АКЦИЗНАЯ АЛКОИНТОКСИКАЦИЯ

0:00
0

О последствиях непродуманной акцизной политики говорится в февральском номере журнала “Витрина”. Пообщавшись с начальником Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Сергеем Веревкиным-Рахальским, корреспондент приводит следующие статданные: за 9 месяцев прошлого года выявлено около 170 тыс. правонарушений в сфере производства и реализации алкопродукции. В итоге мы имеем 3 600 свежих уголовных дел.

“Решая вопрос об акцизах, государство должно учитывать реальную ситуацию на рынке, а не исходить из желания чиновников”, – полагает руководитель Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Минсельхоза РФ Владимир Кайшев.

Другая проблема, на которую обращает внимание г-н Кайшев – это неполное использование мощностей в алкогольной отрасли. Минсельхоз, заявил г-н Кайшев, видит ее решение во введении моратория на строительство новых предприятий. Нам следует утвердить порядок, согласно которому 5-10 процентов акцизных сборов будут направляться на реконструкцию и техническое обновление отрасли. Кроме того, целесообразно создание лизингового фонда для поставки на предприятия нового оборудования.

Комментируя деятельность Росспиртпрома, Владимир Кайшев отметил, что необходимо вывести из его состава все нерентабельные филиалы (в частности, в Челябинской и Нижегородской областях), а так же выставить на продажу госпакеты акций размером меньше 30 процентов, находящиеся в его управлении.

На страницах “Витрины” речь так же идет о программе “Госмонополия РСМ” (региональные спецмарки)”, которую проводит в жизнь Министерство по налогам и сборам. По идее, новый программно-информационный комплекс должен обеспечить полный контроль над производством и реализацией алкогольной продукции. Ведь каждая бутылка, маркированная региональной спецмаркой со штрихкодом, несет на себе, можно сказать, свою собственную биографию.

Программа действует уже в 25 регионах РФ и позволила повысить собираемость акцизных платежей. Так, например, в Московской и Ленинградской областях в 2003 году динамика сбора акцизов почти в два раза выше, чем в предыдущем. Еще в 25 регионах программа “Госмонополия РСМ” только внедряется.

Правда, реальные игроки алкогольного рынка считают, что акцизы, региональные марки, система штрих-кодирования не столько гарантируют качество водки, сколько препятствуют ее продвижению внутри страны. Так, председатель водочной артели “Ятъ” Леонид Вигдорович посетовал корреспонденту газеты “Куранты” на несовершенство региональной политики.

Положение, когда качественную водку продавать в регионе считается незаконным, Вигдорович назвал нонсенсом, ведь любой производитель, желающий получить разрешение на маркировку у властей субъекта РФ, уже имеет лицензию, полученную в Министерстве по налогам и сборам. “Механизм государственного регулирования создал реальную проблему продвижения товаров. Мне кажется, времена Госплана и социалистической экономики прошли…”

Вигдоровича поддержал сопредседатель артели Виктор Звагельский: “Давление на производителя проходит под знаменем борьбы с нелегальной водкой, но, отъехав от Москвы на пару километров, вы сможете купить за двенадцать рублей в палатке бутылку водки, о качестве которой и говорить не стоит. Между тем от легальной водки мало кто отравился. Если пить в меру. А региональная марка никакого качества не гарантирует – все это лобби распределителей квот”.

Председатель Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин считает, что пора отменить региональную маркировку как рудимент, тем более что она достаточно легко подделывается. Однако автор статьи отмечает, что ситуация может улучшиться только при проведении радикальной административной реформы: “Проблема в том, что наряду с новыми механизмами защиты алкогольной продукции действуют и старые. Минэкономразвития выступает за отмену квот, но тем не менее затягивает процесс так, что многие предприятия вынуждены простаивать. А это оборачивается серьезными убытками”.

Вообще-то предприниматели ждут реализации многих инициатив министерства экономики, рассчитывая, что они существенно облегчит правила игры. “Экономическая жизнь” сообщает, что еще в конце января начальник Управления рынка алкоголя и табака Министерства экономического развития и торговли Андрей Межонов на брифинге для журналистов сделал заявление, что МЭРТ за отказ избыточных регулирующих функций в алкогольной отрасли. В частности Минэкономразвития подготовило свой вариант поправок в действующий закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции”, предлагающий исключить из закона статью 4, позволяющую вводить государственную монополию на алкогольном рынке, как нефункциональную и препятствующую вступлению России в ВТО.

Обозреватель газеты выражает надежду, что эти меры позволят нелегальным производителям наконец-то выйти из тени и производить спиртосодержащую продукцию на законных основаниях.

Однако корреспондент журнала “Компания” Владислав Коваленко считает, что угроза введения госмонополии не миновала. “Последние несколько лет Госдума и правительство занимались экспериментами в области акцизной политики, но в восторг от результатов не пришли. Настала пора прямого вмешательства в бизнес”, – не без сарказма отмечает автор.

Как пишет “Компания”, “действия государства в алкогольной отрасли иной раз напоминают поведение слона в посудной лавке”: “В алкогольном бизнесе из-за маленьких акцизных марок уже давно разыгрывается большая драма. Выглядит это так, будто государство пытается ужесточить контроль и всеми средствами увеличить доходы. На деле происходит усиление бизнес-составляющей в чиновничьих функциях”.

Аналитики подчеркивают, что ужесточение правил игры на алкогольном рынке будет стимулировать рост самогоноварения. Однако публикация в “Родной газете” свидетельствует о том, что у самогонщиков вскоре появится серьезный конкурент: ростовская компания “Регата” собирается производить алкогольный напиток “по мотивам” самогона. Сообщается, что специалисты предприятия работают над “формулой” крепкого зелья, изучают многочисленные рецепты спиртного самопала. Первач – так предположительно будет называться новый горячительный продукт – адресован гурманам.

Нужно отметить, что ужесточение конкуренции ощущают не только самогонщики. “На алкогольном рынке стало тесновато” – такую цитату из выступления председателя правления Национальной алкогольной ассоциации П. Шапкина привела газета “Деловой Петербург”. Автор статьи отмечает, что в ситуации перепроизводство крепкого алкоголя (которое по оценке экспертов составляет порядка 20 процентов) главным способом укрепления позиций становится импортозамещение: Ритейлерам и конечным потребителям нравится сочетание экзотического имиджа и доступной цены. А производителю, единожды заявив о себе, легче продвинуть в розницу всю ассортиментную линейку”.

Одним из первых “иностранцев” отечественного розлива стал джин. Его выпуск под торговой маркой “Капитанский” наладил ЛВЗ “ЛИВИЗ”. Вермут производят “Бодегас Вальдепабло-Нева” (торговая марка Salvatore) и ЛВЗ “Ладога” (Monteliano). Группа компаний “Молотов коктейль” выпустил грушевый сидр Lambrini на мощностях Бокситогорского завода напитков. Завод “Вилаш” в 2004 г. планирует освоить изготовление безалкогольного вина с содержанием спирта не более 0,5 процентов. Значительную долю “ненационального” алкоголя обеспечивают московские компании. ЛВЗ “Аметист” – единственный в России производит абсент под торговой маркой Vincent Van Gogh. Подмосковный завод плодово-ягодных вин “Рубин” недавно освоил выпуск сливового вина КЕ-СО по японской технологии.

Некоторые компании не делают акцент на экзотичности своей продукции. “В основном мы продвигаем корпоративный бренд, – рассказала заместитель генерального директора по производству ЗАО “ЛИВИЗ” Инна Никитина, – отдельно рекламируем несколько товарных знаков, но джин “Капитанский” в их число не входит. Конкурировать с иностранными производителями помогает известность общей торговой марки”.

Раскруткой брэнда всерьез занимается и алкогольная компания “Исток”. Как отмечает “Комсомольская правда”, “Исток” – это крупнейший и единственный производитель в России, ассортимент которого не ограничивается одним видом напитка. Под маркой “Истока” выходят все виды алкогольной продукции: вино, водка, коньяк, шампанское. На международной выставке “Продэкспо-2004” компания “Исток” представил новые вина – полусладкие красные “Лики любви” и “Пламя страсти” и полусладкие белые “Жемчужный берег” и “Ночь нежна”. В рекламной статься сообщается, что новинки производятся из виноматериалов южных районов Франции.

Укрепляет позиции и Нижегородский завод шампанских вин. Как отмечает региональная газета “Биржа”, американо-российская торговая палата оценила двумя золотыми медалями продукцию завода. Подчеркивается, что отечественный производитель впервые получил признание американских экспертов.

Журнал “Секрет фирмы” считает одним из “самых лакомых кусков” для западных пивоваренных компаний московский комбинат “Очаково”. Президент “Очаково” Алексей Кочетов в интервью журналу рассказал, что предпочитает заранее принимать меры для защиты от возможного поглощения.

В целях укрепления позиций “Очаково” провело допэмисси. Основными покупателями акций стали сам Кочетов и его дочь Инна, которая является вице-президентом компании по маркетингу. Алексей Кочетов отметил, что допэмиссия была проведена, чтобы не допустить продажи пакета акций миноритариями, что создает угрозу целостности компании.

Как следует из интервью, одно из приоритетных направлений развития “Очаково” – создание фирменной сети спорт-баров в крупных городах России. В этом году компания планирует расширить продуктовую линейку, в которой будет делаться ставка на напитки класса “премиум”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ