Акцизные склады ликвидируются: новая система требует банковских гарантий

0:00
0

Правительство одобрило изменения в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми с 2006 года ликвидируются акцизные склады, а весь акциз на спиртное будет взиматься непосредственно с заводов – производителей алкоголя. “Газета” в статье “Губернаторы останутся без водки” подчеркивает, что Минфину не сразу удалось убедить в своей инициативе членов правительства, недовольных новшеством. При этом председатель правления Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин отмечает, что для более эффективной работы новой системы уплаты акцизов государству необходимо прописать в Налоговом кодексе систему банковских гарантий. “Мелким заводам, может быть, проще либо совсем закрыться и уйти с рынка не погасив долг, либо, если это госпредприятие, неуплаченный акциз может на нем повиснуть дополнительным долговым обязательством”, – отмечает эксперт.

Однако от своего предложения облагать акцизами денатурированный спирт Минсельхоз отказался. Обозреватель “Коммерсанта” Константин Смирнов предположил, что зам. министра Сергей Шаталов прислушался к аргументам одного из помощников премьера, который заявил, что при налогообложении денатурированного импортная продукция вытеснит отечественную. Правда, глава Минсельхоза Алексей Гордеев против компромиссных вариантов, он считает, что послабления приведут к появлению неучтенного спирта и производству левого алкоголя.

Тем временем НАА готовит для Минэкономразвития и Минсельхоза предложение о создании новой системы подтверждения качества экспортируемой российской водки. В зависимости от используемого спирта, технологии производства, упаковки и розничной цены водка будет разделяться на четыре категории качества. На три категории будет разделен и спирт, из которого изготавливается “русский продукт”: люкс, экстра, стандарт. На этикетке водки класса суперпремиум из спирта люкс будет стоять значок SP-LX, а на этикетке водки класса стандарт, изготовленной из спирта стандарт, напишут ST. Эта система стандартизации будет применяться только для российского продукта. Как пишет “Газета”, новый знак качества будет выглядеть аналогично французским коньячным аббревиатурам. Подчеркивается, что знаки качества на этикетке должны помочь западным потребителям отличить настоящую русскую водку от ненастоящей.

Коммерческий директор ЧЗАП “ОСТ-Алко” А. Сергеенков заявил “Газете”, что экспорт водки должен быть частью государственной политики. По его словам, именно государству необходимо разработать рекламно-просветительскую программу под условным названием “водка из России”. В свою очередь, гендиректор компании “Коллекция вин” А. Ткемаладзе предположил, что новая программа стандартизации заработает очень нескоро: “Для того чтобы хоть какой-то стандарт имел вес на Западе, должно пройти минимум 10 лет, за которые наши производители должны ни разу не упасть в грязь лицом”.

На рынке вина в центре внимания Московский Межреспубликанский винодельческий завод (ММВЗ), вводящий в оборот новую винную линейку брэндов субпремиального сегмента. “Комсомольская правда” со ссылкой на “Бизнес-Аналитику” сообщает, что доля продукции ММВЗ на московском рынке составляет 19,3 процента, причем половину продаж обеспечивает “Арбатское”. Новинка завода “Исповедь грешницы” по итогам 2004 года показала рост продаж на уровне 25 процентов. Газета также сообщает о внедрении на ММВЗ новой технологии холодного розлива. Как сообщил гендиректор предприятия Муса Парагульгов, ММВЗ порадует своих потребителей обновленным дизайном коньячных бутылок. Изменится и дизайн “Арбатского” – бутылки станут более современными.

Газета “Кубань сегодня” поместила развернутую публикацию о Международной выставке “Вина и напитки-2005”, а рамках которой был организован винный тур “Краснодар-Темрюк”. Началось путешествие с винзавода “Кубань”, известного своей знаменитой мадерой. На сегодняшний день объем мадеры на предприятии составляет всего 80 тысяч литров, однако специалисты “Кубани” утверждают, что мадера – аристократ в мире вин, потому ее не должно быть много.

Коньячный завод “Темрюк” знаменит фирменным коньяком, который выпускается с 1997 года. Его отличительные особенности обусловлены не только тем, что виноград, используемый для производства коньячных спиртов, выращивается на Таманском полуострове, но и тем, что спирты в дальнейшем выдерживаются в подвалах завода, в бочках из векового кавказского дуба.

В маршрутный лист также были включены завод “Кубань-Вино” и “Фанагория”. Корреспондент краснодарской газеты заключает, что сегодня винодельческая отрасль региона переживает второе рождение. В минувшем году предприятиями края было произведено 10 миллионов декалитров алкогольной продукции, что составляет 60 процентов от общероссийского объема. В течение двух последних лет на реконструкцию заводов и приобретение нового оборудования было выделено два миллиарда рублей.

Главной новостью для пивоваров стало изобретение новосибирских инженеров, позволяющих разливать пиво без пены в полиэтиленовые бутылки. Разработчики назвали свое устройство пеногаситель или, сокращенно, “Пегас”. Как пишет “Российская газета”, в устройстве реализован принцип разлива методом противодавления. Перед наполнением бутылки жидкостью в нее запускают углекислый газ, и только затем наливается пиво, вытесняющее газ, который не позволяет “пенной шапке” расти. Таким образом, обеспечивается быстрый беспенный разлив с сохранением всех качеств напитка. Разработкой тут же заинтересовались зарубежные пивовары.

“Известия” в статье Галины Паперной “Голландцы скупают российское пиво” пишут о покупке Heineken екатеринбургского предприятия “Патра”, которым управляет “Альфа-Эко”. По оценкам аналитиков, сделка составляет $50-60 млн. В результате покупки доля Heineken на российском рынке пива возрастет до 8,3 процента с объемом производства в 7 млн. гекалитров.

Член исполнительного совета Heineken Жан Франсуа ван Боксмеер подчеркивает, что “сделка была проведена в рамках стратегии компании, стремиящийся максимально увеличить свое присутствие на растущем российском рынке”. “Известия” полагают, что Heineken будет усиливать свое влияние на региональные пивоварни, а потому покупка ОАО “Патра” далеко не последняя. В ближайшее время стоит ожидать вступления Heineken в борьбу за “Красный Восток”.

“Газета” на продажу “Патры” откликнулась статьей Марии Соловиченко “Heineken получила пиво с пробкой”. Подчеркивается, что вместе с “Патрой” Heineken получила один из лакомых кусков российского пивного рынка – Уральский регион, где “Патра” занимает лидирующие позиции. По оценке компании “Бизнес Аналитика”, на Уральский регион приходится около 18 процентов пивного рынка страны. Получив сильный местный бренд, голландский концерн имеет хорошие возможности для продвижения своих брендов на Урале.

Мария Соловиченко отмечает, что в России практически не осталось крупных производственных мощностей, не принадлежащих кому-либо из лидеров пивного рынка, потому голландцам придется либо скупать небольшие заводики, либо строить собственные предприятия. По информации “Газеты”, компания Sun Interbrew уже размышляет именно в этом ключе.

О сделке также пишут корреспонденты “Коммерсанта” Роман Овчинников и Евгений Храмов в статье “Голландцам “Балтика” по колено”. Эксперты, привлеченные “Коммерсантом”, отмечают, что, покупая “Патру”, голландский концерн становится лидером местного пивного рынка и получает отличные возможности для дальнейшего развития в регионе. “Патра” будет использована прежде всего как логистическая площадка, – считает аналитик ОФГ Алексей Кривошапко, – на которую можно будет перенести производство своих основных сортов”.

Другие эксперты рынка тоже уверены, что Heineken продолжит скупку предприятий, однако в ситуации уже поделенного пивного рынка голландцам придется довольствоваться относительно небольшими региональными предприятиями. Аналитики считают, что это может быть Иркутский и Барнаульский пивзаводы. В числе возможным приобретений называют также “Красный Восток”, “Очаково” и “Степан Разин”. По информации “Коммерсанта”, представители Heineken ведут сейчас активные консультации практически со всеми потенциальными продавцами пивных активов.

“Бизнес” попросил прокомментировать сделку Алексея Языкова из “Атона”. Эксперт предположил, что компания “Альфа-эко” выбрала удачное время для продажи “Патры”, так как если продолжится вытеснение крупными компаниями мелких, стоимость “Патры” будет снижаться. Языков тоже считает, что Heineken могут заинтересовать уже упомянутые выше пивзаводы в Иркутске и Барнауле, а также завод “Пивиндустрия Приморья”. Наталья Загвоздина из “Ренессанс Капитал” предполагает, что следующими покупками будут “Очаково”, ПИТ или “Красный Восток”.

Однако глава ассоциации “Пивоиндустрия” Владимир Шишин в интервью “Коммерсанту” заявил, что скупка существующих пивных активов скоро прекратится: “BBH объявил, что не будет больше покупать заводов, а займется реструктуризацией существующих активов. Sun Interbrew тоже давно никого не покупал. Я надеюсь, что у Heineken пыл не пройдет и еще пару заводов он купит. Может, еще кто-то присоединится. Но надо реально понимать, что насыщение рынка не за горами, темпы роста падают. Мы подошли к рубежу в 60 литров пива в год на одного человека – больше у нас пить не будут. Поэтому те, кто не сможет продать свое предприятие в ближайшее время, совсем скоро останутся не у дел”.

Другой важной новостью являются планы холдинга ВВН объединить пивзаводы “Балтика”, “Вена” и “Пикра”. Как пишут “Ведомости”, объединенную компанию возглавит президент “Балтики” Антон Артемьев. Подчеркивается, что BBH ведет интеграцию своих российских активов еще с 1997 года. По словам Артемьева, единая компания рассчитывает получить 40 процентов российского пивного рынка, увеличив долю на 4-5 процентов. Объединение компаний также позволит холдингу сократить издержки за счет создания единой системы закупок, логистики и дистрибьюции.

Аналитик ФК “УралСиб” Марат Ибрагимов считает, что от объединения компаний холдинга пострадают в первую очередь небольшие производители, которым нечего инвестировать в производство и маркетинг. По оценке эксперта, 20 процентов рынка поделены между 300 небольшими предприятиями, в то время как на долю BBH, SUN Interbrew, Heineken, “Красного Востока”, “Очаково” и “Эфеса” приходится около 80 процентов рынка.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ