Текила-бум: россияне полюбили экзотичный напиток за сходство с водкой

0:00
0

Минсельхоз и Минэкономразвития никак не могут прийти к компромиссу по вопросам регулирования алкогольного рынка. “Газета” в статье Марии Соловиченко “Греф и Гордеев делят квоты на спирт” отмечает, что конфликт интересов двух ведомств возник в 2004 году, когда федеральные власти исключили МЭРТ из механизма перераспределения квот на спирт. Сегодня замглавы Минэкономики Андрей Шаров заявляет, что квоты создают дополнительные сложности для компаний, производящих алкогольную продукцию. Однако Минсельхоз не желает отказываться от распределения квот. По мнению главы этого ведомства Алексея Гордеева, данный механизм является необходимым инструментом для учета спирта и анализа работы отрасли.

Мария Соловиченко отмечает, что межведомственные разногласия негативно сказываются на ситуации в отрасли: “Пока министерства делят спирт, производители алкоголя вынуждены останавливать производство из-за отсутствия сырья”. Вот как комментирует “Газете” ситуацию президент компании “Мороз Алко Групп” Алексей Егарнин: “Минсельхоз занижает размер квот. Управления на местах распределяют их, исходя из личных симпатий к предприятиям. В результате руководители предприятий вынуждены выбивать эти квоты иногда за дополнительную плату”. Участники рынка признаются, что им приходится ходить на поклон к чиновникам два-три раза в год. Так, предприятия Московской области в 2003 году получили квоту 61 млн. литров. Ее хватило на 9 месяцев, в сентябре квоту пришлось увеличивать до 95 млн. литров, а в ноябре – до 103 млн. литров. Аналогичная ситуация сложилась в Новосибирской, Саратовской, Тверской областях.

По мнению Егарнина, с отменой механизма квотирования “спиртзаводы будут вырабатывать столько спирта, сколько необходимо для рынка, а производители алкоголя будут покупать спирт, исходя из собственных потребностей”. С этим утверждением согласен и Осман Парагульков, президент Союза участников алкогольного рынка. По его мнению, квоты не способствуют уменьшению теневого оборота и не обеспечивают учет производимого в стране спирта.

Положением дел на алкогольном рынка обеспокоена и Федеральная антимонопольная служба, которая внесла в Госдуму поправки к рекламному законодательству, которые внесут ясность в продвижение зонтичных брэндов. “Известия” в статье Галины Паперной “Удар по перцам” отмечает, что ФАС будет принимать решение на основе соцопрсов. “Некоторые компании специально регистрируют свой бренд по нескольким продуктам, надеясь таким образом ввести нас в заблуждение, но ФАС выносит решение, всегда ориентируясь на мнение большинства людей, – отмечает замначальника управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства Сергей Пузыревский. – Если у большинства данный бренд ассоциируется с водкой, то значит, так и есть”.

Как пишут “Известия”, российские производители комментировать инициативы чиновников боятся. Так, участник крупнейшего “зонтичного” скандала последнего времени компания “Флагман” вообще отказалась от каких-либо контактов с прессой по вопросам, связанным с ФАС. Однако на украинском Nemiroff согласились прокомментировать ситуацию. Президент компании Яков Грибов высказал мнение, что полный запрет рекламы крепкого алкоголя оживит теневой рынок, так как потребитель станет покупать самый дешевый продукт, а не самый известный: “Запрет рекламы пива уже нанес удар по российскому спорту. Думаю, это может стать еще одним таким ударом”.

Об инициативах антимонопольной службы пишет и “Московский комсомолец” в статье “ФАС сообразил на троих”. Сообщается, что ведомство начало сразу три дела – против телеканалов НТВ и ТВ-3, а также пивоваренной компании “ПИТ Интернейшнл”. НТВ обвиняется в том, что дал рекламу воды “Союз Виктан”. Эксперты посчитали, что бутылка, в которую разливают напиток, ассоциируется у зрителей с водкой. ТВ-3 провинилось в продвижении лечебного чудо-браслета, который не зарегистрирован как лечебное средство. Что касается рекламы пива “ПИТ Интернейшнл”, то оно, по мнению ФАС, безосновательно преподносится как обладающее уникальными свойствами.

Однако далеко не всегда судебные тяжбы приводят к негативным последствиям для участников алкогольного рынка. “Коммерсантъ” в статье “Росспиртпром” споткнулся на “Шуйской водке” пишет о восстановлении в должности директора ивановской компании Сергея Виноградова по решению арбитражного суда. Сергей Виноградов создал прецедент, – резюмирует “Коммерсантъ”. – Впервые с 2002 года, когда ФГУП сменил руководство большинства своих предприятий на лояльных топ-менеджеров, “Росспиртпром” не смог повлиять на одного из директоров. При этом господина Виноградова активно поддержала областная политическая элита. В частности, губернатор Ивановской области Владимир Тихонов публично заявил, что действия “Росспиртпрома” “имеют цель банкротство и последующую приватизацию предприятия в чьих-то корыстных целях”. А депутат Госдумы от Ивановской области Михаил Бабич считает, что “Росспиртпром” пытается провести процедуру максимального удешевления стоимости активов предприятия”.

“Коммерсантъ” также ссылается на мнение ряда экспертов, которые обратили внимание, что скандал на “Шуйской водке” случился накануне намеченной на этот год приватизации “Росспиртпрома”: “Окончательного плана приватизации госкомпании пока нет, однако еще в прошлом году министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявил, что, по его мнению, предприятия ФГУПа должны быть проданы по отдельности. Это означает, что основными претендентами на самые привлекательные активы ФГУПа (например, московский ЛВЗ “Кристалл” или самарский “Родник”) станут крупнейшие водочные игроки, а на более мелкие региональные предприятия будут претендовать прежде всего местные администрации и близкие к ним бизнес-структуры. Поэтому неудивительно, что поддержавшие директора “Шуйской водки” региональные политики говорят об “удешевлении стоимости активов предприятия” и стоят в оппозиции к “Росспиртпрому”.

Переделу алкогольного рынка посвящена и статья корреспондента “Торговой газеты” Юрия Юдина “Власти без “спирта” не прожить?”. Как отмечает автор, в ближайшее время на рынке Новосибирской области может разгореться ожесточенная борьба за самые “лакомые” кусочки бывшей федеральной собственности, которые включены в план приватизации на текущий год – ОАО “КАОЛВИ” и ОАО Спирт”. Зам. губернатора В. Юрченко уже сообщил, что администрация Новосибирской области намерена приобрести контрольные пакеты акций данных предприятий. Подчеркивается, что власти региона уже давно пытаются вернуть предприятия в областную собственность. Автор считает, что на этот раз губернатору Толоконскому удалось заручиться поддержкой главы Минсельхоза Гордеева. Сообщается, что федеральные согласились сформировать специальную экспертную группу, которая представит свои предложения о возможной передаче акции предприятий из федеральной в областную собственность.

Ситуацию на рынке крепких алкогольных напитков определяет и начавшийся “текила-бум” – именно так называется опубликованная в газете “Бизнес” статье Василия Дмитриева. Сообщается, что этот год обещает стать уникальным по запуску в России новых марок текилы. Как пишет автор, интерес инвесторов к российскому рынку объясняется его стремительным ростом. Так, по прогнозам участников рынка, рост в этом году должен составить 25 процентов.

“Текила до сих пор остается недостаточно развитой категорией, которая демонстрирует быстрый рост в условиях ограниченных инвестиций. Если на рынке появится игрок, который начнет активно продвигать свой брэнд, то это повлечет рост категории в целом”, – заявил “Бизнесу” Дмитрий Жиздюк, коммерческий директор компании Bacardi-Martini, которая продвигает текилу Camino Real.

Деловой газете, в частности, стало известно, что на российском рынке намерены активизироваться все крупные участники. Pernod Ricard представит супер-премиальные продукты под брэндом Olmeca. Allied Domecq запускает Sauza Hornitos, Sauza Conmemorativo и Sauza 3 Generationes. Bacardi-Martini также планирует увеличить портфель брэндов в России: помимо среднепремиальной Camino Real, компания владеет супер-премиальной Cazadores и ультра-премиум Corzo. Кроме того, в России начнет активно продвигаться текила Jose Cuervo, которая принадлежит компании Diageo.

Причины популярности текилы в России эксперты объясняют тем, что потребление напитка “близко российскому потребителю”. “Своей популярностью текила обязана схожести с водкой в способе потребления и экзотичности, связанной с ритуалом (соль, лимон, текила)”, – говорит Дмитрий Жиздюк.

Укреплением позиций на российском рынке обеспокоены и молдавские виноделы. В редакции газеты “Комсомольская правда” прошел круглый стол, посвященный проблемам винодельческой отрасли, в котором приняли участие представители департамента “Молдова-Вин” и посольства Молдавии, а также лидеры российских компаний-импортеров и крупных торговых сетей.

“Большую часть – 80 процентов – произведенного вина мы поставляем в Россию, и нам очень дорого мнение россиян о нашей продукции”, – заявил гендиректор Агропромышленного департамента “Молдова-Вин” Валерий Миронеску. Президент холдинга “Винный мир” Петр Каныгин признался, что в редкие минуты отдыха он приобщает своих друзей, представляющих бизнес-элиту России, к лучшим молдавским винам: “Поначалу они весьма скептически относятся к моему предложению, но, попробовав настоящие молдавские вина, изумляются: почему мы не можем попробовать такое же вино в России? Ответ прост – оно к нам не завозится, потому что это невыгодно ни виноделам, ни нашим импортерам!”

Президент холдинга “Империал-Вин” Олег Волку посетовал, что сегодня россияне готовы платить за бутылку молдавского вина не больше 100 – 120 рублей: “Такой сложился имидж у этого товара. И пройдет немало лет, пока мы сможем поднять его”. Однако PR-директор Холдинга “Марта” Евгений Сухарников считает, что проблема должна быть решена на государственном уровне: “Пока правительство Молдовы не предпримет кардинальных мер по изменению контроля качества, брэнд “Молдавское вино” не может быть успешным в премиальном сегменте”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ