Перетягивание лозы

0:00
0

Призрак госмонополии ослабил хватку на горле участников алкогольного рынка: президент Путин, сообщает “Коммерсантъ”, дал отрицательную оценку законопроекту о госмонополии на спирт. Руководство Госдумы обещало “прислушаться к мнению президента”.

В заключении, направленном спикеру Грызлову, Владимир Путин указывает, что предложенные поправки устанавливают ограничения и требования в сфере производства спирта, которые “не отвечают рыночным принципам регулирования экономики”. Президент также считает, что ряд положений законопроекта относятся к компетенции Налогового кодекса, поэтому законопроект не может быть рекомендован для принятия во втором чтении.

Участники рынка отмечают, что отрицательное заключение президента появилось очень вовремя. “После проблем с внедрением ЕГАИС все остальные вопросы регулирования рынка отошли на второй план, – заявили “Коммерсанту” в Союзе производителей алкогольного продукции. – Наша основная задача на осенней сессии Госдумы – пролоббировать поправки, как-то исправляющие ситуацию с ЕГАИС. А подискутировать о госмонополии лучше в другое время”.

Вместе с тем, Вадим Дробиз, возглавляющий департамент информации Союза участников алкогольного рынка, признался корреспонденту газеты “Бизнес”, что ему непонятна позиция Путина: “Стоит ли ее трактовать как то, что президенту не понравился принятый в первом чтении законопроект, или что можно вообще обойтись без подобного закона”.

В то же время политологи не сомневаются, что отрицательное заключение администрации президента является указанием на необходимость подготовки нового варианта законопроекта. “Формально Госдума имеет право игнорировать любые заключения президента, но сложившаяся практика показывает обратное. Было много случаев, когда Госдума голосовала за принятие закона, но после отрицательного заключения администрации меняла позицию”, – заявил “Бизнесу” руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин.

В центре внимания аналитиков остается проблема работы Единой государственной автоматизированной системы. “ЕГАИС “удочерили”” – так называется статья обозревателя “Компании” Ольги Колтуновой, в которой говориться, что налаживать и контролировать работу ЕГАИС поручено ФНС. По мнению журналистки, передача функций контроля над оборотом спиртного ФНС выглядит вполне логично, так как именно налоговики выдают лицензии и федеральные специальные марки отечественным производителям.

“Возложить ответственность за ЕГАИС на одну организацию надо было еще год назад, – считает Ирина Тюльпина, директор правового департамента компании “Юнивэй Менеджмент”, которой принадлежит Ставропольский винно-коньячный завод. – Думаю, столь тяжких последствий для рынка можно было бы избежать”.

Однако “Компания” предупреждает, что, быстрых перемен к лучшему ожидать не стоит. “Проблема слишком масштабная, поэтому никто не может прогнозировать, когда ЕГАИС заработает в нормальном режиме”, – говорит Алексей Калинин, эксперт аудиторско-консультационной группы “Развитие бизнес-систем”. Радует только одно – правительство наконец-то нашло ведомство, с которого можно будет спросить за кризис на алкогольном рынке.

В центре внимания остается и проблема поставок в Россию импортного алкоголя. Публикация в газете “Бизнес” посвящена встрече импортеров с главой Федеральной таможенной службы Андреем Бельяниновым, состоявшейся по инициативе поставщиков алкоголя. По оценке СУАР, в Россию сейчас ввозится около 40 млн. бутылок в месяц, в то время как в 2005 году за аналогичный период ввозилось 90 млн. бутылок.

Для решения проблемы импортеры предложили г-ну Бельянинову перевести всю систему ЕГАИС на “ручной” режим. “Проблема в том, что мы отправляем информацию об алкоголе в налоговые органы, а она не фиксируется”, – пожаловался участник встречи, пожелавший остаться неизвестным. Глава ФТС пообещал передать предложения участников рынка министру финансов Алексею Кудрину. Следующая встреча Бельянинова с импортерами состоиться в сентябре.

Трудности на рынке не мешают лидерам алкогольной отрасли реализовывать свои амбициозные проекты. Глава наблюдательного совета компании “Союз-Виктан” Андрей Охлопков в интервью газете “Бизнес” рассказал о причинах покупки второго завода в Подмосковье.

“Помимо производства водки в России “СоюзВиктан” импортирует вина и коньяки из Крыма. Мы посчитали, что логично свозить всю продукцию на один склад и отсюда развозить по стране, – заявил г-н Охлопков. – Кроме того, заводы будут разведены по маркам – в Рузе будет разливаться линейка водок SV, в Лыткарине – Medoff и новые марки. Сейчас мы модернизируем производство, на что планируем потратить $15-20 млн. По графику первые отгрузки с обновленного завода начнутся в марте 2007 года”.

Продолжать скупку активов в России “СоюзВиктан” не намерен. “К весне следующего года суммарная мощность наших российских заводов составит 18-19 млн. дал в год, этого нам вполне достаточно”, – отмечает Андрей Охлопков.

Сейчас “СоюзВиктан” работает над новой российской маркой водки для зарубежных рынков. На осень готовится запуск новой марки в России. В следующем году компания намерена провести IPO (Initial public offering). При этом г-н Охлопков уточняет, что сроки и объемы размещения акций могут быть пересмотрены из-за сложившейся на российском алкогольном рынке нестабильной ситуации.

На рынке вина в центре внимания “Русская лоза” в связи с конфликтом вокруг избрания гендиректора предприятия. Как сообщает ростовский “Коммерсантъ”, 23 мая внеочередное собрание акционеров ЗАО “Русская лоза” приняло решение о досрочном прекращении полномочий Геннадия Опарина и назначении на эту должность близкого компании “Виником” Александра Жиглова. Поводом для отставки Г. Опарина стали серьезные финансовые нарушения, в том числе в ходе продажи принадлежащих обществу земельных участков.

Тем не менее, г-н Опарин отказался выполнить решение собрания акционеров. Он по-прежнему руководит предприятием, а назначенный на должность гендиректора Александр Жиглов не может занять директорское кресло, так как инспекция ФНС отказалась внести данные о смене директора “Русской лозы” в государственный реестр юридических лиц по причине “формальных противоречий в документах”.

Эксперты рынка оценивают события вокруг ЗАО “Русская лоза” как проявление новой тенденции на российском рынке спиртного. Владислав Кочетков, аналитик московской компании “Финам”, утверждает, что в отличие от водочного сегмента винный не был подвержен громким корпоративным конфликтам. “На ликеро-водочных предприятиях вывод активов, силовые захваты и создание альтернативных администраций были обычным явлением, так как он был достаточно прибыльным, – отмечает эксперт. – В настоящее время водочный рынок сокращается, а винный, напротив, находится на подъеме, особенно в связи с введением разного рода ограничений на импорт алкогольной продукции. В этой ситуации предприятия винодельческой отрасли в ближайшее время могут стать местом выяснения отношений различных финансово-промышленных группировок”.

Игроки рынка минеральной воды пытаются занять нишу освободившуюся от изгнанного “Боржоми”. Как отмечают “Ведомости”, в России друг за другом появляются бутылки, внешне сходные со знаменитой грузинской маркой. Например, на улицах Москвы появилась реклама воды “Нагутская-26” из Ставрополья с надписью на этикетке “Русский Боржомъ”. А в магазинах уже несколько месяцев продается осетинская вода “Багиатти”, бутылку и этикетку которой на первой взгляд не отличишь от воды из Грузии.

По информации газеты “Ведомости”, минеральную воду “Нагутская-26” в бутылки с этикетками “Русский Боржомъ” для одноименной московской компании разливает Ессентукский пивзавод. А добывает ее в городе Железноводске (Ставропольский край) компания “Минводы-Ставрополье”.

Как пояснил один из ее сотрудников, эта вода (по химическому составу весьма близкая “Боржоми”) поставляется на десяток российских заводов, которые занимаются ее розливом и реализацией. Он так же отметил, что в последние полгода спрос на “Нагутскую-26” заметно вырос, и это, конечно, связано с запретом на экспорт “Боржоми” в Россию.

Холдинг GG&MW/IDS, производитель грузинского “Боржоми”, намерен бороться с брендами-двойниками. Как рассказал Сергей Рыбак, пресс-секретарь холдинга, российский дистрибутор GG&MW/IDS месяц назад направил письмо производителю “Багиатти” с требованием прекратить нарушать права холдинга на товарный знак. Сейчас в GG&MW изучают состав и дизайн “Нагутской-26”.

Марианна Глотова, директор по маркетингу холдинга GG&MW/IDS, называет появление “Русского Боржома” “беспрецедентным обманом потребителя”, потому что “Боржоми” может называться только вода, добытая в одноименной грузинской долине. Она предполагает, что количество псевдо-“Боржома” на российском рынке будет расти: например, производители подделок “Боржоми”, которые сейчас не могут напрямую копировать оригинал, будут изобретать новые марки с использование слова “Боржоми”. Но есть в этом и позитив: попробовав поддельную минералку, российские потребители будут настойчивее требовать от правительства возвращения настоящей “Боржоми”, надеется маркетолог.

Такого же мнения придерживает координатор комитета по защите интеллектуальной собственности содружества “Русбрэнд” Алексей Поповичев. Он отмечает, что появление брендов-двойников не отразится на имидже марки “Боржоми”, потому что потребители все-таки распознают, что купили аналог. Вместе с тем, эксперт полагает, что распространение бутылок-двойников может негативно повлиять на бизнес GG&MW/IDS, так как часть потребителей по ошибке приобретут похожую воду.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ