Любит – не любит

0:00
0

К 1 февраля все спиртовые заводы и ЛВЗ, а также склады временного хранения (СВХ) алкогольной продукции должны быть оборудованы автоматическими счетчиками учета оборота спирта и спиртосодержащей продукции. Однако аналитики и игроки рынка полагают, что очередной этап “егаизации” отрасль может уже не пережить. Тем временем голос разума послышался откуда не ждали. Счетная палата предложила отсрочить внедрение счетчиков на полгода. “Сейчас и спиртзаводы, и ЛВЗ, и СВХ устанавливают это оборудование, однако у нас есть серьезные опасения, что если проект будет реализован в срок это приведет к очередному алкогольному кризису и проблемам с поставками алкоголя”, – заявил “Коммерсанту” аудитор СП Сергей Абрамов.

Участники рынка с этим согласны. Пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров напоминает, что чиновники до сих пор не подготовили всей необходимой документации для перевода отрасли на автоматические счетчики. До 28 июля Минфин и Минсельхоз должны были определить порядок оснащения предприятий счетчиками и перечень передаваемой ими информации. А Федеральная налоговая служба – до 28 августа – определить формат передачи информации.

“Алкогольному рынку грозит повторение ситуации 1 июля – если счетчики не будут передавать данные на сервер ЕГАИС, все заводы страны остановятся, поскольку продукция, информация о которой не занесена в систему ЕГАИС, будет находиться вне легального оборота”, – опасается г-н Добров.

Однако предложение Счетной палаты не поддерживают ни депутаты, ни чиновники. Высокопоставленный источник в Белом доме заявил “Коммерсанту”, что введение автоматизированных счетчиков на предприятиях вряд ли будет отсрочено снова: “В стране чуть более ста спиртзаводов, которым уже была предоставлена отсрочка на полгода. А что касается ЛВЗ, то там оборудование уже давно установлено. Его необходимо лишь переоснастить для подключения к ЕГАИС, и никаких проблем с запуском этого оборудования не должно быть”.

Еще более категорично настроен первый заместитель председателя думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Медведев: “Никаких новых отсрочек не должно быть! Проблема была только со спиртовыми заводами, а ЛВЗ давно уже оборудованы для того, чтобы сдавать всю информацию”. Как утверждает депутат, Счетная палата исходит из интересов отдельных производителей алкогольной продукции. “Я понимаю, откуда дует ветер, он дует с юга, – заявил Медведев, намекая на то, что большая часть нелегального алкоголя производится в Южном федеральном округе. – Но мы не можем вечно давать возможность для бесконтрольности, в том числе для воровства акциза”.

В то же время обозреватель “Газеты” Кира Ремнева утверждает, что идея ЕГАИС себя дискредитировала, и чиновники теперь под разными предлогами пытаются отказаться от злополучной системы. В распоряжении “Газеты” оказались поправки к Закону об обороте этилового спирта. В них предлагается вывести из под действия ЕГАИС предприятия, использующие этиловый спирт в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции. Для таких предприятий должны быть введены квоты на получение этилового спирта – 20 тысяч литров в год.

“Нелюбовь чиновников к ЕГАИС вполне объяснима: ведь ее полноценное действие подразумевает полную прозрачность работы на алкогольном рынке, что фактически исключает возможность коррупции”, – заявил “Газете” один из авторов закона, пожелавший остаться неназванным. С ним согласен Виталий Головко, замдиректора по науке санкт-петербургского отделения ФГУП “НТЦ “Атлас”, разработчика ЕГАИС: “Отчасти именно этим можно объяснить некоторые проволочки, связанные с внедрением в действие системы ЕГАИС”.

Независимый эксперт алкогольного рынка Александр Сиваков полагает, что предоставленных правительством квот может не хватить многим предприятиям, работающим в табачной, кондитерской или парфюмерной отрасли, которым придется решать свои проблемы со спиртзаводами “в индивидуальном порядке”.

Гендиректор ООО “Коллекция вин” Андрей Ткемаладзе считает, что после принятия поправок в крупных городах, “как грибы после дождя, будут расти всевозможные псевдо-НИИ, которые тут же придумают, что бы им такого “протереть” 20 тысячами литров этилового спирта”.

В центре внимания аналитиков по-прежнему остается проект создания “Народной водки”, которая должна спасать население от отравления дешевыми суррогатами. К его осуществлению уже приступил “Росспиртпром”. К счастью, в прессе преобладают вполне трезвые экспертные оценки. “Дешевая водка – полная дурь” – под таким заголовком “Московский комсомолец” представляет интервью с руководителем лаборатории токсикологии Национального научного центра наркологии Минздравсоцразвития Владимиром Нужным.

По мнению нарколога, если водка станет более доступной, то к процессу алкоголизации подключатся вполне здравомыслящие слои населения. В прошлом году впервые за восьмилетний период наметилась отчетливая тенденция к снижению количества смертельных отравлений, потому шумиху в СМИ по поводу вала алкогольных смертей можно рассматривать как информационный повод к переделу рынка. Проект создания “народной водки” г-н Нужный считает полным безумием: “Как нарколог могу сказать точно: нельзя, чтобы водка была доступна всем и каждому. Ни в одной стране мира вам денег на три бутылки пива не хватит, чтобы купить бутылку водки. И нигде в мире вино не стоит дороже крепкого алкоголя. У нас же бутылка вина дороже водки. Надо планомерно увеличивать акциз на водку и давать преференции виноделам”.

На деле же винная отрасль переживает не лучшие времена. “Ведомости”, ссылаясь “Бизнес Аналитику” сообщает, что в этом году оборот российского вина сократится на шесть процентов. К тому же с нового года вино ценой до 90 руб. (на него приходится почти половина российского рынка) может подорожать на треть. Дело в том, что в 2007 году вступает в силу новый ГОСТ, который вводит понятие “столовое вино”, отсутствующее в Налоговом кодексе. Если регулирующие органы не вмешаются, то акциз на вино придется уплачивать по базовым ставкам для других категорий алкоголя, а они в 6-11 раз выше.

К счастью в госструктурах признают наличие проблемы. В пресс-службы ФТС сообщают об интенсивных переговорах с Минсельхозом и участниками рынка. Представитель Федерального агентства по техрегулированию и метрологии (ФАТМ) уверяет, что проблема уже не стоит: “Утверждена поправка в новый ГОСТ, уточняющая, что столовые вина относятся к натуральным. Она будет опубликована в январском номере журнала “Информационный указатель стандартов”. (Тем не менее, разговаривать с “Ведомостями” сотрудник ФАТМ согласился только на условии анонимности.)

Ситуация на рынке вина может улучшиться после возвращения дешевых молдавских вин. Как отмечает “Время новостей”, Молдавия поддержит вступление России в ВТО в обмен на снятие винного эмбарго. Эксперты оценивают эту политическую сделку как крайне выгодную для обеих сторон. Закрытие российского рынка оказалось крайне сильным ударом по и без того слабой молдавской экономике. Поначалу Кишинев бодрился, обещая перевести винные потоки на Румынию, но сделать этого так и не удалось. Запрет на ввоз молдавских вин обернулся для республики 46-процентным снижением производства в виноделии и общим спадом производства на 6,7 процента.

Однако “Газета” предупреждает, что купить бутылочку молдавского вина к новогоднему столу у россиян вряд ли получится. По мнению аналитиков, процесс возвращения опального вина займет минимум два-три месяца. Время понадобится не только на бюрократические процедуры. Очевидно, что за политической стадией разрешения конфликта последует экономическая: кто именно теперь станет импортировать вино.

“Убежден, что последнее слово останется за Роспотребнадзором, – говорит пресс-секретарь СУАР Вадим Дробиз. – Было принято конкретное политическое решение, а претворять его в жизнь, то есть выдавать разрешения и сертификаты соответствия, все равно будет ведомство Онищенко”.

Не исключено, что теперь главного санврача подключат к реализации второй части намеченного еще летом плана – вытеснению с рынка “неугодных” импортеров и созданию некой компании-монополиста. Геннадий Онищенко косвенно подтвердил эту версию, заявив, что практическая реализация решений, достигнутых на минском саммите, не будет безболезненной и потребует значительного времени.

В то же время председатель Союза производителей и экспортеров молдавских вин Георгий Козуб настроен оптимистично. По мнению г-на Козуба, возвращению молдавского вина помогут российские конкуренты, которые за время эмбарго успели поднять розничные цены на на 30-40 процентов, не позаботившись об улучшении качества. “Уверен, что мы с легкостью сможем снова завоевать ваш рынок, – говорит Георгий Козуб. – Раз Путин дал конкретное указание – работа начнется. А то, что заявляет Онищенко, нас больше не волнует. Не удивлюсь, если завтра он скажет, что эпидемия птичьего гриппа началась из-за употребления молдавского вина”.

Объявленная президентом России реабилитация молдавского вина может приоткрыть двери и для опальной грузинской минеральной воды “Боржоми”. СМИ широко растиражировали заявление Геннадия Онищенко, в котором он признается, что скучает по “Боржоми”: “Это медицинский и хороший препарат. Жаль, что цивилизованные владельцы “Боржоми” не смогли довести дело до того, чтобы этот напиток был нормальным и соответствовал всем требованиям качества”.

Однако “Газета” предлагает не делать скоропалительных выводов. “Добрые слова главы Роспотребнадзора обнадеживают, но реабилитация минеральной воды продолжает оставаться под вопросом. Прежде всего потому, что Грузия может ради нее и не пойти на уступки, аналогичные молдавским. Молдавия на днях согласилась на вступление России в ВТО в обмен на разрешение экспорта своего вина. Грузия такое согласие аннулировала и ради “Боржоми” может не изменить свое решение”, – отмечает Кира Ремнева.

На пивоваренном рынке событием недели стало объявление новой маркетинговой стратегии “Очаково”, призванной укрепить позиции компании в сегменте премиум. С этим, в частности, связан перезапуск пива “Столичное”. На продвижение своих брэндов в будущем году, по информации “Бизнеса”, “Очаково” выделяет $20 млн., причем большая часть бюджета пойдет на телерекламу. Участники рынка отмечают, что это очень серьезный бюджет, несмотря на рост цен на телевидении.

“Балтика” продолжает свою стратегию агрессивной экспансии. Недавно компания начала поставки пива “Балтика N 0 Безалкогольное” в США. Оно уже появилось на прилавках магазинов и мини-маркетов Нью-Йорка и других крупных городов, сообщает “Московский комсомолец”. На данный момент продукция “Балтики” в США занимает около 80 процентов от всего российского пивного экспорта. Компания поставляет туда более 20 видов своей продукции, среди которых второй по продажам в России брэнд -“Арсенальное”, а также “Ярпиво”, “Ленинградское”, “Жигулевское” и региональный брэнд “Дон”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ