Место имеет значение: новые идеи по национализации бэндов

0:00
0

“Гжелка” снова в эпицентре скандала. “Коммерсантъ” в статье Романа Овчинникова и Дмитрия Доброва “Гжелку” хотят убрать с прилавков” пишет о том, что апелляционная инстанция арбитражного суда Москвы оставила в силе решение о запрете на использование торгового знака “Гжелка” компанией “Кристалл”. Сенатор Александр Сабадаш, являющийся также владельцем завода “Ливиз”, уже начал изымать бутылки конкурирующей компании из розничной продажи. Газета напоминает, что в конце прошлого года Сабадаш выкупил ООО “Гжелка”, которому принадлежат авторские права на изображение птицы Гжели, и начал борьбу за этот товарный знак.

Специалисты по патентному праву считают, что после этого решения апелляционной инстанции шансы Александра Сабадаша победить своего оппонента существенно повысились. “Это абсолютно логичный и обоснованный шаг, – уверен патентный поверенный Вадим Усков. – Если бы я представлял интересы господина Сабадаша, я бы, в первую очередь, подал гроздь исков против ключевых игроков розничного рынка или крупнейших дистрибуторов с требованием прекратить продажу водки под данным товарным знаком. Разумеется, продавцы начнут возвращать водку производителю, который сразу окажется в весьма тяжелом положении”. Таким образом, “Кристалл” может столкнуться с серьезной проблемой затоваривания, что может повлиять на работу компании вне зависимости от дальнейших разбирательств по поводу “Гжелки”, резюмирует “Коммерсантъ”.

Победу в брэндовом споре празднует и “Союзплодоимпорт”, возглавляемый бывшим замминистра сельского хозяйства Владимиром Логиновым. “Ведомости” в статье “Логинов перешел на коньяк” сообщают, что ФГУП к портфелю водочных марок присоединил коньячный брэнд “Московский”. По словам Логинова, его предприятие еще с 1969 года владеет правами на марку “Московская” по классу алкоголя, а осенью прошлого года решило зарегистрировать и наименование “Московский”.

Как отмечают “Ведомости”, “Московский” – самый популярный коньяк в стране. На него, по данным исследовательской компании “Бизнес Аналитика”, приходится 17,6 процента коньячного рынка. Теперь “Алкомир”, ФКП и “КИН” заключили трехсторонний договор об использовании товарного знака. Использование названия “Московский” обходится “КИНу” в 1,32 руб. с каждого проданного литра коньяка. По условиям соглашения “КИН” останется единственным производителем “Московского” коньяка в стране, ФКП уже потребовало от Кизлярского коньячного завода прекратить выпуск и продажу коньяка “Московский юбилейный”.

Топ-менеджер одного из крупных производителей коньяков, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что подписанное соглашение выгодно как “КИНу”, так как и “Союзплодоимпорту”. “ФКП выгоден им обоим. “КИН” имеет хорошие отношения с московским правительством, а теперь нашел общий язык и с ФКП”, – констатирует он. Однако глава юридической компании “Усков и партнеры” Вадим Усков считает, что регистрацию товарного знака “Московский” на ФКП можно оспорить, поскольку по закону товарный знак, указывающий на место происхождения товара, не является охраноспособным.

“Коммерсантъ” статью, посвященную этому событию, сопроводил красноречивым заголовком “Союзплодоимпорт” пошел за коньяком”, отсылая читателей к циклу публикаций о причудливых отношениях власти и бизнеса. Как пишет газета, участники рынка отмечают последовательность действий ФКП и считают, что в будущем государство намерено поставить под контроль производство всего алкоголя. “Судя по последним действиям, ФКП только начинает процесс огосударствления всех алкогольных марок, – предположил глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. – Когда “Союзплодоимпорт” занимался национализацией советских водочных брэндов – это было еще логично. Что же касается национализации словесных обозначений, то это совершенно новая стратегия. По такой логике половина толкового словаря Даля будет скоро зарегистрирована за ФКП”.

Место происхождения товара беспокоит и украинскую компанию “Союз-Виктан”. В опубликованной “Ведомостями” статье “Березовые бруньки обрусеют” сообщается о намерении “Союз-Виктана” построить собственный завод в Новгородской области, вложив в этот проект около $20 млн. “Окончательное решение об организации производства может быть принято в течение ближайших недель после окончания переговоров с российским партнером по проекту”, – говорит менеджер по связям с общественностью компании Сергей Блажко. Менеджер отказался назвать этого партнера, уточнив лишь, что это владелец земельного участка, на котором компания начнет строительство завода.

“Новый завод нужен “Союз-Виктану”, чтобы стать ближе к местному потребителю. Все-таки у нас больше доверяют отечественным производителям водки”, – полагает президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко. По его словам, таким образом “Союз-Виктан” также снижает возможные политические риски от присутствия только на Украине. Александр Пушкин из компании “Темп Первый” уточнил, что таким образом “Союз-Виктан” хочет повысить рентабельность своих продаж на российском направлении за счет экономии на таможенных сборах.

“Оригинальная украинская марка “на березовых бруньках” сможет привлечь определенный слой потребителей”, – рассуждает член совета директоров “Ливиза” Юрий Локтионов. “Во многом их вдохновляют успехи компании Nemiroff, удачно использовавшей образ перца в позиционировании своей водки, – говорит вице-президент по маркетингу компании “Веда” Дмитрий Барсуков. – Возможно, теперь их успех на российском рынке повторит водка “на березовых бруньках”. Однако Nemiroff пока не спешит обзаводиться собственным производством в России. “Мы располагаем достаточными мощностями на Украине”, – говорит директор службы по связям с общественностью Nemiroff Наталья Коновалова.

Однако центральным событием этого года обещает стать предстоящая приватизация “Росспиртпрома”. Обозреватель “Компании” Марина Смовж в статье “Спортивный интерес” сообщает, что потенциальные претенденты на государственные активы “Росспиртпрома” “уже приступили к разминке перед решающей схваткой”, причем “победа в торгах сулит не только место на пьедестале, но и более $1 млрд. призового фонда”.

Участники алкогольного рынка также придерживается спортивной терминологии. Гендиректор торговой группы компаний “Кристалл-Гросс” Виктор Самойлов заявил “Компании”, что “этот год на рынке можно охарактеризовать как своеобразный полуфинал”. По мнению Самойлова, следующим шагом станет передел отрасли между 8-10 основными игроками.

Потенциальных инвесторов больше всего интересуют всего три актива “Росспиртпрома” – московский завод “Кристалл”, самарский “Родник” и “Туласпирт” Сегодня только компания S.P.I. Group заявила о готовности купить “Росспиртпром” целиком. Марина Смовж при этом отмечает, что если S.P.I не добьется в этом году расположения Минсельхоза, Шефлеру позволят выкупить лишь блокирующие госпакеты в контролируемых группой предприятиях СПИ-РВВК и “Талвис”.

Группу “ОСТ” интересуют прежде всего заводы “Росспиртпрома”. Не исключено, что активами компании заинтересуется и Александр Сабадаш. Подчеркивается, что “Ливиз” и “ОСТ” в прошлом году существенно укрепили отношения с государством. “Пока “Ливиз” не распространялся о своих намерениях относительно “Росспиртпрома”, но вполне возможно, что, успешно выступив в одной команде с государством в деле по возврату “Гжелки”, Сабадаш может оказаться полезным и в процессе приватизации ФГУПа, – предполагает Марина Смовж.

Интересен “Росспиртпром” и компании “Русский алкоголь” депутата Госдумы Сергея Генералова. “Шансы Генералова на успех в состязании за государственные активы велики, – считает Смовж. – Другое дело, что, если в борьбу за “Росспиртпром” включатся более влиятельные “спортсмены”, осторожный Генералов отступится”.

Тем времени рынок вина характеризуется “акцизной неразберихой” – именно так называется опубликованная в “Ведомостях” статья о кризисной ситуации на заводе “Корнет” и Московском комбинате шампанских вин. Сообщается, что с нового года виноделам предписано продавать продукцию, маркированную только федеральными акцизными марками, тогда как оптовики могут продавать вина при наличии еще и региональных марок. Замгендиректора по экономике и финансам завода “Корнет” Иван Безгребельный заявляет, что оптовики боятся брать продукцию, что может привести к остановке производства. Безгребельный оценивает потери “Корнета” в 5 млн. руб. ежедневно. Московский комбинат шампанских вин в январе продал менее 70 процентов от запланированного. “Ведомости” также отмечают, что из-за нового порядка взимания акцизов, в пятницу прекратил производство петербургский завод “Игристые вина”. “Если ситуация не разрешится, мы ежемесячно будем недополучать 60 млн. руб. выручки”, – констатирует исполнительный директор завода Ирина Белова. Также не работает петербургский завод “Вилаш”.

На рынке пива, немного успокоившемуся после решения президента доработать поправки к антипивного закону, ситуацию определяет диверсификация и уточнение форматов. “Ведомости” в статье “Тиньков спускается с Олимпа” сообщает о намерении эпатажного пивовара не замыкаться впредь на дорогом сегменте и выйти на рынок с более дешевой маркой “Т”. Однако конкуренты к проекту Олега Тинькова относятся скептично. Директор по маркетингу петербургской пивоварни “Вена” Дмитрий Ширшов считает, что “Тинькофф” вряд ли сможет продать в этом году более 1 млн. дал пива “Т”. По его словам, сегмент local premium слишком тесен и в прошлом году вырос лишь на 8 процентов, тогда как весь рынок – на 11 процентов. При этом старший аналитик “Бизнес Аналитики” Георгий Тварчрелидзе одобряет инициативу Тинькова. Он отмечает, что в прошлом году “Тинькофф” удалось добиться большей доли на рынке только за счет узкого сегмента local super premium”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ