Частно-государственное партнерство

0:00
0

Госдума РФ сразу во втором и третьем чтениях приняла ряд принципиальных поправок к закону “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”. Теперь продукцию с наклеенной на нее старой маркой импортерам можно ввезти на территорию РФ до 1 апреля, а продать – до 1 июля. Наконец, депутаты отменили положение, согласно которому отгрузка алкогольной продукции от производителей и поставщиков дистрибуторам и розничным сетям осуществлялась только на условиях предоплаты.

Как отмечает “Коммерсантъ”, без этих поправок с Нового года алкогольная отрасль России должна была фактически остановиться. Введен переходный период, во время которого будут действовать акцизные марки старого и нового образца. Однако многие эксперты считают, что изменения были внесены слишком поздно. “Алкогольный рынок попал в цейтнот”, – так называется статья Романа Овчинникова, в которой подчеркивается, что процесса дестабилизации все же не избежать.

В этой ситуации защитить интересы отрасли пытаются саморегулируемые организации, в частности Союз производителей алкогольной продукции (СПАП), в который вошли московский завод “Кристалл”, “Веда”, “Русский алкоголь” и ряд других производителей, суммарно контролирующие около 35 процентов российского рынка водки. “Мы считаем, что рынок в его нынешнем состоянии не готов к саморегулированию и требует постоянного участия со стороны государства в его развитии, – заявили члены альянса в декларации, опубликованной в газете “Коммерсантъ”. – В этой ситуации следующим этапом должно стать объединение всех акцизных платежей в едином акцизе на спирт и создание контролируемого государством органа расчетов на рынке спирта. Мы считаем, что только эти меры способны ликвидировать теневой рынок алкоголя и, как следствие, позволят обеспечить государству стопроцентную уплату акцизов”.

Подчеркивается, что особое внимание Союз намерен уделять содействию в продвижении продукции российских производителей на международном рынке, обеспечению симметричности условий доступа зарубежных поставщиков на рынки России и российских производителей – на рынки зарубежных стран.

Как сообщает “Бизнес”, СПАП согласился с планами властей централизовать оборот спирта, однако предложил альтернативную схему работы. Выглядит она следующим образом: производитель водки перечисляет деньги на счет Расчетно-клирингового спиртового центра, который контролируется государством, тот выплачивает все акцизы в бюджет и переводит оплату производителю спирта. После этого спиртзаводы отгружают продукцию ликероводочным заводам.

Планируется, что новый орган будет работать при Федеральной налоговой службе или при Минэкономразвития. Члены союза считают, что только таким образом можно ликвидировать теневой рынок алкоголя и обеспечить стопроцентную уплату акцизов в казну. По словам представителя московского ЛВЗ “Кристалл” Дмитрия Доброва, СПАП будет добиваться принятия соответствующих поправок в закон “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта” и в Налоговый кодекс.

Участники рынка разошлись в оценках инициативы СПАП. “Такой весомый союз сможет лоббировать свои интересы на законодательном уровне. Но непонятно, как они будут бороться с теневыми производителями, это ведь функция силовых органов”, – говорит генеральный брэндменеджер компании “Винексим” Станислав Кауфман. Зам. гендиректора ТД “Черноголовский” А. Сергеенков заявляет, что любой посредник может привести к задержкам платежей или другим сложностям, которые обычно возникают в ходе реализации проекта.

Зам. гендиректора “Истока” А. Семин в целом госмонополию на спирт считает инструментом неэффективным: “Любая монополия не работает. Если власти действительно хотят, чтобы все платили акциз, надо посадить на каждый завод человека, чтобы он все контролировал. А что дает госмонополия? У многих крупных производителей есть собственные спиртзаводы. Зачем ставить между ними посредника?”.

“Русский алкоголь” к тому же заявил о выходе из Союза участников алкогольного рынка и Национальной алкогольной ассоциации. Как сообщил “Коммерсанту” директор по маркетингу компании Вадим Касьянов, это решение стало следствием фактического бездействия ныне действующих союзов в лоббировании ряда принципиальных для отрасли вопросов. Один из них – это принятие Госдумой закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”. “Нашим именем просто прикрывались, – не скрывает своего возмущения Вадим Касьянов. – Решались вопросы, не имеющие к нам никакого отношения, а на наши проблемы внимания никто не обращал. Смысла состоять в таких союзах нет!”

Позицию Касьянова разделяет глава ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко, заявивший, что ни одна из действующих организаций не оказывает реальной помощи производителям алкоголя. Другие участники рынка предположили, что в скором времени СУАР и НАА могут превратиться в объединения мелких и средних компаний.

Обозреватель “Коммерсанта” Роман Овчинников отмечает, что пока никто из других участников рынка, так же как “Русский алкоголь”, на конфликт с СУАР и НАА не пошел, однако создание Российского союза производителей алкогольной продукции свидетельствует о том, что действующие отраслевые объединения фактически уже потеряли своих самых авторитетных участников.

“Известия” на демарш лидеров рынка откликнулись статьей “Рынок алкоголя раскололся вдребезги”. Как отмечает автор публикации Галина Паперная, крупным компаниям стали неинтересны старые лоббистские организации: “Противостояние “отрасль-государство” сменилось противостоянием “мелкие производители – крупные заводы. Крупные стараются дружить с государством в лице Минсельхоза и Росспиртпрома”.

Представитель Росспиртпрома СПАП Дмитрий Добров не сомневается, что вскоре о желании присоединиться к альянсу заявят и другие компании. “Нас поддержат все те, кто реально заинтересован в ликвидации теневого оборота водки”, – отмечает Добров. С этим не может не согласиться и глава НАА Павел Шапкин, так как в Росспиртпром входит больше 100 предприятий. “У них есть интересные, но совершенно неосуществимые идеи насчет организации единого центра расчетов за спирт. Даже представители МЭРТа недоумевают”, – отмечает Шапкин.

“Профиль”, в свою очередь, отмечает, что на российском рынке крепкого алкоголя значительно увеличилась доля импорта. Особенно удачным прошлый год выдался для производителей армянского коньяка: им удалось отвоевать внушительную долю рынка у конкурентов из Молдавии. Подчеркивается, что позиции Молдавии ослабли в октябре-ноябре 2005 года, когда после нововведений ФТС производителям с кратковременными планами поставок попросту не хватило акцизных марок. “У армянских компаний, наоборот, все расписано на несколько месяцев вперед. И когда молдаване столкнулись с трудностями, полки сразу же занял армянский коньяк, импортеры которого успели запастись акцизными марками”, – говорит президент “Винного мира” Петр Каныгин.

В то же время большей популярностью у россиян стала пользоваться цветная водка, утверждают “Новые известия” со ссылкой на аналитический центр “Бизнес и маркетинг”. Аналитики предполагают, что на изменение вкусовых пристрастий повлияла исключительная популярность горилки Nemiroff “Медовая с перцем”.

В то же время с продвижением водки “Украинская березовая особая” у компании Nemiroff возникли серьезные проблемы. Как пишет “Бизнес”, Центральная акцизная таможня задержала крупную партию водки, сославшись на решения Роспатента и Федеральной антимонопольной службы, признавших марку схожей до степени смешения с брэндом “На березовых бруньках” от “Союз-Виктана”.

Nemiroff направила в палату по патентным вопросам Федеральной службы по интеллектуальной собственности России требование аннулировать регистрацию товарного знака “На березовых бруньках”, как указывающий на состав сырья. Однако палата ответила, что по отношению к российскому потребителю слово “бруньки” является “фантазийным” и подтвердила факт правовой защиты марки на российском рынке.

Для рынка пива главным событием прошлого года стало усиление присутствия иностранных компаний. “Ведомости” со ссылкой на Российский союз пивоваров сообщают, что 85 процентов рынка контролируют предприятия пяти холдингов – Baltic Beverages Holding, Sun Interbrew, Heineken, South African Breweries и Efes Beverages. Интенсивная скупка заводов иностранцами привела значительно обогащению российских бизнесменов. “Пивовары наварились”, – так озаглавлена статья обозревателя газеты Антона Сарайкина.

Подчеркивается, что экспансия Heineken в Россию вызвала шквал критики со стороны ее основного конкурента – бельгийской InBev. “Heineken переплатила и купила не те брэнды”, – заявил осенью прошлого года тогдашний гендиректор InBev Джон Брок. “Ведомости” отмечают, что голландский концерн оказался рекордсменом по инвестициям: за последние полтора года на скупку семи заводов в России потрачено около $1,2 млрд. За это время InBev купила лишь пивоварню “Тинькофф”, занимающую 1 процент рынка. “Сделка была выгодная, но заработал я не так много, как хотелось бы. Но все равно продал бы компанию, потому что мне скучно”, – объясняет бывший владелец питерского завода Олег Тиньков. За свой завод в Петербурге предприниматель получил от InBev $201 млн.

Скандинавский холдинг Baltic Beverages Holding планирует объединить свои российские “дочки” на базе “Балтики”, с целью чего выкупает доли миноритариев дочерних пивоварен. “Жизнь есть жизнь, могут такие предложения сделать, что хватит и правнукам”, – говорил в начале этого года гендиректор и совладелец входящей в ВВН компании “Ярпиво” Анатолий Арзиманов. И такое предложение он получил: ВВН выкупил принадлежащие Арзиманову 12 процентов акций, которые аналитики оценили в $90-100 млн.

Сегодня на рынке остались лишь две крупные независимые от иностранцев пивоваренные компании – “Красный Восток” и “Очаково”, однако их доля постоянно сокращается. Эксперты не сомневаются, что за эти два “лакомых куска” на пивном рынке и развернется основная борьба между западными гигантами в наступившем году. По данным участников рынка, владельцы “Красного Востока”, казанские братья Айрат и Ильшат Хайруллины, вели переговоры о продаже своего пивного бизнеса с SABMiller и Sun Interbrew примерно за $1 млрд. В то же время владельцы московской компании категорично заявляют, что не собираются продаваться. Президент “Очаково” Алексей Кочетов заявил, что в будущем году хочет “доказать, что наши мозги не хуже, чем зарубежные”.

Однако “Коммерсантъ”, сообщая о решении Sun Interbrew начать строительство первого собственного завода под Иркутском, отмечает, что эксперты восприняли эту новость как провал переговоров холдинга с “Красным Востоком”. По их мнению, решение Sun Interbrew строить новый завод говорит о том, что участники рынка меняют тактику, переходя от покупки готовых предприятий к строительству новых заводов. Аналитик ING Bank Млада Егикян считает это общей тенденцией рынка, так как сегодня “свободных” игроков всего два, и премия за их покупку очень высока”.

Марат Ибрагимов из ФК “Уралсиб” считает, что решение строить завод ослабляет переговорные позиции независимых игроков и укрепляет позиции холдингов. По некоторым данным, “Красный Восток” и “Очаково” запросили за свой бизнес слишком высокую цену.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ