Кризис откладывается

0:00
0

14 февраля Госдума рассмотрит законопроект, вводящий полный запрет на рекламу алкоголя, пива и табака. Автор законопроекта – депутат Госдумы от партии ЛДПР Сергей Иванов. “Депутату не понравилась водка”, – так называется статья Анны Рябовой, опубликованная в “РБК daily”. Как сообщил Сергей Иванов, инициатива принадлежит лидеру фракции ЛДПР Владимиру Жириновскому. Однако его коллега единоросс Владимир Мединский считает инициативу ЛДПР PR-ходом и сомневается, что законопроект пройдет рассмотрение. С этим соглашается и глава пресс-службы компании “Балтика” Алексей Кедрин: “Не исключено, что за подобными инициативами стоит желание стать знаменитым перед выборами”. По словам г-на Кедрина, полного запрета на рекламу пива, алкоголя и табака нет нигде в мире, а ужесточение рекламного регулирования рынка пива в России и так уже привело к конфликтам с международными пивными компаниями.

Генеральный бренд-менеджер компании “Винэксим” Станислав Кауфман подчеркивает, что торговля табаком и водкой легальна, а потому принятие закона о запрете рекламы этой продукции может означать дискриминацию производителей этих товаров. Национальный директор компании “Союз-Виктан Россия” Константин Попов, в свою очередь, полагает, что введение полного запрета опасно для потребителей: “Без рекламы они не смогут судить о репутации производителя, а пить и курить все равно не перестанут”.

Инициативу ЛДПР также вряд ли поддержат в Кремле. Как пишет “Коммерсантъ”, Владимир Путин требует от правительства принятия “экстренных мер для исправления ситуации с обеспечением государственных интересов” на алкогольном рынке. В письме, направленном премьеру Фрадкову, президент распорядился подготовить ряд предложений по урегулированию кризиса на алкогольном рынке: как оптимизировать налоговую ставку акциза на спирт и спиртосодержащую продукцию, ограничить розничную продажу алкоголя, ужесточить ответственность за нелегальное производство и оборот спирта и алкогольной продукции. Кроме того, Путин требует определить госзаказчика ЕГАИС, источники финансирования ее доработки и ввода в эксплуатацию.

“Коммерсантъ” также представляет вниманию читателей отчет Росстата о последствиях алкогольного кризиса 2006 года. По данным Росстата, в 2006 году в России произвели 60,8 млн. дал этилового спирта, что на 29,5 процента меньше показателя 2005 года, водки и ликероводочной продукции – 119 млн. дал, что на 9,6 процента меньше показателя 2005 года.

“Этот год был самым тяжелым для алкогольной отрасли в истории Российской Федерации. Вместе с тем падение производства всего на 9,6 процента – неплохой результат. В январе 2006 года предприятия отрасли выпускали только 4 процента продукции от объема января 2005 года, по сути работая только на экспорт. Избежать большего падения производства удалось за счет ударной работы легальных предприятий в сентябре-ноябре прошлого года”, – отметил пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Исходя из того, как лихорадило рынок весь год, итоговые цифры оказались не такими пугающими, особенно учитывая то, что рынок водки в объемном выражении падает в среднем на 2 процента в год из-за смены потребительских предпочтений, считает директор по маркетингу “Истока” Сергей Плыкин.

Правительство тем временем стало действительно воздерживаться от скоропалительных решений. Как сообщает “РБК daily”, Федеральная налоговая служба решила перенести запуск ЕГАИС в автоматическом режиме с 1 февраля на 1 ноября. Производители полагают, что к 1 ноября предприятия будут оснащены счетчиками. “Как в хорошем триллере, дотянув все до последнего момента, правительство согласилось перенести сроки ввода системы, – отметил PR-директор “Синергии” Андрей Малафеев. – Надеюсь, что за полгода система будет введена в такое русло, которое уже не потребует никаких переносов”.

Пресс-секретарь группы “ОСТ” Татьяна Лукьянова разделяет мнение Андрея Малафеева: “Я уверена, что эти сроки позволят более продуманно отладить работу системы в целом”.

В то же время в комментариях для газеты “Бизнес” г-н Малафеев высказал предположение, что ЕГАИС может не заработать и 1 ноября, однако “это вопрос не к участникам алкогольного рынка, а к разрабатывавшему ЕГАИС ФГУП “Атлас”.

Представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров добавляет, что даже после начала работы системы проблем останется немало: “Автоматическая система вводится для того, чтобы исключить человеческий фактор. Предполагается, что после этого никто не сможет изменять показания счетчиков, а значит, не будет и злоупотреблений. Однако там есть графа “сорт спирта”, и никакой счетчик этого не учтет”.

В то же время российские виноделы и производители коктейлей смогли извлечь выгоду из алкогольного кризиса. “Газета” со ссылкой на СУАР сообщает, что в прошедшем году винный сегмент продемонстрировал рекордный рост производства – 148 процентов от аналогичных показателей 2005 года. “Вырасти отечественному рынку вина помогло не только исчезновение молдавской и грузинской продукции, но и отсутствие реального контроля со стороны государства за качеством продукции, которая попадает на наши прилавки”, – отмечает независимый эксперт алкогольного рынка Александр Сиваков. Отечественные производители получили возможность, не меняя качества, почти на 30 процентов поднять цены на свою продукцию.

Рост производства слабоалкогольных напитков в 2006 году составил 16 процентов, однако представители этой отрасли также смотрят в будущее без оптимизма. Как пишут “Ведомости”, Национальная ассоциация слабого алкоголя направила в Минфин письмо с просьбой снизить акциз с литра безводного спирта на 62 процента. “Средняя стоимость напитка в алюминиевой банке объемом 0,5 л возросла с 31 руб. до 42 руб., что вызвало резкое сокращение продаж слабоалкогольной продукции”, – говорится в письме. По данным НАСА, эта тенденция приведет к сокращению отрасли на 35-40 процентов по итогам 2007 года. По прогнозам ассоциации, бюджеты всех уровней недополучат более 1,5 млрд. руб. налоговых поступлений только в I квартале 2007 года.

По данным “Коммерсанта”, за неполный месяц действия нынешней ставки акциза продажи производителей слабоалкогольной продукции снизились на 20-40 процентов. Аналитик “КИТ Финанс” Максим Саенков вопреки заявлениям СУАРа заявляет, что рынок слабоалкогольных коктейлей в последние два года практически не растет. “В условиях усиления давления на отрасль можно ожидать, что значительная часть производителей этой категории продуктов сочтет для себя более выгодным пересмотреть свой продуктовый портфель, отдав преимущество другим категориям”, – констатирует заместитель руководителя аналитической службы исследовательской компании “Бизнес Аналитика” Снежана Равлюк.

На рынке крепкого алкоголя продолжается укрепление позиций украинских компаний. Как сообщает “РБК daily”, Nemiroff вслед за “Союз-Виктаном” рассматривает возможность покупки ликероводочного завода в России. Участники рынка подтверждают, что слышали о том, что Nemiroff ведет переговоры о покупке завода в России в течение всего прошлого года. “Однако те производители, к которым они обращались, имеют далеко не самые лучшие мощности, – сказал РБК daily президент ТПГ “Кристалл” (Калуга) Сергей Зивенко. – Хорошие же заводы стоят денег, а Nemiroff не готов их платить. За те копейки, которые предлагают они, ничего стоящее не купишь”.

В компании “Союз-Виктан” планы Nemiroff считают логичными. “Судя по всему, они осознали, что стратегия, выбранная другими производителями, в частности нами, выглядит более эффективно и грамотно”, – заявил РБК daily национальный директор “Союз-Виктан Россия” Константин Попов. По его словам, практика показывает, что на российском рынке сейчас лучше покупать готовые предприятия для их последующей модернизации, нежели строить с нуля.

В центре внимания СМИ и налаживание диалога между Москвой и Тбилиси, следствием которого станет реабилитация грузинский вин. Аналитики, однако, не сомневаются, что ситуация на рынке вина развивается исключительно по политическому сценарию. Как пишут “Известия”, первым на российский рынок вернется “Букет Абхазии”. Глава Союза производителей грузинских вин Леван Коберидзе возмущен действиями российских властей. “Нет такого понятия “абхазское вино”, – заявил Леван Коберидзе “Известиям”. – Опять в дело вмешалась политика”. Грузинские виноделы считают, что Россия ведет двойную игру по отношению к непризнанной республике, официально признавая ее частью Грузии, но на деле считая независимой.

Как пишут “Известия”, Геннадий Онищенко быстро обид не прощает, а потому скорого возвращения на прилавки российских магазинов знаменитых грузинских вин ждать не стоит.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ