьяна Ларина отмечает, что сегмент холодного чая далек от насыщения: “По объему потребления холодного чая Россия занимает седьмое место в Европе, по темпам роста – первое. В 2005 году рост составил 93 процентов”. В “Бизнес Аналитике” емкость рынка оценивают еще выше: в 2006 году общий объем потребления достиг 18-19 млн. дал, что примерно на 55 процентов больше показателей предыдущего года.

На пивоваренном рынке обостряется конкуренция. Как сообщает «Бизнес», компания Heineken рассматривает возможность приобретения мощностей хладокомбината “Окский” в Нижнем Новгороде в ответ на экспансию “Балтики” в Поволжский регион. По данным компании “Бизнес Аналитика”, Heineken сегодня занимает третье место на рынке Поволжья, контролируя долю в 16,2 процента. Компания уступает Sun InBev, занимающему 19,1 процента местного рынка и “Балтике”, чья доля приближается к 35 процентам.

По данным начальника отдела по связям с общественностью ПК “Балтика” Алексея Кедрина, сейчас в Москве и Санкт-Петербурге потребление пива сопоставимо с европейскими показателями. В регионах эти цифры гораздо ниже – максимум 40 литров на душу населения, поэтому развитие пивоваренной отрасли сейчас будет идти за счет регионов, считает Кедрин.

В то же время “Балтика”, реализуя экспансивную стратегию, начала экспорт в Швейцарию. Как пишет «Коммерсантъ», объем первой поставки пива “Балтика N7 экспортное” составил 1 тыс. дал, марка будет представлена на местном рынке в премиальном сегменте стоимостью 1,5-3,7 евро. Экспортом марки займется компания Feldschlosschen Getranke, контролирующая 45 процентов пивного рынка страны.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ