"Бруньки" из Подмосковья: "Союз-Виктан" готовится к вступлению России в ВТО

0:00
0

В прошлом году россияне потратили на крепкие алкогольные напитки около 10 млрд. долларов, примерно пятая часть этой суммы пришлась на элитный алкоголь. Такие сведения сообщает “Газета” в статье Сергея Рябова “Под нужным градусом”. По оценкам компании Business Analytica, в 2004 году было продано примерно 275 млн. декалитров крепких спиртных напитков – то есть на одного среднестатистического россиянина пришлось 18,9 литра крепкого алкоголя.

Глава Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин отмечает, что хотя лидером сегмента крепких алкогольных напитков остается водка, другие сегменты демонстрируют уверенный рост. Он также заявил, что в последнее время на рынке очень резко вырос импорт водки. По мнению эксперта, наибольшую опасность для российского производителя представляет украинская водка, которая составляет основную часть импорта. Г-н Шапкин констатирует, что за последние пять лет объемы рынка импортной водки выросли более чем в 180 раз.

Павел Шапкин оказался в центре внимания СМИ еще и потому, что написал письмо на имя министра финансов Алексея Кудрина, в котором выразил беспокойство ростом производства технического спирта, который в дальнейшем используется для подпольного производства водки. Корреспондент “Независимой газеты” Николай Разборов этой теме посвятил статью “Кому нужен бензиновый спирт”. Как сообщает газета, Шапкин предлагает простое и элегантное решение этой проблемы – излишки технического спирта использовать в качестве добавок к моторному топливу. “При промышленном освоении производства спиртосодержащих моторных топлив появляется возможность полностью использовать все резервы по производству этилового спирта и, по существу, лишить сырьевой базы производителей нелегального алкоголя”, – считает эксперт.

Однако Николай Разборов обвиняет президента НАА в прожектерстве: “Во-первых, такие гигантские объемы невостребованного спирта не удастся реализовать в топливной отрасли даже в ближайшие несколько лет, в течение которых надо будет по меньшей мере внедрить принципиально новое производство спиртосодержащих топлив. Во-вторых, осуществление “революционной” идеи в ее нынешнем виде приведет к переключению черных схем оборота спирта в “серые”, контролировать которые будет невероятно сложно. Теневики в этом случае получают практически неограниченные возможности как угодно использовать все эти непомерные излишки спирта, которые надежно защищены от контроля правоохранительных органов официальными документами, печатями об уплате акцизов как продукция, подпадающая под льготное налогообложение”.

Что касается украинских компаний, то они, несмотря на участившиеся атаки со стороны российского лобби, чувствуют себя весьма комфортно. В частности, “Сельская жизнь” пишет о покупке компанией “Союз-Виктан” подмосковного ликероводочного завода у группы компаний “Вестор”. По словам вице-президента “Вестора” Татьяны Савиновой, сейчас подмосковный завод не загружен – он выпускает около 70000 декалитров водки в месяц. Назвать сумму, за которую было продано предприятие, Савинова отказалась. По разным оценкам сделка оценивается от 7 до 15 миллионов долларов. Нужно отметить, что автор статьи Андрей Петров не исключает, покупка завода может осложнить жизнь украинцам, так как экспортировать водку выгоднее, чем производить ее в России. “Сельская жизнь” при этом ссылается на “Росбалт”, который отмечает, что украинские компании освобождены от второй акцизной марки, а потому их продукция не находится месяцами на акцизных складах. “Теперь же конкурировать с “Союз-Виктаном” будет легче”, – сообщает “Росбалт”.

Так как в компании “Вестор” отказались назвать сумму сделки, “Ведомости” предложили это сделать своим экспертам. Вице-президент РВВК Герман Климовский предполагает, что “Союз-Виктан” за завод заплатил $10-15 млн. Президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко считает, что подмосковный завод мог обойтись украинцам всего в $5-7 млн. Авторы публикации “Подмосковные бруньки” считают, что покупка “Союз-Виктаном” завода в России не изменит положения вещей на рынке: “В сознании российских потребителей продукция этой компании сильно увязана с понятием “украинская водка”, а у этой ниши есть потолок, и в ней высока конкуренция с Nemiroff”. Что касается компании Nemiroff, то они действия конкурентов комментировать отказались.

Другие цифры называет глава компании “Бизнес-Аналитика” Андрей Стерлин, к которому обратились “Известия” с просьбой прокомментировать ситуацию. По мнению Стерлина, сумма сделки могла составить порядка $20 млн. Председатель наблюдательного совета компании “Союз-Виктан” Андрей Охлопков заявил, что наличие собственного производства в России – необходимое условие для дальнейшего развития компании. Как пишут “Известия”, украинская компания выбрала завод в Рузе из-за экологической привлекательности его месторасположения: “Природные качества местной воды в наибольшей степени соответствуют технологическим стандартам украинского водочного производителя”.

Павел Шапкин при этом отмечает, что после вступления России в ВТО правила экспорта существенно осложнятся, а потому “Союз-Виктан” заблаговременно начал готовиться к изменению правил игры. На этом же делает акцент “Коммерсантъ”. Как пишет Дмитрий Добров, выпуская водку в России, компания будет экономить $1-1,5 тыс. с каждой тысячи декалитров, при этом продукция “Союз-Виктана” теперь будет проходить через акцизные склады, что сведет всю экономию на нет. Однако в стратегическом плане правильность приобретения “Союз-Виктаном” предприятия в Рузе ни у кого сомнений не вызывает. Как заметил гендиректор ФКП “Союзплодоимпорт” Владимир Логинов, “с покупкой завода “Союз-Виктан” перестал быть украинским производителем”, что важно в ситуации усиливающегося давления на импортеров со стороны отечественных компаний и предстоящего вступления России в ВТО. Эксперты, опрошенные “Коммерсантом” предположили, что “Союз-Виктан” будет наращивать производство в России.

Нужно отметить, что в оценке сделки источник “Газеты”, близкий к сделке, назвал такую же сумму, как и эксперт “Бизнес-Аналитики”. Он сообщил, что украинские водочники предложили ГК “Вестор” за производство “где-то 15-20 миллионов долларов – сумму, значительно превышающую объем первоначальных вложений российской компании в строительство завода”, который был построен в 2003 году. Эту версию косвенно подтвердила “Газете” и Татьяна Савинова. Она заявила, что компания продавать завод в Рузе не собиралась, однако “от украинской компании поступило выгодное предложение о покупке”.

“Газета” также пишет о планах “Союз-Виктана” увеличить свое присутствие в России и потеснить своего главного конкурента – компанию Nemiroff. Однако эксперты с сомнением относятся к планам “Союз-Виктана”. Например, президент НАА Павел Шапкин считает, что “Союз-Виктану” следовало бы ограничиться решением задачи по сохранению существующих позиций.

На информационное поле также оказала влияние отставка первого заместителя гендиректора “Росспиртпрома” Вадима Золотарева, который является ключевой фигурой в управленческой команде предприятия. “Коммерсантъ” в статье “Алкогольное министерство осталось без замминистра” предполагает, что теперь никаких резких шагов от ФГУПа ждать не следует: предприятие будут готовить к приватизации. Имя преемника господина Золотарева пока неизвестно. Наблюдатели считают, что им станет кто-то из нынешней управленческой команды. Первый гендиректор ФГУП Сергей Зивенко не считает, что отставка топ-менеджера способна оказать серьезное влияние на ситуацию, так как “влияния, которое было у “Росспиртпрома” на рынке, уже давно нет”, а потому “от того, кто будет занимать там какой-либо пост, уже ничего не зависит”. С Зивенко согласен и член совета директоров “Ливиза” Юрий Локтионов: “Думаю, что преемник господина Золотарева уже не будет вникать в вопросы бизнеса, а займется организацией скорой приватизации “Росспиртпрома”.

Российский пивной рынок также остается привлекательным для иностранных инвесторов. Как пишут “Ведомости”, на российский рынок выходит одна из крупнейших пивоваренных компаний США – Molson Coors, которая будет выпускать пиво Coors Light на калининградском заводе компании “Пивоварни Ивана Таранова”. Председатель наблюдательного совета компании Евгений Кашпер признался, что ПИТ вел переговоры о выпуске Coors около года. “Это очень популярный брэнд в США, и мы уверены, что он будет успешен и в России”, – говорит Кашпер. Он подчеркивает, что американское пиво будет выпускаться ПИТом не на лицензионной основе: предприятие будет вести розлив, но продвигать и продавать его ПИТ будет вместе с Molson Coors. Евгений Кашпер рассчитывает, что в ближайшие годы доля Coors достигнет двух процентов российского рынка лицензионного пива.

Опрошенные “Ведомостями” эксперты считают планы компании ПИТ выполнимыми. Директор по маркетингу “Балтики” Андрей Рукавишников называет приход Molson Coors “долгожданным событием”, так как на рынке давно говорят об интересе американских пивоварен к России. По его словам, несмотря на введенные недавно ограничения на пивную рекламу, Coors “сможет найти свою нишу”. Коммерческий директор российского подразделения SAB Miller Игорь Тихонов в то же время отмечает, что выводить марку Coors на рынок будет непросто. Он отмечает, что Heineken потребовалось более двух лет, чтобы добиться такого присутствия на рынке. Вместе с тем, Игорь Тихонов не исключает, что планируемые вложения и опыт ПИТа позволят компании справиться с амбициозной задачей.

Пивоварня SUN Interbrew, являющаяся российской “дочкой” InBev, также подготовила к весне премьеру. Как сообщают “Ведомости”, компания начинает продажи своего бразильского бренда Brahma. “Международный старт Brahma станет крупнейшей маркетинговой инициативой InBev после образования этой компании, – пишут “Ведомости”. – Масштаб маркетинговой кампании, необычно крупной для пивной отрасли, свидетельствует о том, что InBev стремится раскрутить новую марку в более короткие сроки, чем обычно”.

Конкуренты SUN Interbrew оценивают перспективы Brahma осторожно. “Этот бразильский брэнд довольно экзотичен для отечественного потребителя”, – отмечает Игорь Тихонов. Аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко считает, что Brahma может рассчитывать на долю не более 5 процентов лицензионного сегмента российского пивного рынка, что позволит SUN Interbrew увеличить выручку на $15-16 млн. в год при инвестициях в продвижение около $4-5 млн. в год.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ