Долгожданный прецедент

0:00
0

Распродажа элитного алкоголя отменяется. Правительство учло пожелания игроков рынка и перенесло на полгода введение единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота спирта и алкогольной продукции (ЕГАИС).

“Кто не успел, тот опоздал” – под таким заголовком вышла статья в “Новых известиях”. Любителям качественного и дорогого спиртного, не успевшим закупить его по более низким ценам, возможно, придется посочувствовать. Как сообщил пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров, сейчас во властных коридорах обсуждается проект постановления правительства, в котором есть некий “пятый пункт”. В нем прописано, что некоторые требования к рынку вступят в силу с 1 февраля 2007 года. В частности, при отсутствии необходимого для ЕГАИС счетчика будет разрешено вручную вбивать сведения об алкогольной продукции в компьютер, который будет передавать их уже на сервер системы. “Если этот момент будет учтен, то все будет нормально”, – говорит специалист.

В то же время эксперты, опрошенные газетой “Бизнес”, реагируют на отсрочку введения ЕГАИС со скепсисом. Директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз сомневается, что это постановление будет принято до 1 июля. “В любом случае на сегодняшний день к ЕГАИС подключилось всего 10 процентов операторов рынка, так что основная масса все равно не сможет начать работу по системе”, – говорит Дробиз. Руководитель отдела по связям с общественностью компании “Синергия” Андрей Малафеев вообще сомневается, что систему удастся ввести и с 2007 года. А гендиректор дистрибуторской компании “Кристалл-Лефортово” Виктор Алексеев отмечает, что перенос ввода ЕГАИС в основном сыграет на руку небольшим компаниям: “Крупные игроки быстрее решали вопрос, а небольшие компании вообще не имели возможности установить систему”.

Тем не менее, в Ассоциации европейского бизнеса полагают, что после 1 июля повышение цен неминуемо как на отечественный, так и на импортный алкоголь. Как отмечают “Новые известия”, вся перемаркированная продукция подорожает на 20-30 процентов.

В центре внимания СМИ война участников алкогольного рынка с Роспотребнадзором. “Алкогольное сопротивление”, – так называется статья обозревателя “Газеты” Матвея Масальцева. Союз участников алкогольного рынка (СУАР) распространил специальную инструкцию для компаний, занимающихся оборотом алкогольной продукции. В ней рассказывается о том, что делать, если в компанию пришли представители Роспотребнадзора с санитарно-эпидемиологической проверкой грузинских и молдавских вин. “Главная проблема – в нарушении порядка выдачи протокола лабораторного испытания алкоголя, – считает юрист СУАР Александр Баранкин. – До компании часто не доводят информацию, на основании каких именно документов бракуется товар”.

Предприниматели, однако, сомневаются, что смогут воспользоваться рекомендациями СУАР. “Роспотребнадзор с самого начала отказывался выдавать копии протоколов лабораторных исследований, и даже иск в суд с требованием сделать это не имеет шансов”, – считает глава департамента региональных продаж компании “Винаръ” Василий Мудров.

“Газете” также стало известно, что чиновники требуют уничтожения “опальной” продукции без всякой проверки. “От московского управления Роспотребнадзора поступило письмо с требованием уничтожить молдавское и грузинское вино на “добровольной” основе” – говорит юрист СУАР Баранкин. – “Роспотребнадзор требует предъявить план утилизации хранящегося на складах алкоголя и грозит отобрать лицензии у несогласных. Это же настоящий шантаж”!

В то же время прецедент уже создан. Как пишет “Коммерсантъ”, Останкинский районный суд отказал теруправлению Роспотребнадзора по Москве в конфискации и уничтожении партии грузинского вина, принадлежащего компании “Витоверитас”. Подчеркивается, что это первый случай, когда импортер запрещенной в России продукции выиграл в суде у Роспотребнадзора. Проигрыш дела вызвал у Геннадия Онищенко неожиданно резкую реакцию. “Судья Михалина в нарушение всех процессуальных норм в результате скоропалительного, тенденциозного и небескорыстного рассмотрения прекратила производство дела о крупных партиях винных суррогатов, – цитирует главу Роспотребнадзора агентство “Интерфакс”. – Об этом в установленном порядке будет доведено до сведения Верховного суда РФ с целью принятия решения о должностном соответствии подотчетных Верховному суду органов и лиц, а также с целью опротестования через прокуратуру действий гражданки Михалиной, содержащих признаки уголовной ответственности”. Компанию “Витоверитас” господин Онищенко пообещал не допустить в дальнейшем к предпринимательской деятельности.

По мнению участников рынка, негодование Геннадия Онищенко вполне объяснимо: до сих пор по аналогичным искам Роспотребнадзор неизменно выигрывал. И пока большинство компаний предпочитали не сопротивляться решениям о конфискации продукции. После победы компании “Витоверитас” можно ожидать массовых обращений в суд на действия Роспотребнадзора.

Большой резонанс в СМИ вызвало отстранение от должности гендиректора “Росспиртпрома” Петра Мясоедова. Комментируя отставку господина Мясоедова, эксперты, опрошенные газетой “Коммерсантъ”, обращают внимание на неэффективное управление собственностью “Росспиртпрома” при бывшем гендиректоре. Сегодня общая задолженность “Росспиртпрома” превышает 1 млрд. руб. и продолжает расти. Так, владея блокпакетом акций завода СПИ-РВВК, ФГУП уже несколько лет не может принять участие даже в собраниях акционеров предприятия. А недавно “Росспиртпром” проиграл в суде борьбу за контрольный пакет акций “Пермалко”. При этом одним из претендентов на покупку завода уже стал объявленный в федеральный розыск предприниматель Юрий Шефлер.

Директор департамента информации СУАР Вадим Дробиз в комментариях для “Компании” отметил, что правительство проводит кадровые перестановки в “Росспиртпроме” в связи с его приватизацией. “Если государство решилось на продажу, на посту руководителя ФГУП ему больше не нужен чиновник, такой как Мясоедов, который, кстати, честный человек. Скорее всего, предпродажной подготовкой займется коммерсант, каким-то образом, аффилированный с определенной группой людей в правительстве”, – полагает Дробиз.

В то же время анонимный источник в правительстве сообщил, что причиной отставки Петра Мясоедова стало банальное воровство. “Эта отставка – попытка навести порядок в системе ФГУПов. Они не должны путать государственное сено со своим карманом”, – заявил чиновник. В SPI считают, что следующей станет отставка главы “Союзплодоимпорт” Владимира Логинова, с которым конфликтует компания Юрия Шефлера. Обозреватель “Компании” Ольга Колтунова к этой версии относится скептично: “Не исключено, что в SPI пока просто выдают желаемое за действительное”.

“Секрет фирмы” полагает, что кадровые перестановки в Росспиртпроме обусловлены намерением правительства повысить эффективность предприятия. Новый глава Росспиртпрома Игорь Чуян до перехода на госслужбу в 2002 году был владельцем торгового дома “Шампанские вина” – одного из крупнейших дистрибуторов алкоголя Северо-Западного региона. В “Росспиртпроме” Чуян неформально был самым влиятельным менеджером, представлял интересы холдинга в совете директоров московского завода “Кристалл”. “Появление во главе госхолдинга чиновника с коммерческой жилкой может говорить о том, что правительство не теряет надежды выбить из “Росспиртпрома” долги, пока он еще государственный. Но вряд ли Чуяну удастся быстро поднять рентабельность компаний, производящих дешевую водку. А значит, частные акционеры у “Росспиртпрома” появятся еще не скоро”, резюмирует обозреватель “Секрета фирмы” Владислав Коваленко.

Игроки рынка минеральной воды пытаются извлечь конкурентное преимущество из изгнания “Боржоми”. Как стало известно “Коммерсанту”, компания “Солярис-Аква+” обратилась в Роспатент с заявкой на регистрацию этикетки и названия осетинской воды “Багиатти”. При этом этикетка практически копирует этикетку минеральной воды “Боржоми”. Глава компании “Солярис-Аква+” Алексей Богременко подчеркивает что это не случайно: “Пока у потребителя есть хорошее отношение к “Боржоми”, мы надеемся продвинуться в российской рознице”. Уже через несколько месяцев “Солярис-Аква+” рассчитывает продавать более 1 млн. бутылок “Багиатти” в месяц. Бутылка “Багиатти” будет стоить около 20 рублей. Для сравнения: бутылка “Боржоми” до запрета стоила около 30 рублей.

Однако эксперты считают, что не известной воде даже с известной этикеткой не удастся перетянуть на себя хотя бы часть продаж “Боржоми”. “Доля “Боржоми” очень быстро перераспределилась между другими марками, – говорит директор по продажам ОАО “Нарзан” Сергей Егоркин. – На ввод нового продукта в сети необходимы большие бюджеты, из-за схожести с “Боржоми” им сети скидок делать не будут”.

Маркетологи полагают, что даже если вода “Багиатти” с этикеткой, аналогичной этикетке “Боржоми”, появится на полках магазинов, ей не удастся завоевать потребителя. “Они могут рассчитывать на разовые покупки этой воды поклонниками “Боржоми”, поскольку, как правило, покупатель больше обращает внимание на внешний облик бутылки, чем на название, – говорит директор по стратегическому планированию Depot WPF Максим Писарев. – Но, разобравшись, покупатель почувствует себя обманутым и в следующий раз не купит ни “Багиатти”, ни “Боржоми”.

В компании “Боржоми” не намерены мириться с такой ситуацией. “Этикетка воды “Боржоми”, разработанная в 20-30-е годы ХХ века, зарегистрирована Роспатентом, – заявил вчера директор по связям с общественностью компании “Боржоми” Сергей Рыбак. – Несмотря на наше временное отсутствие на российском рынке, мы не собираемся закрывать глаза на нарушение наших прав в России”.

Юристы высоко оценивают шансы “Боржоми” защитить свою репутацию и полагают, что грузинская компания может использовать ситуацию с выгодой для себя. “Они могут сразу возбудить уголовное и административные дела по факту нарушения товарного знака, а также обратиться в арбитраж с требованием компенсировать нанесенный вред, и все права будут на их стороне, – полагает глава юридической компании “Усков и партнеры” Вадим Усков. – Кроме того, для “Боржоми” эти разбирательства могут стать хорошим пиаром: можно будет показать потребителям и властям заинтересованность компании в отсутствии подделок ее воды на рынке”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ