Жириновский требует запрета колы: депутаты осваивают новые безалкогольные технологии

0:00
0
215

В споре за водочную марку “Гжелка” группа “Кристалл” Сергея Зивенко одержала промежуточную победу: суд обязал Роспатент вернуть права на марку ТПГ. Как отмечают “Ведомости”, решение суда направлено на то, чтобы развеять миф о существовании так называемой “птицы Гжели”, который положен в обоснование всех заявлений в Роспатент.

Товарный знак “Гжелка” был зарегистрирован ЛВЗ “Кристалл” в 1993 г. и позже продан одноименной торгово-промышленной группе. С весны прошлого года ООО “Гжелка”, которое принадлежит структурам предпринимателя и сенатора Александра Сабадаша, контролирующего петербургский водочный завод “Ливиз”, пытается через суд и Роспатент отобрать права на эту марку у ТПГ. В мае этого года “Ливиз” сумел зарегистрировать товарный знак “Гжелка” в Роспатенте. Роспатент лишил ТПГ регистрации товарных знаков “Гжелка” на основании того, что слово “Гжелка” созвучно названию одноименной реки, а значит, не может быть охраноспособным.

Однако арбитражный суд Москвы отменил решение Роспатента о лишении ТПГ “Кристалл” правовой охраны товарного знака “Гжелка” по жалобе ООО “Гжелка”. Суд предписал Роспатенту восстановить знак “Гжелка” в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

Тем временем свою версию водки “Гжелка” стал разливать конкурент “Кристалла” – петербургский завод “Ливиз”, который уже заключил пятилетний договор с бывшим партнером ТПГ – дистрибьютором “Кристалл-Гросс”. Несмотря на решение суда менеджмент “Ливиза” не собирается отказываться от дальнейшей борьбы. “Неприятное решение, но для нас оно ничем не грозит, мы его оспорим”, – заявил “Ведомостям” член совета директоров “Ливиза” Юрий Локтионов.

Брэндовому скандалу посвящена и опубликованная в “Деловом Петербурге” статья “Вторая “Гжелка” польется из Петербурга”. Юрий Локтионов признался корреспонденту газеты, что ожидает дальнейших исков со стороны ТПГ “Кристалл” и сам будет добиваться окончательного запрета ТПГ “Кристалл” на производство марочной водки.

Пресс-секретарь “Кристалла” Юлия Тимофеева, в свою очередь, сообщила, что ТПГ продолжает производить водку под этим брендом и намерена продолжать тяжбы за него. “Все их действия мы будем оспаривать и в дальнейшем”, – сообщила она. “Деловой Петербург” также сообщает, что владелец ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко получил от компании SuperBrand диплом за товарный знак “Гжелка”.

В то же время группа компаний “Синергия”, работающая на рынке Приморья, Перми и Архангельска, заявила о своем намерении стать игроком федерального масштаба. В конце лета “Синергия” представит водку “Государев заказ”, которая позиционируется в среднем ценовом сегменте, и “Зернов” формата low premium. До конца года холдинг планирует запустить еще несколько брэндов, названия и стоимость которых не раскрываются. Известно лишь, что совокупные вложения в продвижение новых марок составят не менее $10 млн. Об этом сообщил газете “Бизнес” председатель правления группы Александр Мечетин.

Участники рынка, которых попросил прокомментировать ситуацию “Бизнес”, отмечают, что новые марки могут столкнуться с сопротивлением местных производителей в регионах. “На алкогольном рынке отсутствует единое экономическое пространство. Компании непросто будет продавать высокие объемы в других регионах России, помимо тех, в которых они сейчас хорошо представлены”,- отмечает заместитель гендиректора по маркетингу группы “Русский алкоголь” Вадим Касьянов.

Однако ситуацию на рынке пива определяет экспансия “Балтики”. На пресс-конференции, посвященной 15-летнему юбилею, компания заявила о намерении стать лидером продаж лицензионного пива. “Балтика” также собирается усилить свои позиции в сибирском регионе, купив 70,3% акций Красноярского пивоваренного завода “Пикра” за 67,5 млн. долларов.

Как пишет “Газета”, в Сибирском регионе компания до сих пор была представлена слабо. Покупку готового бизнеса в “Балтике” считают удачной идеей. Повышение прибыльности должно произойти за счет расширения продаж более дорогого пива. “Балтика” выпускает более 36 сортов пива, в числе которых два лицензионных сорта – Carlsberg и Foster’s. “Лицензионное пиво планируется обеспечить активной рекламной поддержкой и продвигать его в сегменте HoReCa”, – заявил Газете PR-менеджер компании “Балтика” Алексей Кедрин.

За последний год компания усилила свои позиции в лицензионном сегменте благодаря росту бренда Carlsberg. Кроме того, по данным аналитиков, в этом году ожидается рост лицензионного сегмента на 31% при том, что сегмент дешевого пива вырастет на 9-10%, а пива “премиум” – на 6%. При этом отрыв “Балтики” от конкурентов весьма значителен: занимающая второе место компания Sun Interbrew отстает почти вдвое и занимает 16,4% рынка.

“Ведомости” отмечают, что “Балтика” оплатит сделку по покупке 70,32% акций пивзавода “Пикра” за счет собственных средств. Как сообщил президент “Балтики” Антон Артемьев, если сделка будет одобрена на внеочередном собрании акционеров 7 июля, то ее сумма составит $67,5 млн. “Балтика” приобретет пакет акций размером 70,32%, который сейчас принадлежит Baltic Beverages Holding. Подчеркивается, что сделка проводится в рамках операционного объединения принадлежащих холдингу российских заводов. Объединение должно завершиться к 2006 г. Таким образом, с учетом уже имеющихся 16,38% “Пикры” “Балтика” станет владельцем 87,7% акций предприятия.

Тем временем на рынке прохладительных напитков разгорается борьба за здоровый образ жизни, которую инициирует лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Похоже, депутаты несколько подустали от борьбы с водочниками и пивоварами и решили осваивать новые безалкогольные технологии.

Как сообщает “Бизнес”, фракция ЛДПР направила в парламентский комитет по экономической политике законопроект о запрещении кока-колы и пепси-колы. Коллеги Жириновского этот документ характеризуют как “гротескный”, однако не исключают, что он может быть рассмотрен даже на пленарном заседании нижней палаты.

Проект федерального закона “О запрете продажи и распространения напитков, содержащих тонизирующие компоненты”, оказавшийся в распоряжении “Бизнеса”, выглядит лаконично. Состоит он из четырех статей, две из которых определяют сферу действия и сроки вступления в силу закона. В третьей статье дается определение запрещаемых напитков: в них не должны входить синтетический кофеин, природные биологические активные вещества и витамины.

Последней статьей предлагается “запретить на территории РФ продажи и распространение напитков, содержащих тонизирующие компоненты”. К законопроекту прилагается пояснительная записка, в которой авторы указывают: несмотря на то, что в тонизирующих напитках соблюдены предусмотренные законом дозировки кофеина, потребители часто употребляют более одной упаковки таких напитков. “Нет в России данных токсикологической оценки безопасности рецептур энергетических напитков”,- сетуют авторы законопроекта.

“Причина возникновения этого законопроекта не очень понятна. Есть предположение, что люди из ЛДПР просто перепутали колу с энергетическими напитками типа Red Bull или Jaguar”, – говорит источник “Бизнеса” в комитете по экономполитике Госдумы.

Пресс-секретарь российского подразделения Coca-Cola Владимир Кравцов сомневается в возможности одобрения такого законопроекта: “Экономический эффект закона будет равен нулю. Впрочем, мы не хотим вмешиваться в политику, мы просто делаем безалкогольные напитки”. С представителями Pepsi связаться не удалось.

Главной темой публикаций, посвященных анализу ситуации на рынке минеральных вод, остается брэндовая война вокруг знаменитых марок “Боржоми”. Так, “Аргументы и Факты” утверждают, что секрет настоящих “Ессентуков” знает только компания “Вимм-Билль-Данн”, которая является единственным обладателем скважин с целительной водой, которая продавалась по всему Советскому Союзу.

Нужно отметить, что позиции “Вимм-Билль-Данн” в последнее время немного ослабли. Как стало известно “Ведомостям”, банк ING понизил рекомендацию по ADR компании с “покупать” до “держать”, сохранив целевую цену на уровне $16,5. “В отчетности компании за I квартал мы видим мало поводов для повышения прогнозных показателей на 2005 г.”, – говорят в ING.

В то же время в Объединенной финансовой группе (ОФГ) отмечают, что чистая выручка “Вимм-Билль-Данна” за I квартал выросла на 17,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Росту выручки способствовали высокие результаты всех трех направлений деятельности компании – детское питание, молочные продукты и напитки. Вместе с тем чистая прибыль “Вимм-Билль-Данна” оказалась ниже прогноза ОФГ на 40%. Чистая прибыль снизилась на 45% (с $5,3 млн до $2,9 млн). Причиной снижения стал финансовый убыток в размере $3,9 млн.

Тем не менее “Вимм-Билль-Данн” продемонстрировал высокие темпы роста операционного денежного потока – в I квартале 2005 г. он составил $37,5 млн (против $28,9 млн в I квартале 2004 г.) благодаря возврату налогов и улучшению управления оборотным капиталом. “В целом результаты компании оказались ниже наших ожиданий, – говорят в ОФГ, – впрочем, это не влияет на нашу оценку стоимости и инвестиционной привлекательности компании”.

“Ведомости” также сообщают, что акционеры компании “Вимм-Билль-Данн” решили полностью продать свой пивоваренный бизнес, который сейчас состоит из двух предприятий – “Пивоиндустрия Приморья” (Владивосток) и Москворецкий пивоваренный завод (Москва). Как сообщил совладелец ВБД Давид Якобашвили, сейчас идут переговоры об их продаже с тремя компаниями, одна из которых – “Альфа-Эко”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ