Нижегородский завод шампанских вин призывает к ответственности Минфин и ФНС

0:00
0

“Водка подорожает” – статью под таким лаконичным названием опубликовала “Газета”. Эксперты, привлеченные изданием, не сомневаются, что кризис отразится на стоимости продукции, чем, конечно, воспользуются “нелегалы”. Подчеркивается, что водка подорожает даже в том случае, если производители не будут “отбивать” убытки взвинчиванием цен. “Подорожание неизбежно, ведь на 8 процентов возрастает сама стоимость акциза, плюс стоимость самой марки, плюс расходы на нанесение штрих-кода”, – говорит директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в РФ Александр Романов.

Как известно, игроки рынка намерены судиться с чиновниками, по вине которых понесли значительные убытки. Однако “Газета” сомневается в том, что бизнес сумеет побороть “махровый бюрократизм” через суд. “Если производителям удастся аргументировано доказать упущенную выгоду и суд при этом примет положительное решение, то это может стать настоящей вехой в отечественном судопроизводстве, – надеется депутат Госдумы Валерий Драганов. – Сейчас у судей есть реальная возможность показать, считают ли они бизнес и государство равными перед законом”. Сами производители пока больше озабочены тем, чтобы “выпущенных на свободу” 31 января акцизных марок хватило на всех.

В статье “Битва за алкоголь”, опубликованной уже 3 февраля, сообщается, что представители ряда компаний марок так и не получили. “Информация налоговых органов о том, что новые марки выдают уже два дня, не соответствует действительности – пока наш завод вынужден простаивать”, – заявил пресс-секретарь калининградского ОАО “СПИ-РВВК” Александр Панюков. Однако налоговики такие упреки считает несправедливыми. “Для того чтобы производитель имел возможность получить марки, им необходимо представить в налоговые органы полный пакет документов. По нашей информации, ни СПИ-РВВК, ни остальные предприятия Калининграда документов на получение марок не подавали”, – возразила официальный представитель ФНС Елена Толгская.

“Газета” выяснила, что производитель для получения акцизных марок обязан представить в налоговые органы платежное поручение о стопроцентной предоплате. Такое требование могут выполнить далеко не все компании. “Это огромные деньги, никто не будет резервировать их под марки, которые неизвестно когда начнут выдавать”, – заявил замгендиректора ОАО “Нижегородский завод шампанских вин” Владимир Егоров.

Однако виноделам остается только завидовать производителям крепкого алкоголя – марки для их предприятий еще даже не начинали печатать. Тем не менее, отстаивать интересы в суде готовы далеко не все игроки рынка. “Сегодня подашь суд, а завтра твою водку признают некачественной”, – раскрыл “Газете” секрет такой терпимости один из производителей.

В то же время глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин настроен решительно. В комментариях для “Московских новостей” он прямо назвал виновных в кризисе – это Минфин и Налоговая служба, “которые завязли в бесчисленных согласованиях и инструкциях”. Г-н Шапкин считает, что в “бредовой” ситуации, когда марки напечатаны, лежат на складах, но не выдаются, нужен простой разнос, “чтобы пришел самый главный чиновник, всех лишил премии – вот тогда марки начнут выдаваться”.

Не отказывается от защиты своих интересов и Нижегородский завод шампанских вин (НЗШВ), который подал в Арбитражный суд Москвы иск против правительства России. Финансовый директор НЗШВ Нина Демина заявила газете “Бизнес”, что в январе прошлого года предприятие произвело 640 тыс. бутылок игристого вина более чем на $1 млн.

Гендиректор завода “Корнет” Сергей Никитин обращает внимание, что производство шампанского специфично: из-за того, что в производстве используются дрожжи, на перезапуск производственного цикла уходит до трех недель. Таким образом, если НЗШВ получит акцизные марки в начале февраля, как обещает правительство, отгрузки компания сможет возобновить лишь в конце месяца.

Президент Союза участников алкогольного рынка Осман Парагульгов сомневается, что НЗШВ удастся добиться победы в суде: “Компании надо доказать вину правительства, а это сделать практически невозможно”.

“Ведомости” попросили прокомментировать ситуацию с иском НЗШВ управляющего партнера юридической фирмы “Вегас-Лекс” Альберта Еганяна. Эксперт признал, что “внешне позиция правительства выглядит проигрышной”, однако “еще не было случаев, когда арбитражный суд вынес бы решение против правительства”.

В то же время адвокат московской коллегии адвокатов “Князев и партнеры” Алексей Паршиков считает, что НЗШВ действует правильно: “Сначала подается иск с нематериальными требованиями, за который будет заплачена небольшая госпошлина. И в зависимости от результатов его рассмотрения может быть подан другой иск, о возмещении материального ущерба, пошлина по которому устанавливается исходя из суммы иска”.

Обозреватель газеты “Бизнес” Василий Дмитриев, в свою очередь, отмечает, что дефицит марок не единственная проблема, которая ждет отрасль после вступления в силу “алкогольных” поправок. Представитель ФГУП “Росспиртпром” Дмитрий Добров признался, что закон вряд ли сможет решить проблему регионального сепаратизма, так как дает возможность региональным властям проверять качество алкогольной продукции. “Официально это добровольная система, но регионы рассылают письма в розницу, в которых не рекомендуют брать продукцию, не проверенную в лаборатории. В регионах это равноценно приказу”, – отмечает Добров.

Кроме того, участники рынка опасаются, что не все смогут реализовать стоки со старыми марками до 30 июня. “Компании не знают, что делать с дорогой продукцией, розница ее не берет. Оборачиваемость, например, коньяка Otard доходит до года, поэтому уже через пять месяцев эта продукция может превратиться в контрафакт”, – полагает крупный производитель водки. “Мы старались объективно оценить объем продукции, которую торговля сможет реализовать до 30 июня, и надеемся, что наши прогнозы окажутся верны, но неопределенность остается”, – не скрывает тревоги в беседе с корреспондентом “Бизнеса” сотрудник крупной западной компании, производящей элитный алкоголь.

В центре внимания деловых СМИ и кадровые изменения в группе компаний “Русский стандарт”, подконтрольной Рустаму Тарико. Как сообщает “Коммерсантъ”, кресло гендиректора занял экс-директор консалтинговой компании “McKinsey & Co” Эберхард фон Ленайзен. Основная задача господина Ленайзена – активнее продвигать бизнес компании на западные рынки, обеспечив группе удачный выход на IPO.

В обязанности нового директора также входят функции управления кадровой политикой, что удивило экспертов. “Вообще-то Рустаму Тарико свойствен авторитарный стиль руководства. Зачастую он лично решал вопросы стоимостью $100”, – говорит один из бывших менеджеров “Русского стандарта”. Впрочем, известно, что все наиболее значимые стратегические решения г-н Тарико всегда принимал после консультации с McKinsey и лично с Эберхардом Ленайзеном.

Другого мнения придерживается аналитик ФК “Уралсиб” Марат Ибрагимов, который предположил, что Рустам Тарико наконец-то решил ослабить личный контроль над бизнесом. “Оба бизнеса компании достигли такого уровня развития, когда вмешательство первого лица в ежедневную операционную деятельность уже не требуется, – заявил эксперт. – Копания вышла на траекторию роста, и от управляющего директора требуется только поддержание заданных темпов”.

Другой новостью стало решение ритейлера “Седьмой континент” начать разливать водку под собственной торговой маркой “Наш продукт”. Как стало известно “Бизнесу”, партнером торгового холдинга стала компания “Ост-Алко”. “Предполагается, что эта продукция будет позиционироваться в экономичном ценовом сегменте”, – сообщила гендиректор группы предприятий “Ост” Елена Сорокина. По ее словам, это имиджевый проект – маржа производителя с литра водки составляет всего 6-10 руб. Сорокина также отметила, что данное соглашение имеет стратегическое значение: контракт укрепляет отношения холдинга с “Седьмым континентом”, который реализует продукцию “Ост-Алко”.

Однако президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко предположил, что “Седьмому континенту” будет непросто работать с private label, так как водка, которая позиционируется в массовом сегменте, не соответствует имиджу премиальной сети. Скептично настроен и владелец производства водки “Пять озер” Андрей Стрелец: “Для сети производство собственной марки водки рентабельно в том случае, когда ее розничная цена не превышает 80 руб., если продукт позиционируется в более дорогом сегменте, то необходимы затраты на рекламу, что снижает рентабельность проекта”.

С коллегами не согласен гендиректор дистрибуторской компании “Кристалл-Лефортово” Виктор Алексеев. По его мнению, у “Седьмого континента” есть сильный ресурс – реклама на местах продаж: “Если он будет задействован, то они смогут потеснить продажи даже некоторых федеральных марок. Впрочем, продажи private label вряд ли позволят “Седьмому континенту” серьезно заработать”.

На рынке прохладительных напитков и соков задает тон концерн “Лебедянский”, который продолжает следовать стратегии агрессивного маркетинга. Как пишет “Коммерсантъ”, крупнейший российский производитель соков заключил дистрибуторский договор с ЗАО “Висма” на реализацию воды “Архыз”.

Директор по маркетингу “Висмы” Наталья Селезнева пояснила, что для начала холдинг займется продвижением воды в Уральском регионе, если же опыт окажется успешным, “Висма” воспользуется дистрибуторской сетью “Лебедянского” и в других регионах.

По мнению экспертов, “Лебедянский” пытается решить сразу две задачи: присмотреться к бизнесу ЗАО “Висма” и в целом к рынку питьевой и минеральной воды, который ежегодно растет на 25-30 процентов. “Висма” – один из наиболее привлекательных объектов для поглощения на российском рынке воды, – говорит глава Союза производителей безалкогольных напитков Вадим Алтаев. – Компания динамично развивается и у нее есть сильные федеральные брэнды в двух основных сегментах рынка питьевой (“Архыз”) и минеральной воды (“Архыз” и “Ессентуки”)”.

Марат Ибрагимов из “Уралсиба” подчеркивает, что “Лебедянскому” для поддержки роста акций следует выходить на новые рынки. С ним соглашается и начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Игорь Кокорев: “Когда акции “Лебедянского” только размещались, было ожидание бурного роста отрасли и самой компании; на этой основе аналитики строили свои прогнозы, обеспечивавшие высокую стоимость акций компании на бирже. Однако сегодня темпы развития компании не соответствуют ожиданиям инвесторов. Если “Лебедянский” не покажет новых темпов роста, аналитики снизят прогноз по ожиданиям и котировки акций холдинга могут упасть”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ