Иногда они возвращаются

0:00
0

По предложению Министерства финансов с будущего года основной налог на водку увеличится более чем на 8 процентов. “Известия” подчеркивают, что повышение цен не приведет к подорожанию нелегальной водки, так как никаких налогов теневики не платят. Это приведет к тому, что легальные предприятия опять окажутся за бортом рынка, а кривая количества отравлений от употребления некачественной алкогольной продукции возрастет, резюмируют “Известия”. Обозреватель газеты Алексей Петраков отмечает, что проблему борьбы с контрафактом могло бы решить снижение акцизов, чтобы легальный продукт стоил столько же, сколько и нелегальный: “И тогда простому человеку “косорыловка” вообще будет не нужна. Зачем рисковать, когда можно купить честно произведенную водку, с которой уплачены все налоги и качество которой гарантировано?”

В свою очередь, “Ведомости”, ссылаются на результаты исследования маркетингового агентства “Бизнес Аналитика”. Подчеркивается, что в 2005 году объем алкогольного рынка в России составил $19,7 млрд. (без учета слабоалкогольных коктейлей и пива), в том числе водочного – более $14 млрд. При этом оборот нелегальной водки составляет порядка $4,5-5 млрд. “Видимо, для теневиков государство припасло еще какое-то оружие. Например, генпрокурора”, – полагают “Ведомости”.

Выгоду теневики получили и от винного кризиса. В статье “Похмелье алкогольной войны”, опубликованной в “Газете”, подчеркивается, что сегодня “поле битвы досталось самогону и контрафакту”. По оценкам аналитиков, доля контрафакта увеличилась с прежних 40 до, как минимум 60 процентов. Вместе с тем, как стало известно “Газете”, власти, и сами осознали, что рынок отреагировал не так, как они ожидали. По информации сразу из нескольких источников, на разных уровнях идут интенсивные совещания по алкогольной проблеме. “На прошлой неделе из правительства “вежливо попросили” больше не критиковать ситуацию для скорейшего урегулирования кризиса”, – рассказал “Газете” один из участников рынка.

По-прежнему в центре внимания СМИ украинская “Хортица”. “Запорожские водочники утверждают, что их продукция побеждает на рынке благодаря высокому качеству, а также грамотно проводимой маркетинговой политике. На деле все совершенно не так”, – отмечает “Труд”. Газета ссылается на данные “Союзэкспертизы” при Торгово-промышленной палате, которая признала продукцию “Хортицы” некачественной. “Пить, конечно, можно без страха, что в последний раз. Не “фекальные массы”, конечно, но так себе водка. Могла быть и лучше”, – заключает корреспондент “Труда” Сергей Донской. Автор статьи уверяет, что обиды и упреки производителей из ближнего зарубежья в адрес российских санитарных врачей на самом деле не совсем обоснованны и корректны.

Большой резонанс в СМИ вызвало сообщение о покупке группой SPI 41 процента акций водочного завода “Пермалко”. “Юрий Шефлер вернулся за водкой”, – так озаглавлена статья в газете “Комменсантъ”. Как стало известно, в дальнейшем SPI рассчитывает выкупить еще 51 процент акций предприятия, находящихся в собственности обладминистрации. “Конечно, когда мы покупали пакет “Пермалко”, мы рассчитывали на проведение аукциона, – заявил г-н Скурихин. – Надеюсь, что в результате мы получим полный контроль над компанией”. В SPI поясняют, что намерены развивать на “Пермалко” и других своих российских заводах прежде всего местные бренды. При этом г-н Скурихин не исключил, что SPI продолжит скупать активы в России.

“Комменсантъ” напоминает, что покупка акций “Пермалко” – первая сделка SPI на российском водочном рынке за последние пять лет. Свое последнее приобретение – завод “Талвис” – г-н Шефлер сделал в 2001 году. Незадолго до того, как у SPI были отобраны 43 товарных водочных знака (самые известные их которых Stolichnaya и Moskovskaya). В 2002 году Генпрокуратура возбудила против Юрия Шефлера уголовное дело, бизнесмен был объявлен в федеральный розыск и уехал за границу. Чуть позже SPI вынуждена была перенести производство водки из Калининграда в Ригу.

Купив же “Пермалко”, SPI рискует вновь оказаться втянутой в череду судебных разбирательств. Дело в том, что ФГУП “Росспиртпром” уже несколько лет воюет с областной администрацией за 51 процент “Пермалко”. “Контрольный пакет завода должен быть передан в оперативное управление ФГУП в соответствии с постановлением правительства, – заявил представитель “Росспиртпрома” Дмитрий Добров. – Если его купит SPI, мы будем судиться с ними, так же как сейчас судимся с обладминистрацией”.

Поэтому решение SPI об инвестировании в российский водочный рынок вызвало недоумение его участников. Большинство из них не смогли объяснить причины нового приобретения группы. “Возможно, таким образом SPI просто напоминает о себе на российском рынке, – заявил один из участников рынка. – Тем более что они могут себе это позволить”.

Скептично оценивает сделку и директор по маркетингу компании “Русский алкоголь” Вадим Касьянов: “Зачем покупать “Пермалко”, когда мощности уже принадлежащих SPI российских заводов и так не загружены полностью? Федеральный рынок эта сделка для группы не откроет. Продукция “Пермалко” интересна только для Перми. Общие затраты на покупку завода могут достигнуть $15 млн. За такие деньги лучше купить какой-нибудь популярный брэнд”.

Председатель совета директоров SPI Андрей Скурихин с такими заявлениями не согласен. “Пермалко” – очень привлекательный актив с сильными локальными брэндами. Необязательно делать ставку только на брэнды федеральные. Люди покупали и будут покупать водку местного производства”, – это заявление было процитировано в журнале “Секрет фирмы”. К судебным тяжбам г-н Скурихин относится спокойно: “В России любые активы – спорные. Мы уже оказывались в сложных ситуациях и умеем из них выходить. Поэтому ничего угрожающего в этой сделке не видим”.

Но некоторые эксперты считают, что SPI сможет избежать тяжбы с “Росспиртпромом”. В частности, такого мнения придерживается директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. Комментируя ситуацию для газеты “Ведомости”, г-н Дробиз сказал следующее: “Приватизация этой государственной компании не за горами, и она в скором времени может вообще прекратить существование”.

Помимо активов “Пермалко” группа SPI приобрела блокирующий пакет акций итальянского винного дома Tenute di Toscana. Эксперты, привлеченные газетой “Коммерсантъ”, положительно оценили новую область инвестиций Юрия Шефлера: несмотря на то, что группа не получила оперативный контроль над компанией, а сам винный дом по европейским меркам не очень большой, SPI существенно расширила свой портфель брэндов. “До сих пор SPI торговала только водкой. Эту сделку надо рассматривать, как попытку расширить линейку брэндов, – считает глава ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко, – таким образом, Юрий Шефлер не только формирует полноценный портфель, но и повышает капитализацию своего бизнеса”.

“Профиль” считает, что сотрудничество с итальянским маркизом Витторио Фрескобальди позволяет Юрию Шефлеру подправить свою репутацию, подмоченную объявлением его в федеральный розыск в РФ. Однако г-на Фрескобальди проблемы партнера с российскими правоохранительными органами не смушают: “Политическая ситуация в России все время движется. Мы верим партнерам и надеемся, что у них все получится. Россия – великий рынок, и если мы будем строить с SPI отношения, то будем чувствовать себя там как дома”.

Грузинские виноделы таких амбициозных задач не ставят. Задача правительства Саакашвили – восстановление “подмоченной репутации” грузинского вина. Как стало известно “Коммерсанту”, смягчить удар по терпящим убытки местным производителям грузинские власти пытаются с помощью введения налоговых льгот. По мнению министра финансов Грузии Алекси Алексишвили, эффективным будет разработанный после консультаций с виноделами план по реструктуризации налоговых обязательств. Предлагаемая правительством схема выглядит следующим образом: если сумма налоговых обязательств винодельческой компании составит менее 250 тыс. лари ($137 тыс.), они будут реструктурированы на три месяца.

Еще более решительной выглядит инициатива грузинского правительства об отмене налога на прибыль в 2006 году. Право не платить налог винодельческая компания может получить, доказав уменьшение своей ожидаемой прибыли минимум на 50 процентов по сравнению с предыдущим годом. Соответствующий законопроект об изменениях в Налоговом кодексе Грузии уже передан в парламент. Грузинские виноделы, впрочем, на этих мерах предлагают не останавливаться, они просят власти о льготах еще и на ввозимые в Грузию бутылки и этикетки.

Налоговыми льготами грузинские власти не ограничиваются, проводя одновременно с экономической еще и пиар-кампанию в поддержку своих виноделов. Ее основная цель – отклонить претензии к качеству грузинского вина, отмежевавшись от многочисленных подделок. С псевдогрузинским вином Грузия намерена бороться самым решительным образом. Попыткой это доказать стало демонстративное опечатывание семи винных заводов в регионе Имерети.

“Пока министерство сельского хозяйства и большая часть наших виноделов спят, предприимчивые виноделы осваивают наши рынки, а настоящая “Хванчкара” портится”, – посетовал Михаил Саакашвили. Кроме того, президент лоббировал интересы грузинских виноделов во время апрельского визита в Китай, а на недавнем саммите стран Балтийского и Черноморского регионов даже устроил винную дегустацию.

Таким образом, Грузия косвенно признала правоту российских санврачей, объявив о возбуждении уголовных дел по фактам фальсификации грузинского вина в Европе, констатирует “Газета”. “Уход Грузии из области политической риторики может позитивно сказаться на решении вопроса о снятии запрета на импорт грузинских вин в Россию”, – полагает автор статьи Кира Ремнева. Как стало известно “Газете”, вопрос о снятии санкций рассматривается, но произойдет это не раньше чем через 2-3 месяца. По мнению аналитиков рынка, за это время ниша недорогих вин будет занята другими производителями. “Сейчас прилавки заполняются продукцией из Чили, Аргентины и Болгарии, – говорит аналитик ИК “Финам” Владислав Кочетков. – Безусловно, молдаване и грузины отобьют определенную долю рынка. Но больше 10-15 процентов им занять уже не удастся”.

На рынке шампанского главным событием стала покупка завода “Корнет” Московским комбинатом шампанских вин (МКШВ). “Компания” со ссылкой агентство “Бизнес Аналитика”, отмечает, в прошлом году доля “Корнета” на рынке шампанских вин в стоимостном выражении упала с 13,3 до 10 процентов. Начальник российско-ирландского совместного предприятия РИСП считает, что новый собственник столкнется с проблемой реализации продукции на высококонкурентном рынке игристых вин. Между тем другие игроки признают, что российский рынок шампанского не насыщен. Запрет на импорт молдавских вин сыграл на руку производителям игристых вин. Рынок шампанского в ближайшее время будет расти все более высокими темпами”. Справедливость этого прогноза подтверждают и большинство опрошенных “Компанией” экспертов. По их мнению, можно ожидать ежегодный прирост в среднем на 20 процентов.

Тем временем российские производители минеральной воды воодушевлены решением Роспотребнадзора запретить ввоз в страну грузинского “Боржоми”. “Бизнес” полагает, что место грузинской минералки займут “Нарзан” и “Ессентуки”. Однако компания Georgian Glass & Mineral Water (GG&MW), владеющая правами на “Боржоми”, не сомневается, что компания быстро восстановит позиции. “В начале 1990-х “Боржоми” не было на рынке, однако мы смогли вернуть долю рынка, уверен, что сделаем это и второй раз, после того как запрет будет снят”, – оптимистичен менеджер по корпоративным коммуникациям GG&MW Сергей Рыбак.

В комментариях для газеты “Ведомости” Сергей Рыбак сообщил, что в прошлом году компания продала в России “Боржоми” на сумму около $50 млн. Ежегодно на продвижение бренда в стране около расходовалось $5 млн., еще $2 млн. GG&MW вложила в борьбу с подделками. Теперь потерю “Боржоми” в России GG&MW планирует возместить, продвигая здесь свои украинские минеральные воды “Моршинская” и “Миргородская”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ